Оборудование пневматического и электропневматического управления состоит из источников получения и хранения сжатого воздуха и их устройств (компрессор, фильтры, ресивер, разгрузочные клапаны и т. п.), аппаратуры управления (золотники, распределители, клапаны, электропневмовентили и др.) а также пневмокоммуникаций.
Компрессор (рис. 75, а) состоит из цилиндра, в котором перемещается поршень. Сверху цилиндр закрыт головкой с клапанами, а нижней частью крепится к картеру. В картере установлен коленчатый вал с шатуном.
Движение коленчатому валу компрессора передается через шкив клиноременной передачи от промежуточного вала реверсивно-распределительного механизма. При вращении коленчатого вала поршень совершает возвратно-поступательные движения. Корда, поршень идет вниз, в верхней полости создается разрежение. Под действием атмосферного давления открывается клапан и воздух через отверстие А поступает в цилиндр. При движении, поршня вверх клапан закрывается и находящийся в цилиндре воздух сжимается. При этом открывается клапан и сжатый воздух через отверстие Б идет в систему.
Рис. 75. Компрессор (а) и фильтр (б) системы управления крана КС-1562:
1 — шатун, 2 — всасывающий клапан, 3 — головка, 4 — нагнетательный клапан, б — поршень, 6 — цилиндр, 7 — шкив, 8 — картер, 9 — коленчатый вал, 10 — уплотняющее устройство, 11 — штуцер, 12 — шпилька, 13 — фильтрующие сетки, 14 — корпус, 15 — крышка, 16 — гайка
Смазка деталей компрессора на кране КС-1562 комбинированная. Масло через дроссель с регулятором подается шестеренным насосом из реверсивно-распределителыюго механизма коробки через уплотняющее устройство в отверстие коленчатого вала к подшипнику шатуна. По каналу в шатуне масло подводится к верхней головке шатуна. Коренные подшипники и стенки цилиндра смазываются разбрызгиванием. За давлением масла следят по манометру, установленному на правой стенке кабины над щитком приборов.
Фильтр (рис. 75, б) очищает поступающий в компрессор воздух от пыли, грязи и других посторонних предметов.
В корпусе фильтра, залитого маслом и закрытого крышкой, помещен слой фильтрующих сеток. Корпус, крышка и штуцер скреплены шпилькой и гайкой.
При включении компрессора в полостях В и Г создается разрежение. Под действием атмосферного давления окружающий воздух поступает в полость фильтра Д и, проходя слой фильтрующих сеток, через полости Г и В попадает в компрессор. К маслу прилипают находящиеся в воздухе во взвешенном состоянии частицы.
В период эксплуатации периодически проверяют чистоту фильтрующих сеток и масла: отвинтив гайку и сняв крышку, вынимают из корпуса фильтрующие сетки, промывают;их в керосине и, дав керосину стечь, окунают в масло. Перед, дас как поставить сетки на-место, меняют масло в корпусе фильтра.
Рис. 76. Предохранительный клапан пневмоуправле-ння крана КС-1562:
1 — штуцер» 2 — шарик, 3 — корпус, 4 — пружина, 5 — стар-жень, 6 – контргайка, 7— винт
В ресивере хранится запас воздуха под давлением,необходимым для нормальной работы машины, кроме того, в нем выпадает значительная часть конденсата из воздуха, проходящего, через него. Конденсат сливают через сливной кран ресивера только при наличии в нем сжатого воздуха. Нельзя допускать скопления большого количества конденсата в ресивере, так как это может привести к попаданию конденсата в пневмокамеры и клапаны пневмосистемы. Рекомендуется сливать конденсат ежедневно. Зимой конденсат сливают в конце каждой рабочей смены во избежание замерзания его в аппаратуре и трубопроводах пневмосистемы. Наличие большого количества масла в конденсате указывает на неисправность компрессора.
Разгрузочный клапан устанавливают между компрессором и ресивером. Клапан служит для разгрузки компрессора, когда рабочие операции не производятся и ограничено рабочее давление в системе.
В случае выхода из строя разгрузочного клапана предохраняет пневмосистему от чрезмерного повышения давления клапан, показанный на рис. 76. Он состоит из корпуса со штуцером, шарика, стержня и пружины. Клапан настраивают винтом, который фиксируют контргайкой.
Полость Б клапана соединена с атмосферойЮ, а полость А — с ресивером. Если давление воздуха в ресивере не превосходит усилия настройки, то шарик прижат к седлу штуцера — клапан закрыт. Если давление в ресивере становится большим и преодолевает усилие настройки пружины, то шарик отжимается от седла и ресивер через полости А и Б сообщается с атмосферой.
Рис. 77. Унифицированный дис ренциальный золотник:
1 — чашка, 2 и 9 — пружины, 3 и 10 — крышки, 4 — гайка, 5 — стакан, 6 — диафрагма, 7 — уплотнение, 8 — клапан с уплотнением, 11 — корпус, 12 — шайба
Дифференциальный золотник применяют для управления фрикционами и тормозами рабочих механизмов крана, т. е. там, где машинист должен иметь возможность управлять величиной усилия, включающего механизм. На автомобильных кранах применяют унифицированные дифференциальные золотники (рис. 77), В свободном положении пружина и подаваемый из ресивера через канал А воздух поднимают клапан и прижимают его к торцу корпуса, закрывая таким образом дальнейший проход воздуху. Упругая диафрагма поднимает стакан, пружину и чашку в крайнее верхнее положение, а исполнительная пневмокамера через канал Б, зазор между торцом стакана и уплотнителем клапана, сверление в стакане и канал В сообщается с атмосферой. В таком положении дифференциальный золотник показан на рисунке.
Для включения пневмокаме-ры нажимают (по направлению стрелки Г) на чашку. Усилие нажатия передается через пружину и стакан на диафрагму, которая прогибается. Нижний торец стакана прижимается к уплотнителю клапана, отсоединяя канал Б и пневмокамеру от атмосферы. Продолжая нажимать на чашку, сжимают пружину еще больше. Клапан остается на месте до тех пор, пока усилие в пружине не достигнет величины, превышающей давление воздуха и пружины на клапан. Затем клапан опускается и воздух проходит под диафрагму и через канал Б в пневмокамеру, заполняя ее.
По мере заполнения пневмокамеры воздухом увеличивается давление в ее полости и под диафрагмой. На пружину снизу действует усилие большее, чем до заполнения пневмокамеры воздухом, так как к действовавшему ранее давлению (только на нижний торец клапана) прибавляется давление на диафрагму. Под действием этого усилия пружина сжимается. Если чашка остается неподвижной, то клапан вместе со стаканом поднимается и уплотнитель клапана прижимается к заплечикам корпуса. Впускной клапан закрывается. Давление под диафрагмой и в полости пневмокамеры меньше, чем в распределителе и под клапаном. Величина давления зависит от усилия, с которым сжата в этот момент пружина. Для увеличения давления в пневмо-камере нужно дальше (вниз) продвинуть чашку. Клапан снова приоткроется, дополнительная порция воздуха пройдет под диафрагму, сожмет пружину и снова закроет клапан.
Величина давления воздуха в пневмокамере зависит от степени сжатия рабочей пружины. При включении того или иного механизма; пружину сжимают рычагом управления, опускающим вниз чашку. Если перестать нажимать сверху на чашку, то пружины и диафрагма снова приведут все детали дифференциального золотника в первоначальное положение, показанное на рисунке, и воздух из пневмокамеры выйдет в атмосферу.
Рис. 78. Двойной (разделительный) клапан крана КС-1562 (а) и КС-2561Д (б):
1 — прокладка, 2 — золотник, 3 — корпус, 4 — стяжной винт, 5 — крышка, 6, 8 и 9 — штуцеры, 7 — кольца
Конечное давление в пневмокамере регулируют специальным винтом, ограничивающим ход чашки. Для уменьшения конечного давления в пневмокамере увеличивают зазор между винтом и чашкой при нейтральном положении рычага управления. Если зазора нет, давление в пневмокамере при включении будет максимальным.
Необходимая величина хода чашки и первоначальный зазор между ней и винтом могут быть различными для золотников уп: равления разными механизмами крана и зависят от давления, необходимого для включения тех или иных механизмов. Подробно эти сведения приведены в инструкциях по эксплуатации.
Основной неисправностью дифференциального золотника является заедание чашки в нижнем положении. Это происходит в результате попадания грязи между цилиндрическими поверхностями чашки и корпуса золотника. Эта неисправность очень опасна и может вызвать аварию, так как механизм остается включенным несмотря на то, что рычаг на пульте управления будет возвращен в положение «выключено».
Рис. 79. Конечный выключатель пневмоуправления крана КС-1562:
1 — шток, 2 и 5 — секции корпуса, 3 — клапан, 4 — пружина
Частичное или полное падение давления во всей системе может быть вызвано износом уплотнения клапанов. Если неисправен уплотнитель клапана, воздух будет непрерывно выходить из отверстия В корпуса при выключенном или включенном положении рычага управления. При таких неисправностях необходимо заменить износившиеся прокладки клапанов.
Двойной разделительный) клапан служит для разделения двух потоков сжатого воздуха, подаваемых в одну и ту же пневмокамеру (или какой-либо из аппаратов управления). Например, на кране КС-1562 (рис. 78, а) двойной клапан применяют для одновременного управления тормозом и одной из фрикционных муфт какого-либо из исполнительных механизмов. Внутри корпуса клапана свободно перемещается золотник. Воздух при подаче к одной из фрикционных муфт одновременно попадает и в отверстие А (или В) двойного клапана. Золотник перемещается к отверстию В и перекрывает его, а воздух проходит через отверстие Б к исполнительной пневмокамере тормоза.
Рис. 80. Электропневматический вентиль ВВ-32Ш:
1 и 14 — резиновые прокладки, 2 — винт регулировки скорости выхлопа, 3 — стопорная гайка, 4 — втулка, 5 и 17 — нижний и верхний клапаны, б —пружина, 7 — уплотнительная шайба, в —заглушка, 9 — корпус, 10 — катушка, И — сердечник, 12 — якорь, 13 — ярмо, 15 — кнопка ручного управления, 16 — гильза немагнитная
Между крышками и корпусом, стянутыми винтом, устанавливают резиновые прокладки, предотвращающие утечку воздуха.
На кране КС-2561Д вместо крышек в корпyce (рис. 78, б) установлены штуцеры, а прокладки — в выточках золотника.
Конечные выключатели выполняют роль исполнительных органов в ограничителях грузоподъемности, подъема крюковой обоймы и подъема стрелы.
В качестве конечных выключателей в системах управления автомобильных кранов применяют трехходовые двухпозиционные распределители (рис 79), которые состоят из двух секций, клапана, пружины и уплотнителей.
Рис. 81. Вращающееся соединение крана КС-2561Д:
1 — труба, 2 — штуцер, 3 и 5 — корпуса, 4 — установочное кольцо, 6 — крышка, 7 — манжета, 8 — распорное кольцо
При отсутствии воздействия на шток воздух от подводящего отверстия Г свободно проходит через полость к выходному отверстию Б и от него к пневмокамере тормоза. Клапан под действием пружины и давления воздуха находится в положении, показанном на рисунке, и прижимается к седлу секции.
При срабатывании ограничителя его упор, перемещает, шток вправо. Шток перекрывает доступ воздуха из отверстия Г в полость А и отодвигает клапан вправо. При этом полость В, сообщающаяся с атмосферой, соединяется с полостью А. Воздух из исполнительной пневмокамеры тормоза через отверстие Б и полости А и В уходит в атмосферу, а тормоз замыкается.
Электропневматический вентиль ВВ:32Ш (рис.80) служит для автоматического управления пневмокамерами фрикционных муфт и тормозов лебедок и механизма поворота при электропневматическом управлении. В корпусе вентиля расположена клапанная система. Электромагнитный механизм состоит из ярма, катушки и якоря. Сердечник запрессован в корпусе. Якорь перемещается в немагнитной гильзе.
Вентиль работает следующим образом. При обесточенной катушке пружина и сжатый воздух прижимают нижний клапан к втулке. Подача сжатого воздуха к исполнительной пневмо-камере прекращается. Так как верхний клапан открыт, то рабочая полость камеры соединяется с атмосферой и крановые механизмы затормаживаются. После включения катушки якорь втягивается и давит на верхний клапан, который закрывает в свою очередь верхнее отверстие втулки. Нижний клапан при этом открывается, а сжатый воздух подается в пневмокамеру. Вентиль имеет винт со скосом, регулирующий плавность срабатывания тормозов путем увеличения или уменьшения скорости выхлопа воздуха: при вывинчивании винта скорость выхлопа возрастает, при завинчивании— убывает. Стопорят винт гайкой. Вентиль снабжен кнопкой для ручного управления. Герметичность вентиля обеспечивается прокладками и уплотнительной шайбой, притянутой к корпусу 9 заглушкой.
Рис. 82. Арматура пневмоуправ-ления крана КС-3561:
а — разобщительный кран, б —- обратный клапан; 1 — заглушка, 2— пружина, 3 — корпус, 4 —» пробка, 5 — ручка пробки, 6 — гильза, 7 -— тарелочка, 8 — клапан, 9 — уплотни-тельное кольцо
Вращающееся соединение (рис. 81) состоит из неподвижного и подвижного корпусов, стянутых между собой установочным кольцом. Сжатый воздух от разобщительного крана по трубе попадает в вертикальные каналы неподвижного корпуса и оттуда через радиальные отверстия в корпус, к которому приварены штуцеры. Манжеты прижимаются к поверхности корпусов и к крышке распорным кольцом и предотвращают утечки воздуха из системы.
Разобщительный кран (рис. 82, а) предназначен для подключения системы пневматического управления крана к воздушным баллонам тормозной системы базового автомобиля при работе крановых механизмов. Во время передвижения с одной строительной площадки на другую разобщительный кран перекрывают.
В качестве разобщительных кранов используют разобщительные краны тормозных систем базовых автомобилей. В корпусе крана выполнены два взаимно перпендикулярных сквозных канала. К горизонтальному каналу подсоединены концы трубопроводов. Вертикальный канал выполнен на конус и в него вставляют пробку, плотно притертую к поверхности канала. Пробка прижимается к поверхности канала пружиной, второй конец пружины упирается в заглушку. В закрытом положении пробка, имеющая в средней части выточку, перекрывает горизонтальный канал, при повороте ее ручкой левая и правая полости канала сообщаются между собой через выточку.
Обратный клапан (рис. 82, б) установлен между вращающимися соединением и ресивером пневмосистемы для сохранения давления в воздушной системе крановой установки при потере давления в тормозной системе шасси.
Клапан 8 прижимается к седлу корпуса пружиной, упирающейся вторым концом в тарелочку гильзы; Герметичность соединения корпуса и гильзы обеспечивается уплотнительным кольцом. Воздух проходит в ресивер по направлению стрелки А, отжимая клапан вправо. При потере давления в тормозной системе шасси пружина отжимает клапан 8 влево, он прижимается к седлу корпуса и перекрывает путь воздуху из ресивера к тормозной системе шасси.
Пневмокоммуникации служат для подвода сжатого воздуха к аппаратуре управления и исполнительным органам пневмопривода. Пневмокоммуникации состоят из стальных труб и различной присоединительной арматуры.
В период эксплуатации машины необходимо следить, чтобы не было утечки воздуха в местах подсоединения трубопроводов. Утечку устраняют подтягиванием присоединительной арматуры. Во избежание повреждения конусных муфт накидные гайки затягивают с моментом не более 2,5 кгсм.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Оборудование и аппаратура пневматического и электропневматического управления"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы