Строительные машины и оборудование, справочник






Масляные фильтры автомобиля


Категория:
   Устройство и работа двигателя


Масляные фильтры автомобиля

Масляные фильтры служат для очистки масла от механических примесей, в результате чего увеличивается продолжительность его работы.

При работе масло загрязняется частицами металла, нагара и пыли, проникающей в картер. Эти механические примеси, попадая вместе с маслом к трущимся деталям, увеличивают их износ и поэтому должны быть удалены из масла.

Масло очищают от крупных частиц сетчатым фильтром, поставленным в маслоприемнике насоса, что предохраняет насос от повышенного износа или поломок. Кроме того, для более тщательной очистки масла применяют специальные фильтры, которые устанавливают на двигателе снаружи.



Рис. 1. Масляный фильтр грубой очистки масла пластинчато-щелевого типа

В двигателях некоторых моделей устанавливают два наружных масляных фильтра, из которых один предназначен для предварительной (грубой) очистки масла от более крупных частиц и механических примесей, а другой — для окончательной (тонкой) очистки масла. В зависимости от назначения фильтр присоединяют к масляной магистрали последовательно или параллельно.

Для грубой очистки масла широко распространен металлический пластинчатый щелевой фильтр с рукояткой для ручной очистки фильтрующего элемента. К чугунному корпусу такого фильтра снизу прикреплен колпак отстойника. Внутри фильтра находится фильтрующий элемент, состоящий из большого количества тонких металлических пластин двух видов: фильтрующих пластин-дисков 6 и промежуточных нластин-звездочек, устанавливаемых поочередно так, что между фильтрующими пластинами по наружной поверхности образуются узкие зазоры (0,08 мм). Стержень, на котором закреплены пластины, проходит через отверстие в корпусе наружу, и его можно поворачивать вместе с элементом за рукоятку. Стержень в корпусе уплотняется с помощью сальника, закрепляемого гайкой. В зазоры между пластинами фильтрующего элемента по наружной их части входят неподвижные очищающие пластины, закрепленные в корпусе на шпильке.

Неочищенное масло поступает через канал корпуса в колпак и частично в нем отстаивается. Под действием давления, имеющегося в системе, масло продавливается сквозь щели в фильтрующем элементе, очищаясь при этом от механических примесей, проходит внутрь элемента и по другому каналу в корпусе в очищенном виде поступает в двигатель. Грязь, отлагающаяся на наружной поверхности элемента и в его зазорах, удаляется путем поворота наружной рукоятки стержня. Элемент при этом поворачивается, и очищающие пластины, входящие в его зазоры, снимают грязь. В некоторых конструкциях такого фильтра рукоятка соединяется со стержнем через муфту свободного хода, состоящую из втулки рукоятки, свободно посаженной на стержень, и пружины 13, верхним концом соединенной с втулкой и плотно посаженной на стержень.

При повороте рукоятки в одну сторону пружина закручивается и заклинивает рукоятку на стержне, вследствие чего последнему передается вращение. При повороте рукоятки в обратную сторону пружина, раскручиваясь, вращения на стержень не передает. Такая рукоятка повышает удобство поворота фильтрующего элемента. Для выпуска отстоя грязи в нижней части колпака сделано спускное отверстие, закрытое пробкой.

Масляный фильтр грубой очистки включен в масляную магистраль последовательно. При последовательном включении все масло, нагнетаемое насосом в главную магистраль, проходит через фильтр и очищается в нем. Фильтр снабжается перепускным клапаном, который перепускает масло в магистраль помимо фильтра в том случае, если фильтр не успевает пропускать подводимое к нему масло при избыточной его подаче, при загустева-нии масла или при загрязнении фильтра.

Для грубой очистки масла применяют также фильтры с металлическим фильтрующим элементом (на дизелях ЯМЗ), изготовленным из латунной лепты или сетки.

Для тонкой очистки масла в карбюраторных двигателях наибольшее применение получили фильтры типа АСФО (автомобильный суперфильтр-отстойник) или ДАСФО (буква Д означает, что фильтр двухсекционный). Такой фильтр (рис. 2) состоит из корпуса, центральной трубки, закрепленной в корпусе, крышки, закрывающей корпус и закрепленной болтом на центральной трубке, и фильтрующего элемента, установленного в корпусе на трубке и закрепленного поджимной пружиной.

Фильтрующий элемент типа АСФО набран из картонных сплошных и вырезных пластин, установленных поочередно и собранных в патрон, который сверху и снизу закрыт металлическими крышками и стянут скобками. На верхней крышке имеется надпись «Верх». Вынимают элемент с помощью рукоятки. Фильтрующий элемент типа ДАСФО набирается из картонных сплошных пластин и прокладок с радиальными канавками. Концы прокладки загибаются на краях пластины. Прокладки соседних пластин располагаются под углом 90°. Элемент, устанавливаемый в корпус фильтра на центральной трубке, уплотняется картонными сальниками, расположенными в металлических крышках элемента.

В центральной трубке сделаны канал и калиброванное отверстие диаметром 1,5 мм, через которое масло из центральной полости элемента поступает в маслоотводящую трубку фильтра. Калиброванное отверстие ограничивает количество масла, проходящего через фильтр в случае нарушения плотности соединения частей фильтрующего элемента. Этим предотвращается перепуск увеличенного количества масла через фильтр и чрезмерное падение давления масла в системе.

В одной из крышек элемента над сальником имеется одно перепускное отверстие диаметром 11 мм или несколько более мелких отверстий, через которые масло всегда поступает из корпуса фильтра в центральную полость элемента, вследствие чего уменьшается скорость прохождения фильтруемой части масла через элемент и обеспечивается более тщательная его очистка. Кроме того, в результате постоянной циркуляции масла через фильтр ускоряется его прогрев при низкой температуре после пуска двигателя. По степени нагрева корпуса фильтра можно определить его работоспособность.

Рис. 2. МасляЕый фильтр тонкой очистки масла С фильтрующим элементом типа АСФО или ДАСФО

Вследствие малой пропускной способности фильтр тонкой очистки присоединяют к масляной магистрали параллельно. Масло подводится к фильтру из главной магистрали двигателя по боковой маслопоДводящей трубке. Из фильтра по центральной маслоотводящей трубке масло сливается в картер двигателя.

Масло, поступающее в фильтр, отстаивается в его корпусе, затем поступает в образованные вырезами пластин или прокладками полости элемента и отстаивается в них. Проходя с малой скоростью через щели перегородок сжатых пластин и прокладок в выдавленные на них каналы (щелевая фильтрация) и через пористый материал самих прокладок, масло тщательно фильтруется. По каналам перегородок отфильтрованное масло поступает в центральную полость элемента, основная же часть масла проходит в центральную полость через перепускное отверстие. Далее все масло из центральной полости через калиброванное отверстие, определяющее общую пропускную способность фильтра, проходит в центральную трубку и по маслоотводящей трубке сливается обратно в картер двигателя.

Так как отверстие на центральной трубке калиброванное, то в масляный фильтр тонкой очистки одновременно поступает только небольшая часть от всего объема масла, подаваемого насосом (10—20%). Вследствие наличия перепускных отверстий в крышке элемента фильтрации подвергается лишь небольшая часть проходящего через фильтр масла (примерно 7—8%). Однако в процессе работы двигателя все масло постепенно пропускается через фильтр, подвергаясь тонкой очистке.

В результате длительного отстоя масла в корпусе фильтра и в полостях элемента и в результате тонкой фильтрации масла обеспечивается хорошая его очистка. По мере работы фильтрующий элемент загрязняется, и его необходимо заменять. Для спуска отстоя из корпуса фильтра имеется спускное отверстие, закрытое пробкой.

Фильтрующие элементы АСФО и ДАСФО выпускаются нескольких размеров для двигателей разных марок.

Для тонкой очистки масла применяют также фильтры с фильтрующим элементом, заполненным искусственным минеральным волокном (в двухтактных дизелях ЯМЗ).

В некоторых моделях двигателей фильтры грубой и тонкой очистки монтируются вместе на общем корпусе.

Читать далее:

Категория: - Устройство и работа двигателя

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины