Для управления исполнительными механизмами на автомобильных кранах применяют механическое, пневматическое, гидравлическое, электрическое и комбинированное управление.
Гидравлическое и электрическое управление исполнительными механизмами применено соответственно на гидравлических (КС-3562А) и электрических (К-67 и К-162) кранах и при описании электрических и гидравлических схем кранов. Поэтому ниже рассмотрено пневматическое и комбинированное электропневматическое, пневмомеханическое и электропневмомеханическое управление исполнительными механизмами кранов с механическим приводом.
Пневматическое управление применяется на кранах КС-3561 и применялось на кранах КС-1562, выпускавшихся до 1970 г.; электропневматическое — на кранах КС-1562, выпускающихся с 1970 г.; пневмомеханическое — на кранах К-64; электропневмомеханическое— на кранах КС-2561Д и КС-2561Е.
Принципиальная схема пневматического управления показана на рис. 70. Компрессор, приводимый в движение от промежуточного вала реверсивно-распределительного механизма, забирает атмосферный воздух через фильтр и подает его в ресивер через разгрузочный клапан. Сжатый воздух может подаваться в ресивер не от компрессора, а от воздушных баллонов тормозных систем базовых автомобилей (например, на кранах КС-3561). Из ресивера сжатый воздух поступает к дифференциальным золотникам, а через конечный выключатель ограничителя грузоподъемности и коллектор — к дифференциальным золотникам.
Рис. 70. Принципиальные схемы пневматического управления (а), дифференциальных золотников (б) и конечных выключателей (в) крана КС-1562;
1, 3, 6—8 и 10 — дифференциальные золотники, 2 и 30 — сливные краны, 4, 11 и 12 — конечные выключатели, 5 — коллсмор, S— манометр. 13, 17 и 21—двойные клапаны, 14; 16, 18, 20, 22 и 24 — пневмокэмеры фрикционных муфт, 15, 19 и 23 — пневмокамеры тормозов, 25 — компрессор, 26 — воздушный” фильтр, 27 — разгрузочный, клапан, 28 – предохранительный клапан, 29 — ресивер
При включении дифференциальных золотников или сжатый воздух соответственно поступает в пневмокамеры фрикционных дисковых муфт, включающие поворотный механизм: камера — поворот вправо, а камера — поворот влево. Одновременно сжатый воздух через двойной клапан поступает в пневмокамеру тормоза механизма поворота и размыкает его.
При включении дифференциальных золотников или сжатый воздух соответственно поступает в пневмокамеры фрикционных дисковых муфт, включающие стреловую лебедку: камера — подъем стрелы, камера — опускание стрелы. В пневмокамеру сжатый воздух поступает через конечный выключатель ограничителя подъема стрелы. Через двойной клапан сжатый воздух одновременно поступает в пневмокамеру тормоза стреловой лебедки и размыкает его.
При включении дифференциальных золотников сжатый воздух соответственно поступает в пневмокамеры (через конечный выключатель ограничителя подъема крюка) или, которые управляют фрикционными дисковыми муфтами, включающими грузовую лебедку: камера — подъем груза, камера — опускание груза. Одновременно сжатый воздух через двойной клапан поступает в пневмокамеру тормоза грузовой лебедки и размыкает его.
Конечные выключатели являются исполнительными органами ограничителей грузоподъемности, подъема стрелы и подъема крюка. При срабатывании ограничителей подъема крюка или стрелы конечный выключатель прекращает доступ воздуха к камерам включения муфт и тормоза, а сами камеры соединяются с атмосферой. Подобным же образом прекращаются все операции на кране при срабатывании ограничителя грузоподъемности, за исключением операций подъема стрелы и опускания груза, необходимых для вывода крана из опасного положения.
Наибольшее рабочее давление в системе при выполнении рабочих операций ограничивается настройкой разгрузочного клапана на 7,5—8 кгс/см2. Клапан осуществляет также разгрузку компрессора в периоды, когда рабочие операции не производятся. Максимальное давление в системе (9—9,5 кгс/см2) ограничивается предохранительным клапаном, установленным на ресивере. При работе крана необходимо следить по контрольному манометру, чтобы давление в системе не падало ниже 5 кгс/см. Краны служат для слива конденсата воздуха.
При управлении каким-либо из исполнительных механизмов крана машинисту приходится одновременно контролировать работу дифференциальных золотников. Например, при управлении грузовой лебедкой он должен включить золотники, подающие или перекрывающие доступ воздуха к пневмокамерам фрикционных муфт и пневмокамере тормоза. Одновременно включают несколько дифференциальных золотников с помощью блоков кулачков, управляемых одним рычагом. Блоки кулачков вместе с дифференциальными золотниками размещаются в едином корпусе — блоке золотников.
Блок золотников (рис. 71) состоит из дифференциальных золотников, блоков кулачков, качающихся на общей оси, и воздушного коллектора. Золотники и ось блоков кулачков установлены на каркасе блока золотников в линию, как показано на рис. 71 (кран КС-3561), или в два ряда — один под другим (кран КС-1562).
Рис. 71. Блок золотников управления крана КС-3561:
1 — рычаги, 2 — ось, 3 — кулачки, 4 — упорный винт, 5 — чашка золотника, 6 — каркас, 7 — дифференциальные золотники, 8 — коллектор, 9 — пружина, 10 — нажимной рычаг
Каждый блок кулачков предназначен для управления группой золотников соответствующего механизма и представляет собой трубу, к которой приварены кулачки и рычаг.
При повороте блока кулачков в ту или другую сторону от нейтрали каждый из кулачков блока нажимает на ролик своего нажимного рычага, а последний своим упорным винтом нажимает на чашку соответствующего золотника. При этом открывается доступ воздуха из коллектора к одной из исполнительных пневмокамер. Пружина прижимает нажимной рычаг к кулачкам.
Если блок золотников расположен в кабине машиниста перед его сиденьем (кран R-64), вместо рычагов устанавливают рукоятки, посредством которых машинист управляет блоками кулачков.
Если блок золотников расположен вне кабины машиниста (краны КС-1562, КС-3561), то рычаг соединяют шарнирно-рычажной системой с рычагами управления, расположенными перед сиденьем машиниста.
Рис. 72. Система управления блоком золотников крана КС-3561:
/ и // — положения рычага / при управлении грузовой и стреловой лебедками, ///— VIII — трубопроводы от коллектора к дифференциальным золотникам управления: тормозами грузовой и стреловой лебедок и механизма поворота (III, V и VII), фрикционными муфтами включения грузовой и стреловой лебедок и меха-низма поворота (IV, VI и VIII); 1 — рычаг управления грузовой и стреловой лебедками, 2—4, 10, 12 и 13 — тяги, 5 — рычаг управления механизмом поворота, 6 — кронштейн, 7—9 — блоки кулачков, 11 а 14 — валики, 15—17 — рычаги, 18 — блок золотников, 19 — фиксатор, 20 — корпус фиксатора
Шарнирно-рычажная система (рис. 72), состоящая из тяг, рычагов, валиков, рычагов и тяг, связывает Рычаги управления лебедками и механизмом поворота с соответствующими рычагами блоков кулачков. Блок золотников состоит из девяти золотников, управляемых тремя блоками кулачков.
Каждый блок управляет тремя золотниками: золотником управления тормозом соответствующего механизма (грузовой или стреловой лебедки или механизма поворота) и двумя золотниками (попеременно) управления фрикционными дисковыми муфтами распределительного механизма.
Рычаг управления механизмом поворота свободно посажен на ось кронштейна и тягой связан с блоком кулачков блока золотников. Фиксатор, установленный в корпусе, удерживает рычаг в нейтральном положении. При перемещении рычага вперед (от себя) поворотная часть крана вращается вправо, а при перемещении рычага назад (к себе)—влево.
Для управления грузовой или стреловой лебедкой рычаг перемещают из нейтрального положения соответственно в положения. В положении рычаг соединяется с тягой и через нее передает движение рычагу, который вместе с рычагом закреплен на валике, Поворачиваясь, рычаг поворачивает рычаг, который в свою очередь через тягу перемещает рычаги блока кулачков, управляющих соответствующими дифференциальными золотниками блока.
В положении рычаг соединяется с тягой и через нее передает движение тяге, которая перемещает рычаги блока кулачков, управляющих соответствующими дифференциальными золотниками блока.
Перемещая рычаг из положения или вперед, опускают груз или стрелу, а перемещая рычаг 1 назад,— поднимают их.
При включении лебедок и механизма поворота часть хода рычагов идет на включение соответствующей фрикционной муфты в распределительном механизме: происходит пробуксовывание дисков муфты при заторможенном барабане. При дальнейшем ходе рычага растормаживается тормоз и окончательно включается муфта. Поэтому рычаги должны быть нажаты до отказа вперед или назад в течение всего времени выполнения операции, в противном случае тормоз соответствующего механизма будет разомкнут не полностью, что приведет к преждевременному износу тормозных накладок.
Соединение рычага с тягой или производится специальным механизмом зацепления (рис. 73). На ось, закрепленную в кронштейне, посажены секторы и рычаг (на рис. 72 — рычаг /). Секторы имеют пазы (см. рис. 73), в которые входит рычаг при повороте его вправо или влево вокруг шарнира. В среднем положении рычаг находится в зацеплении одновременно с обоими секторами и удерживается в этом положении пружинами. При этом собачки, укрепленные соответственно на секторах, своими концами входят в пазы неподвижных угольников. Поэтому перемещение секторов вокруг оси при нейтральном положении рычага невозможно.
При повороте вправо вокруг шарнира рычаг полностью входит в паз сектора и выходит из сектора. Одновременно с этим собачка 8 под действием рычага поворачивается вокруг своей оси и выходит из своего паза в угольнике, давая возможность поворачивать рычагом сектор вокруг шарнира.
Рис. 73. Механизм зацепления рычага управления грузовой и стреловой лебедками крана КС-3561:
/, // и III — положения рычага 6 при управлении стреловой лебедкой, нейтральном и управлении грузовой лебедкой; 1 и 14 — пружины, 2 — шарнир, 3 и 8 — собачки, 4 и 7 — секторы, 5 —паз, 6 — рычаг, 9 и 17 — угольники, 10 — ось, 11 — кольцо, 12 — кронштейн, 13 — контактная пластина, 15 — контактные щетки, 16 — крышка
При повороте рычага влево он полностью входит в паз сектора и выходит из сектора. При этом собачка выходит из своего паза в угольнике, давая возможность поворачивать рычагом сектор.
На ступице каждого сектора закреплены кольца с контактными пластинами. К каждому кольцу пружинами прижимаются контактные щетки, включенные в электрическую схему ограничителя грузоподъемности и ограничителя высоты подъема крюка и стрелы. Для защиты от механических повреждений кольца защищены крышками.
Рис. 74. Принципиальные схемы электропневматического управления (а) и электропневматического вентиля (б) крана КС-1562:
1 — фильтр, 2 — компрессор, 5 —сливной кран, 4 — ресивер, 5 — предохранительный клапан, 6—9, 11 и 12 — электропневматические вентили, 13 —коллектор, 15 — манометр, 14 — кран включения стеклоочистителя, 15 — стеклоочиститель, 16, 19, 20, 23, 24 и 27 — пневмокамеры фрикционных муфт, 17, 22 и 26 — двойные клапаны, 18, 21 и 25 — пневмокамеры размыкателей тормозов
Так как каждый из секторов связан шарнирио соответственно с тягами (см. рис. 72), то рычаг включается в цепь управления блоком или кулачков и может управлять либо стреловой лебедкой, либо грузовой.
Принципиальная схема электропневматического управления показана на рис. 74. Компрессор, приводимый в движение от промежуточного вала реверсивно-распределительного механизма, забирает атмосферный воздух через фильтр и подает его в ресивер. Из ресивера сжатый воздух через коллектор поступает к входным отверстиям электропневматических вентилей.
При включении электропневматических вентилей или сжатый воздух соответственно поступает в пневмокамеры фрикционных дисковых муфт, включающие поворотный механизм: камера — поворот вправо, а камера — поворот влево. Поступая в пневмокамеры, сжатый воздух одновременно через двойной клапан поступает и в пневмокамеру тормоза механизма поворота, размыкая его.
Аналогично посредством электропневматических вентилей и двойного клапана управляются пневмокамеры фрикционных муфт и тормоза стреловой лебедки, а посредством вентилей и двойного клапана — пневмокамеры фрикционных муфт и тормоза грузовой лебедки.
Максимальное давление в системе (9—9,5 кгс/см2) ограничивается предохранительным клапаном, установленным на ресивере. При работе крана необходимо следить по контрольному манометру за давлением в системе: оно не должно падать ниже 6,5 кгс/см2. Конденсат из ресивера и коллектора сливают через краны. В систему включен стеклоочиститель, который включают краном.
Комбинированное пневмомеханическое (электропневмомеханическое) управление состоит из механического управления одним или несколькими механизмами и пневматического (электропневматического) управления остальными механизмами. Так, на кране К-64 управление реверсивным механизмом — механическое, а фрикционными муфтами и тормозами исполнительных механизмов — пневматическое. На кранах КС-2561Д и КС-2561Е управление, реверсивно-распределительным механизмом — механическое, а муфтами и тормозами исполнительных механизмов — электропневматическое. Принципиальные схемы пневматической и электропневматической частей такого комбинированного управления не отличаются от описанных выше.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Управление исполнительными механизмами"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы