На автомобиле «Москвич-408» установлен двигатель модели 408, представляющий собой дальнейшую модернизацию двигателей моделей 407 и 407Д1, устанавливаемых ранее соответственно на автомобилях «Москвич-407» и «Москвич-403».
Двигатель 408 четырехтактный карбюраторный рядный четырехцилиндровый, короткоходньга, с верхним расположением клапанов.
Основные показатели двигателя приведены в приложении.
Мощность двигателя 408 по сравнению с моделями, применяемыми ранее, повышена до 50 л. с. в результате совершенствования элементов системы питания и более рациональной формы впускного трубопровода. Дальнейшее совершенствование конструкции двигателя и технологии его изготовления позволило повысить его долговечность.
Все цилиндры двигателя отлиты из чугуна в одном блоке вместе с картером. В верхнюю часть цилиндров запрессованы короткие гильзы из специального антикоррозионного чугуна. В блоке отлита водяная рубашка, охватывающая цилиндр по всей длине. В верхней части рубашки с правой стороны имеется водораспределительный канал, соединяемый с водяным насосом. Справа в блоке расположена камера клапанного механизма, закрытая крышкой. К картеру снизу присоединен стальной штампованный масляный поддон. Плоскость разъема картера совпадает с осью коленчатого вала.
Головка цилиндров, отлитая из алюминиевого сплава, крепится к блоку двигателя пятнадцатью болтами. Между головкой и блоком установлена уплотняющая прокладка из пропитанного графитом асбестового полотна с железной окантовкой. В головке расположены обработанные камеры сгорания полуклиновой формы и установлены клапаны. В головке имеется водяная рубашка, сообщающаяся через отверстия с рубашкой блока, отлиты каналы впускных и выпускных клапанов и сделаны отверстия для прохода штанг толкателей. В передней и задней стенках головки сделаны люки, закрытые крышками и используемые при изготовлении головки.
Поршни, изготовленные из алюминиевого сплава, имеют юбку овального сечения с некоторой конусностью по высоте. На нижней кромке юбки сделаны выемки для прохода противовесов коленчатого вала. Поверхность юбки луженая. Нормальный зазор между юбкой поршня и цилиндром составляет 0,04—0,06 мм по большей оси овала. При установке поршня в двигатель стрелка на его днище должна быть обращена вперед.
На верхней части поршня в канавках установлены три компрессионных кольца и одно маслосъемное. Компрессионные кольца скручивающиеся; на внутренней верхней кромке верхних колец и нижней наружной кромке нижнего. кольца сделаны выточки. Благодаря заостренной кромке на выточке третьего компрессионного кольца, оно является одновременно и маслосбрасывающим. Все кольца с корректированным давлением и изготовлены из специального чугуна. Верхнее компрессионное кольцо имеет покрытие из пористого хрома; рабочая поверхность остальных компрессионных колец луженая.
Маслосъемное кольцо, имеющее проточку и сквозные прорези, устанавливается в канавку на поршне, против которой в его теле сделаны две сквозные прорези. Эти прорези служат для отвода масла и являются теплоизолирующими для юбки. Под кольцом на поверхности поршня имеется проточка со сквозными отверстиями для слива масла.
Зазор в стыке колец равен 0,4.1—0,75 мм. Зазор в канавке поршня по высоте у верхнего компрессионного кольца составляет 0,036—0,063 мм, среднего — 0,030—0,065 мм и нижнего — 0,065—0,100 мм, а у маслосъемного — 0,037—0,082 мм.
Поршневой палец 28 плавающий, изготовлен из малоуглеродистой стали, подвергнут поверхностной закалке т. в. ч. на глубину 1,0—1,5 мм и закреплен в бобышках поршня двумя стопорными кольцами. Ось пальца смещена вправо на 1,5 мм от оси цилиндра.
Шатун 27 сделан из углеродистой стали и подвергнут закалке и отпуску. В верхнюю головку шатуна запрессована свернутая из листовой бронзы втулка. В головке сверху имеется отверстие для прохода смазки. Нижняя головка разъемная; в ней установлены тонкостенные стале-баббитовые трехслойные взаимозаменяемые вкладыши, фиксируемые в шатуне отогнутыми усиками. Крышка нижней головки шатуна крепится двумя болтами, гайки которых шплинтуются. На нижней головке шатуна и на крышке сделаны метки и выбиты номера цилиндров. При сборке шатун выпуклой меткой на стержне и крышке должен устанавливаться вперед.
Трехопорный с противовесами коленчатый вал кованый, изготовлен из углеродистой стали. Усиленные шейки вала подвергнуты поверхностной закалке т. в. ч. на глубину 3,0—4,5 мм. Коренные подшипники снабжены тонкостенными стале-баббитовыми трехслойными вкладышами, которые фиксируются отогнутыми усиками. На внутренней поверхности вкладышей имеется кольцевая канавка. Средний подшипник упорный. Вал в осевом направлении фиксируется тонкостенными стале-баббитовыми полукольцами, установленными по торцам крышки подшипника. Осевой зазор шейки вала в установочном подшипнике равен 0,10—0,20 мм. Чугунные крышки подшипников прикреплены к картеру: передняя — двумя болтами, а средняя и задняя — четырьмя болтами. Каждая крышка фиксируется на картере двумя штифтами. Для правильной установки крышки среднего подшипника на ней отлита стрелка, которая должна быть направлена вперед.
От коренных шеек к шатунным просверлены каналы для смазки. В шатунных шейках высверлены камеры грязеуловителей, закрытые резьбовыми пробками.
Чугунный маховик центрируется по торцу заднего конца коленчатого вала и крепится к нему четырьмя болтами. В определенном положении маховик фиксируется установочным штифтом. На обод маховика напрессован зубчатый венец для стартера и имеются установочные метки (шарик с буквами МЗ и риска с буквами ВМТ), а в картере маховика — люк и указательный штифт.
На переднем конце коленчатого вала закреплены на шпонке шестерня привода распределительного вала, маслоотражатель и ступица со шкивом привода вентилятора. В торец вала ввернут храповик для пусковой рукоятки. В передней части уплотнение вала обеспечивается самоподжимным сальником, установленным в крышке коробки распределительных шестерен, и войлочным кольцом, расположенным в корпусе, прикрепленном к ступице шкива.
На заднем конце коленчатого вала сделана маслосгонная нарезка, а в подшипнике имеются кольцевая проточка и маслосливной канал. Поверхность заднего конца вала охватывается самоподжимным сальником, установленным в выточке блока и крышки подшипника. Масляный поддон соединен с картером через пробковые уплотняющие прокладки.
Механизм газораспределения имеет верхние клапаны, наклонно расположенные (под углом 7°30’) в один ряд. Впускной клапан с головкой большего диаметра (36,5 мм) изготовлен из хромокремнистой стали (Х9С2); выпускной клапан с головкой меньшего диаметра (31,5 мм) изготовлен из жаростойкой и антикоррозионной хромоникелевой стали (ЭИ69); рабочая фаска клапана наплавлена специальным сплавом.
Клапаны установлены в металлокерамических направляющих втулках, запрессованных в головку цилиндров. Вставные гнезда клапанов изготовлены из жароупорного чугуна высокой твердости. Крайние клапаны выпускные, а затем попарно чередуются впускные и выпускные клапаны.
Каждый клапан имеет две пружины — внутреннюю и наружную, что устраняет возможность попадания клапана в цилиндр при поломке одной из пружин. Противоположное направление навивки пружин устраняет возможность попадания витков поломанной пружины между витками целой пружины. Пружины опираются на головку цилиндров через шайбу и закреплены на клапане опорной шайбой с разрезными коническими сухариками. В опорной шайбе установлено уплотняющее резиновое кольцо, препятствующее попаданию масла в зазор между стержнем клапана и втулкой. На конец стержня клапана надет наконечник, который имеет повышенную износостойкость, что обеспечивает длительную сохранность установленного зазора между клапаном и коромыслом, и который можно заменять в случае износа.
Клапаны приводятся в действие от распределительного вала с помощью толкателей, штанг и коромысел.
Стальной распределительный вал установлен с правой стороны на трех опорах, выполненных в виде свертных стале-баббитовых втулок, запрессованных в перегородки блока. На средней шейке вала нарезана шестерня привода масляного насоса и вала распределителя. На валу расположены шестерня привода гибкого вала стеклоочистителя (для автомобилей с механическим приводом стеклоочистителя) и эксцентрик привода бензинового насоса. Кулачки вала имеют одинаковый профиль, обработаны с небольшой конусностью и работают по сферической опорной поверхности толкателей. Все рабочие поверхности вала подвергнуты поверхностной закалке т. в. ч. В задней шейке вала высверлен канал для отвода масла из полости заднего подшипника. На передней шейке расположены две масло-распределительные канавки.
На переднем конце вала на шпонке закреплена болтом с шайбой стальная ступица с текстолитовой шестерней, которая входит в зацепление с шестерней коленчатого вала. Осевые перемещения распределительного вала ограничиваются упорным чугунным фланцем, прикрепленным болтами к блоку. Осевой зазор вала находится в пределах 0,10—0,23 мм. Распределительные шестерни закрыты стальной штампованной крышкой.
Цилиндрические полые толкатели изготовлены из стали; рабочие поверхности их наплавлены специальным чугуном; толкатели установлены в направляющих каналах блока. В стенках у основания толкателя имеются отверстия для стока масла.
Концы стальных трубчатых штанг толкателей имеют сферические наконечники. Нижний конец штанг упирается в дно толкателя, а верхний — в коромысло. Штанги установлены наклонно и проходят через каналы блока и головки.
Стальные литые коромысла установлены шарнирно без втулок на двух полых цементованных осях, которые закреплены в головке цилцндров с помощью шпилек па двух стальных стойках каждая. Крайние коромысла фиксируются на осях шплинтами с коническими пружинами, а между средними коромыслами установлены распорные пружины. Полые оси коромысел соединены между собой трубкой с уплотнениями и пружиной.
В конец коромысла, располагающийся над стержнем клапана, ввернут регулировочный винт с контргайкой, которым регулируется зазор между коромыслом и клапаном. В сферическое углубление другого конца коромысла упирается наконечник штанги.
Клапанный механизм закрыт стальной штампованной крышкой на прокладке. В крышке имеются два люка, служащие для осмотра и регулировки клапанного механизма. Люки закрыты крышками на прокладках и закреплены с помощью гаек-барашков. К передней стенке крышки клапанного механизма присоединен маслозаливной патрубок, закрытый крышкой.
Каналы впускных и выпускных клапанов, отлитые в головке, выведены на обе ее стороны. С левой стороны крепится впускной трубопровод, имеющий водяную рубашку, а с правой — выпускной трубопровод.
Числовые значения фаз газораспределения двигателя и зазоров в клапанах приведены в приложении.
С правой стороны двигателя закреплен масляный фильтр грубой очистки, а с левой — стартер. Сверху на двигателе установлен распределитель зажигания и на впускном патрубке закреплен карбюратор.
Двигатель крепится к подмоторной раме автомобиля на трех опорах. Передняя опора представляет собой две лапы, расположенные посередине картера двигателя, а задней опорой является кронштейн удлинителя коробки передач. Во всех местах крепления поставлены резиновые подушки.
На автомобиле «Москвич-403» переходной модели устанавливался двигатель 407Д мощностью 45 л. е., по конструкции в основном аналогичный двигателю автомобиля «Москвич-408».
На автомобиле «Москвич-407» был установлен двигатель, конструкция которого в основном аналогична конструкции двигателя автомобиля «Москвич-408», но уменьшены размеры коренных подшипников и изменена осевая фиксация вала. Фильтр грубой очистки был расположен горизонтально.
—
На базовом автомобиле АЗЛК-2141 и его модификации АЗЛК-21412 применяются четырехтактные карбюраторные четырехцилиндровые с рядным расположением цилиндров и верхним расположением распределительного вала двигатели моделей ВАЗ-2106-70 и 331.10, близкие между собой по основным мощностным и экономическим параметрам. По конструктивному исполнению эти двигатели существенно отличаются друг от друга и поэтому описание их устройства и обслуживания в эксплуатации приводится в отдельных разделах.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Двигатели автомобилей «Москвич»"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы