Строительные машины и оборудование, справочник





Оборудование и аппаратура пневматического и электропневматического управления

Категория:
   Системы управления автомобильного крана



Оборудование и аппаратура пневматического и электропневматического управления

Оборудование пневматического и электропневматического управления состоит из источников получения и хранения сжатого воздуха и их устройств (компрессор, фильтры, ресивер, разгрузочные клапаны и т. п.), аппаратуры управления (золотники, распределители, клапаны, электропневмовентили и др.) а также пневмокоммуникаций.

Компрессор (рис. 75, а) состоит из цилиндра, в котором перемещается поршень. Сверху цилиндр закрыт головкой с клапанами, а нижней частью крепится к картеру. В картере установлен коленчатый вал с шатуном.

Движение коленчатому валу компрессора передается через шкив клиноременной передачи от промежуточного вала реверсивно-распределительного механизма. При вращении коленчатого вала поршень совершает возвратно-поступательные движения. Корда, поршень идет вниз, в верхней полости создается разрежение. Под действием атмосферного давления открывается клапан и воздух через отверстие А поступает в цилиндр. При движении, поршня вверх клапан закрывается и находящийся в цилиндре воздух сжимается. При этом открывается клапан и сжатый воздух через отверстие Б идет в систему.

Рис. 75. Компрессор (а) и фильтр (б) системы управления крана КС-1562:
1 — шатун, 2 — всасывающий клапан, 3 — головка, 4 — нагнетательный клапан, б — поршень, 6 — цилиндр, 7 — шкив, 8 — картер, 9 — коленчатый вал, 10 — уплотняющее устройство, 11 — штуцер, 12 — шпилька, 13 — фильтрующие сетки, 14 — корпус, 15 — крышка, 16 — гайка

Смазка деталей компрессора на кране КС-1562 комбинированная. Масло через дроссель с регулятором подается шестеренным насосом из реверсивно-распределителыюго механизма коробки через уплотняющее устройство в отверстие коленчатого вала к подшипнику шатуна. По каналу в шатуне масло подводится к верхней головке шатуна. Коренные подшипники и стенки цилиндра смазываются разбрызгиванием. За давлением масла следят по манометру, установленному на правой стенке кабины над щитком приборов.

Фильтр (рис. 75, б) очищает поступающий в компрессор воздух от пыли, грязи и других посторонних предметов.

В корпусе фильтра, залитого маслом и закрытого крышкой, помещен слой фильтрующих сеток. Корпус, крышка и штуцер скреплены шпилькой и гайкой.

При включении компрессора в полостях В и Г создается разрежение. Под действием атмосферного давления окружающий воздух поступает в полость фильтра Д и, проходя слой фильтрующих сеток, через полости Г и В попадает в компрессор. К маслу прилипают находящиеся в воздухе во взвешенном состоянии частицы.

В период эксплуатации периодически проверяют чистоту фильтрующих сеток и масла: отвинтив гайку и сняв крышку, вынимают из корпуса фильтрующие сетки, промывают;их в керосине и, дав керосину стечь, окунают в масло. Перед, дас как поставить сетки на-место, меняют масло в корпусе фильтра.

Рис. 76. Предохранительный клапан пневмоуправле-ння крана КС-1562:
1 — штуцер» 2 — шарик, 3 — корпус, 4 — пружина, 5 — стар-жень, 6 – контргайка, 7— винт

В ресивере хранится запас воздуха под давлением,необходимым для нормальной работы машины, кроме того, в нем выпадает значительная часть конденсата из воздуха, проходящего, через него. Конденсат сливают через сливной кран ресивера только при наличии в нем сжатого воздуха. Нельзя допускать скопления большого количества конденсата в ресивере, так как это может привести к попаданию конденсата в пневмокамеры и клапаны пневмосистемы. Рекомендуется сливать конденсат ежедневно. Зимой конденсат сливают в конце каждой рабочей смены во избежание замерзания его в аппаратуре и трубопроводах пневмосистемы. Наличие большого количества масла в конденсате указывает на неисправность компрессора.

Разгрузочный клапан устанавливают между компрессором и ресивером. Клапан служит для разгрузки компрессора, когда рабочие операции не производятся и ограничено рабочее давление в системе.

В случае выхода из строя разгрузочного клапана предохраняет пневмосистему от чрезмерного повышения давления клапан, показанный на рис. 76. Он состоит из корпуса со штуцером, шарика, стержня и пружины. Клапан настраивают винтом, который фиксируют контргайкой.

Полость Б клапана соединена с атмосферойЮ, а полость А — с ресивером. Если давление воздуха в ресивере не превосходит усилия настройки, то шарик прижат к седлу штуцера — клапан закрыт. Если давление в ресивере становится большим и преодолевает усилие настройки пружины, то шарик отжимается от седла и ресивер через полости А и Б сообщается с атмосферой.

Рис. 77. Унифицированный дис ренциальный золотник:
1 — чашка, 2 и 9 — пружины, 3 и 10 — крышки, 4 — гайка, 5 — стакан, 6 — диафрагма, 7 — уплотнение, 8 — клапан с уплотнением, 11 — корпус, 12 — шайба

Дифференциальный золотник применяют для управления фрикционами и тормозами рабочих механизмов крана, т. е. там, где машинист должен иметь возможность управлять величиной усилия, включающего механизм. На автомобильных кранах применяют унифицированные дифференциальные золотники (рис. 77), В свободном положении пружина и подаваемый из ресивера через канал А воздух поднимают клапан и прижимают его к торцу корпуса, закрывая таким образом дальнейший проход воздуху. Упругая диафрагма поднимает стакан, пружину и чашку в крайнее верхнее положение, а исполнительная пневмокамера через канал Б, зазор между торцом стакана и уплотнителем клапана, сверление в стакане и канал В сообщается с атмосферой. В таком положении дифференциальный золотник показан на рисунке.

Для включения пневмокаме-ры нажимают (по направлению стрелки Г) на чашку. Усилие нажатия передается через пружину и стакан на диафрагму, которая прогибается. Нижний торец стакана прижимается к уплотнителю клапана, отсоединяя канал Б и пневмокамеру от атмосферы. Продолжая нажимать на чашку, сжимают пружину еще больше. Клапан остается на месте до тех пор, пока усилие в пружине не достигнет величины, превышающей давление воздуха и пружины на клапан. Затем клапан опускается и воздух проходит под диафрагму и через канал Б в пневмокамеру, заполняя ее.

По мере заполнения пневмокамеры воздухом увеличивается давление в ее полости и под диафрагмой. На пружину снизу действует усилие большее, чем до заполнения пневмокамеры воздухом, так как к действовавшему ранее давлению (только на нижний торец клапана) прибавляется давление на диафрагму. Под действием этого усилия пружина сжимается. Если чашка остается неподвижной, то клапан вместе со стаканом поднимается и уплотнитель клапана прижимается к заплечикам корпуса. Впускной клапан закрывается. Давление под диафрагмой и в полости пневмокамеры меньше, чем в распределителе и под клапаном. Величина давления зависит от усилия, с которым сжата в этот момент пружина. Для увеличения давления в пневмо-камере нужно дальше (вниз) продвинуть чашку. Клапан снова приоткроется, дополнительная порция воздуха пройдет под диафрагму, сожмет пружину и снова закроет клапан.

Величина давления воздуха в пневмокамере зависит от степени сжатия рабочей пружины. При включении того или иного механизма; пружину сжимают рычагом управления, опускающим вниз чашку. Если перестать нажимать сверху на чашку, то пружины и диафрагма снова приведут все детали дифференциального золотника в первоначальное положение, показанное на рисунке, и воздух из пневмокамеры выйдет в атмосферу.

Рис. 78. Двойной (разделительный) клапан крана КС-1562 (а) и КС-2561Д (б):
1 — прокладка, 2 — золотник, 3 — корпус, 4 — стяжной винт, 5 — крышка, 6, 8 и 9 — штуцеры, 7 — кольца

Конечное давление в пневмокамере регулируют специальным винтом, ограничивающим ход чашки. Для уменьшения конечного давления в пневмокамере увеличивают зазор между винтом и чашкой при нейтральном положении рычага управления. Если зазора нет, давление в пневмокамере при включении будет максимальным.

Необходимая величина хода чашки и первоначальный зазор между ней и винтом могут быть различными для золотников уп: равления разными механизмами крана и зависят от давления, необходимого для включения тех или иных механизмов. Подробно эти сведения приведены в инструкциях по эксплуатации.

Основной неисправностью дифференциального золотника является заедание чашки в нижнем положении. Это происходит в результате попадания грязи между цилиндрическими поверхностями чашки и корпуса золотника. Эта неисправность очень опасна и может вызвать аварию, так как механизм остается включенным несмотря на то, что рычаг на пульте управления будет возвращен в положение «выключено».

Рис. 79. Конечный выключатель пневмоуправления крана КС-1562:
1 — шток, 2 и 5 — секции корпуса, 3 — клапан, 4 — пружина

Частичное или полное падение давления во всей системе может быть вызвано износом уплотнения клапанов. Если неисправен уплотнитель клапана, воздух будет непрерывно выходить из отверстия В корпуса при выключенном или включенном положении рычага управления. При таких неисправностях необходимо заменить износившиеся прокладки клапанов.

Двойной разделительный) клапан служит для разделения двух потоков сжатого воздуха, подаваемых в одну и ту же пневмокамеру (или какой-либо из аппаратов управления). Например, на кране КС-1562 (рис. 78, а) двойной клапан применяют для одновременного управления тормозом и одной из фрикционных муфт какого-либо из исполнительных механизмов. Внутри корпуса клапана свободно перемещается золотник. Воздух при подаче к одной из фрикционных муфт одновременно попадает и в отверстие А (или В) двойного клапана. Золотник перемещается к отверстию В и перекрывает его, а воздух проходит через отверстие Б к исполнительной пневмокамере тормоза.

Рис. 80. Электропневматический вентиль ВВ-32Ш:
1 и 14 — резиновые прокладки, 2 — винт регулировки скорости выхлопа, 3 — стопорная гайка, 4 — втулка, 5 и 17 — нижний и верхний клапаны, б —пружина, 7 — уплотнительная шайба, в —заглушка, 9 — корпус, 10 — катушка, И — сердечник, 12 — якорь, 13 — ярмо, 15 — кнопка ручного управления, 16 — гильза немагнитная

Между крышками и корпусом, стянутыми винтом, устанавливают резиновые прокладки, предотвращающие утечку воздуха.

На кране КС-2561Д вместо крышек в корпyce (рис. 78, б) установлены штуцеры, а прокладки — в выточках золотника.

Конечные выключатели выполняют роль исполнительных органов в ограничителях грузоподъемности, подъема крюковой обоймы и подъема стрелы.

В качестве конечных выключателей в системах управления автомобильных кранов применяют трехходовые двухпозиционные распределители (рис 79), которые состоят из двух секций, клапана, пружины и уплотнителей.

Рис. 81. Вращающееся соединение крана КС-2561Д:
1 — труба, 2 — штуцер, 3 и 5 — корпуса, 4 — установочное кольцо, 6 — крышка, 7 — манжета, 8 — распорное кольцо

При отсутствии воздействия на шток воздух от подводящего отверстия Г свободно проходит через полость к выходному отверстию Б и от него к пневмокамере тормоза. Клапан под действием пружины и давления воздуха находится в положении, показанном на рисунке, и прижимается к седлу секции.

При срабатывании ограничителя его упор, перемещает, шток вправо. Шток перекрывает доступ воздуха из отверстия Г в полость А и отодвигает клапан вправо. При этом полость В, сообщающаяся с атмосферой, соединяется с полостью А. Воздух из исполнительной пневмокамеры тормоза через отверстие Б и полости А и В уходит в атмосферу, а тормоз замыкается.

Электропневматический вентиль ВВ:32Ш (рис.80) служит для автоматического управления пневмокамерами фрикционных муфт и тормозов лебедок и механизма поворота при электропневматическом управлении. В корпусе вентиля расположена клапанная система. Электромагнитный механизм состоит из ярма, катушки и якоря. Сердечник запрессован в корпусе. Якорь перемещается в немагнитной гильзе.

Вентиль работает следующим образом. При обесточенной катушке пружина и сжатый воздух прижимают нижний клапан к втулке. Подача сжатого воздуха к исполнительной пневмо-камере прекращается. Так как верхний клапан открыт, то рабочая полость камеры соединяется с атмосферой и крановые механизмы затормаживаются. После включения катушки якорь втягивается и давит на верхний клапан, который закрывает в свою очередь верхнее отверстие втулки. Нижний клапан при этом открывается, а сжатый воздух подается в пневмокамеру. Вентиль имеет винт со скосом, регулирующий плавность срабатывания тормозов путем увеличения или уменьшения скорости выхлопа воздуха: при вывинчивании винта скорость выхлопа возрастает, при завинчивании— убывает. Стопорят винт гайкой. Вентиль снабжен кнопкой для ручного управления. Герметичность вентиля обеспечивается прокладками и уплотнительной шайбой, притянутой к корпусу 9 заглушкой.

Рис. 82. Арматура пневмоуправ-ления крана КС-3561:
а — разобщительный кран, б —- обратный клапан; 1 — заглушка, 2— пружина, 3 — корпус, 4 —» пробка, 5 — ручка пробки, 6 — гильза, 7 -— тарелочка, 8 — клапан, 9 — уплотни-тельное кольцо

Вращающееся соединение (рис. 81) состоит из неподвижного и подвижного корпусов, стянутых между собой установочным кольцом. Сжатый воздух от разобщительного крана по трубе попадает в вертикальные каналы неподвижного корпуса и оттуда через радиальные отверстия в корпус, к которому приварены штуцеры. Манжеты прижимаются к поверхности корпусов и к крышке распорным кольцом и предотвращают утечки воздуха из системы.

Разобщительный кран (рис. 82, а) предназначен для подключения системы пневматического управления крана к воздушным баллонам тормозной системы базового автомобиля при работе крановых механизмов. Во время передвижения с одной строительной площадки на другую разобщительный кран перекрывают.

В качестве разобщительных кранов используют разобщительные краны тормозных систем базовых автомобилей. В корпусе крана выполнены два взаимно перпендикулярных сквозных канала. К горизонтальному каналу подсоединены концы трубопроводов. Вертикальный канал выполнен на конус и в него вставляют пробку, плотно притертую к поверхности канала. Пробка прижимается к поверхности канала пружиной, второй конец пружины упирается в заглушку. В закрытом положении пробка, имеющая в средней части выточку, перекрывает горизонтальный канал, при повороте ее ручкой левая и правая полости канала сообщаются между собой через выточку.

Обратный клапан (рис. 82, б) установлен между вращающимися соединением и ресивером пневмосистемы для сохранения давления в воздушной системе крановой установки при потере давления в тормозной системе шасси.

Клапан 8 прижимается к седлу корпуса пружиной, упирающейся вторым концом в тарелочку гильзы; Герметичность соединения корпуса и гильзы обеспечивается уплотнительным кольцом. Воздух проходит в ресивер по направлению стрелки А, отжимая клапан вправо. При потере давления в тормозной системе шасси пружина отжимает клапан 8 влево, он прижимается к седлу корпуса и перекрывает путь воздуху из ресивера к тормозной системе шасси.

Пневмокоммуникации служат для подвода сжатого воздуха к аппаратуре управления и исполнительным органам пневмопривода. Пневмокоммуникации состоят из стальных труб и различной присоединительной арматуры.

В период эксплуатации машины необходимо следить, чтобы не было утечки воздуха в местах подсоединения трубопроводов. Утечку устраняют подтягиванием присоединительной арматуры. Во избежание повреждения конусных муфт накидные гайки затягивают с моментом не более 2,5 кгсм.


Читать далее:

Категория: - Системы управления автомобильного крана





Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины