Строительные машины и оборудование, справочник






Вождение по грунтовым дорогам и бездорожью


Категория:
   Управление автомобилем


Вождение по грунтовым дорогам и бездорожью

Грунтовые дороги характеризуются наличием большого количества неровностей, поворотов, малых, часто весьма примитивных, мостов и других неожиданно возникающих препятствий. Полевые грунтовые дороги проходят по открытой местности и, в отличие от лесных, более ровные и сухие. В летнее время на твердых грунтах они часто бывают хорошо накатаны и позволяют двигаться с достаточно высокой скоростью. После дождей состояние полевых дорог резко ухудшается. Однако при ветреной теплой погоде они быстро просыхают и становятся вновь пригодными для движения.

Намного хуже лесные грунтовые дороги. На них много непросыхающих даже летом больших луж с тяжелым глинистым грунтом, крутых закрытых поворотов, много высоко выступающих корневищ. Вероятность застревания на лесной дороге обычно в несколько раз больше, чем на полевой. Эти обстоятельства надо учитывать при выборе маршрута движения и по возможности избегать лесных дорог.

Равномерно выбитая грунтовая дорога позволяет двигаться с примерно постоянной скоростью без переключения передач, но требует непрерывной работы рулевым колесом. Небольшие неровности объезжаются или пропускаются между колесами. Если есть возможность выбора: пропустить между колесами или объехать, то выбирается последнее, так как безобидный на первый взгляд ком глины или снега может оказаться камнем, льдиной, куском металла или иным твердым предметом, попадание которого под машину крайне нежелательно.



В дождливую погоду или распутицу на сравнительно ровных грунтовых (обычно полевых) дорогах скапливается местами большое количество воды, образуя длинные неглубокие лужи. Такие лужи преодолеваются без снижения скорости с закрытыми жалюзи (если они есть). Однако при преодолении глубоких луж вода может достать до концов лопастей вентилятора. При этом она разбрасывается в подкапотном пространстве двигателя и попадает на приборы системы зажигания. Двигатель в этом случае глохнет. Если пустить его не удается, необходимо открыть капот и удалить влагу с приборов электрооборудования. Затем просушить подкапотное пространство, оставив капот открытым на 10— 15 мин. После просушки двигатель, как правило, вновь работает нормально. Дальнейшее движение производится с большей осторожностью.

При движении по глубокой колее автомобиль направляется строго по ее середине. Водитель постоянно следит за глубиной колеи. Если она превышает величину дорожного просвета, то возможно задевание низшими точками автомобиля за грунт. Очень глубокая колея пропускается между колесами, для чего колеса одного борта направляются по гребню колеи, а второго — по обочине (при движении с прицепом этого делать нельзя). Вывод автомобиля из колеи производится быстрым поворотом рулевого колеса в месте, где глубина колеи наименьшая. Для облегчения выезда можно в колее прорыть направляющие канавки для колес.

На мокрых профилированных дорогах без колеи, имеющих крутой профиль, очень велика вероятность заноса автомобиля. Двигаться здесь надо равномерно по самому гребню дороги на малой скорости в постоянной готовности к быстрому гашению возникающего заноса.

Дороги и участки бездорожья с мягкими грунтами {(глинистые, болотистые, песчаные, покрытые снегом) имеют две характерные особенности: они обладают большим сопротивлением качению колес и в то же время не всегда обеспечивают необходимое для движения сцепление колес с дорогой. Частицы грунта слабо связаны Между собой и под воздействием веса автомобиля раздвигаются в стороны. При этом колеса глубоко погружаются в грунт и для движения необходима большая тяга. Однако нередко грунт не способен обеспечить реализацию необходимой силы тяги на колесах, хотя она и может быть создана автомобилем. Возникает проблема: для обеспечения движения на ведущих колесах необходимо создавать наибольшую тягу, а она вследствие слабых сил сцепления не может быть реализована. При таком соотношении сил автомобиль, естественно, теряет способность двигаться. Но опытные водители преодолевают все-таки эти тяжелые участки. Как им это удается? Разумеется, прежде всего созданием на колесах наибольшей тяги, которая достигается включением пониженных передач в КП и созданием режима работы двигателя с наибольшим крутящим моментом в диапазоне АБ. Но это еще не все. Сопротивление движению на мягких грунтах не остается постоянным, оно по пути движения автомобиля непрерывно меняется. Рыхлый грунт, песок, дорожная грязь не лежат ровной массой, обычно это весьма неравномерные по сопротивлению слои. Для преодоления участков с повышенным сопротивлением движению нужна еще какая-то дополнительная сила. Такой силой является сила инерции. Она создается водителем за счет скорости движения. Чем больше скорость движения, тем большей кинетической энергией обладает автомобиль и возникает большая сила инерции, которая и помогает преодолевать с ходу участки с повышенным сопротивлением качению.

Большое значение имеет правильный выбор направления движения через отдельные препятствия и тяжелые участки. На любой местности всегда имеются определенные признаки, зная которые водитель может выбрать наиболее верное направление движения. Основным из них являются следы прошедших ранее машин. Правда, следы, оставленные грузовыми автомобилями, еще не дают полной уверенности в преодолении этих участков на легковом автомобиле; к ним надо относиться осторожно. Но там, где есть следы легковых автомобилей, можно смело по ним двигаться; чем следы отчетливее и свежее, тем двигаться увереннее.

Еще несколько рекомендаций по вождению автомобиля по тяжелым грунтам.

Во-первых, следует избегать остановок на этих участках, так как при этом теряется инерция и последующее трогание затруднительно, а иногда и невозможно.

Во-вторых, в движении надо делать как можно меньше поворотов, особенно крутых. Каждый поворот вызывает добавочное сопротивление качению, что опять-таки гасит скорость, а с ней и инерцию машины.

В-третьих, нельзя допускать буксования ведущих колес. Длительное буксование на месте приводит лишь к еще более глубокому погружению колес в грунт и усугубляет положение. Если буксование началось, но автомобиль еще двигается и частота вращения коленчатого вала не меняется, надо продолжать движение, не переключая передачи. Следует лишь несколько уменьшить частоту вращения коленчатого вала и буксование при этом, как правило, прекращается.

Совершенно неправильно при начавшемся буксовании увеличивать частоту вращения коленчатого вала или, что еще хуже, переходить на более высокую передачу. Почти всегда это приводит к усилению буксования, и автомобиль останавливается.

Переключение передач в тяжелых дорожных условиях нежелательно. Оно неизбежно вызывает потерю скорости, которой так надо здесь дорожить. На пониженную передачу переходят заблаговременно, до въезда на тяжелый участок. Но если условия все-таки потребуют перейти на более низкую передачу непосредственно на тяжелом участке, то делают это очень быстро, с наименьшей потерей скорости.

На автомобилях с задними ведущими колесами подъемы на грунтах с большим сопротивлением качению лучше преодолеваются при движении передним ходом. Но бывает так, что водитель съехал с крутого берега к реке или спустился с холма в лощинку, где развернуться негде, поэтому пытается выехать обратно задним ходом. Нередко на песчаном или другом мягком грунте это ему не удается. Колеса на подъеме начинают буксовать, и автомобиль останавливается. Буксованию обычно способствует перераспределение массы автомобиля по осям: при движении на подъем задним ходом ведущие .колеса разгружаются, сцепная масса уменьшается и уже не может обеспечить реализацию создаваемой на колесах силы тяги. При движении на подъем передним ходом задние ведущие колеса, наоборот, загружаются, сцепная масса увеличивается и на колесах реализуется значительно большая сила тяги.

Поэтому надо сделать все, чтобы развернуться внизу и подниматься передним ходом. Если же развернуться не удается, рекомендуем посадить на заднее сиденье пассажиров и максимально загрузить багажник. Эти меры могут помочь выехать и задним ходом.

Болотистая местность и мокрый луг характеризуются слабым поверхностным дерновым покровом и очень малым коэффициентом сцепления колес с грунтом. При нарушении (срыве) поверхностного слоя колеса попадают в находящийся под дерном полужидкий слой, теряют сцепление, начинают буксовать и при этом быстро погружаются в грунт. Перед преодолением болотистого участка водителю лучше выйти из машины, осмотреть его и выбрать путь движения, избегая открытых луж. низких, покрытых водой или заросших высокой травой мест. В то же время намеченный маршрут должен быть по возможности прямым. По следу прошедших ранее машин двигаться опасно, так как в следу уже поврежден поверхностный слой и сильно возрастает вероятность буксования. Трогание с места производится плавно с постепенным увеличением скорости. По выбранному направлению двигаются без поворотов, на первой или второй передаче при частоте вращения коленчатого вала выше средней. На болотистых местах, как нигде, надо дорожить скоростью. При появившемся незначительном буксовании движение продолжается в установленном режиме, не следует пытаться увеличить скорость. Буксование на месте на топких участках недопустимо: это приведет к неизбежному погружению колес в грунт и глубокому застреванию автомобиля. Особенно осторожно нужно двигаться по замерзшим болотам. Они обычно замерзают очень неравномерно; достаточный для прохождения машины ледяной покров имеется, как правило, только у кромки.

Рис. 1. Силы, действующие на автомобиль при движении на подъем: а — передним ходом; б — задним ходом, Ра — сила сопротивления подъему, Рк — сила тяги; ЦМ — центр масс автомобиля; Qa — сила тяжести автомобиля; Zu Z2—сила реакции дороги на опоры колес; М — опро-кйдывающий момент

Применение цепей противоскольжения на болотистых участках недопустимо. Они разрушают поверхностный слой грунта и лишь способствуют застреванию автомобиля.

Для движения по песку используется колея ранее прошедших машин, в ней песок уже уплотнен и сопротивление качению колес меньше, чем при движении по песчаной целине. Выезд из колеи нежелателен: он вызывает дополнительное сопротивление и потерю скорости. Цепи противоскольжения в песках применять также нельзя: даже при незначительном буксовании они способствуют погружению колес в песок. Мокрый песок, как правило, плотнее сухого и условия движения по нему лучше.

Если началось буксование, автомобиль останавливают, подают назад строго по своей колее и пытаются вновь пройти участок с разгона. Если это не удается, расчищают образовавшиеся под колесами валы песка, укладывают под ведущие колеса подручные материалы.

По пашне двигаются вдоль борозды или под острым углом к ней. Движение поперек борозды, особенно по мокрой пашне, приводит, как правило, к буксованию и застреванию автомобиля. Двигаются на первой передаче в КП при средней частоте вращения коленчатого вала. Переключения передач и остановок лучше не делать.

На пыльных дорогах рекомендуем плотно закрыть все окна, открыть крышку люка воздухопритока и включить электродвигатель отопителя. Это создаст в салоне некоторое избыточное давление и уменьшит его запыленность.

Рис. 2. Схема перекатывания колес автомобиля через яму: 1 —путь, пройденный задним колесом, 2 — путь, пройденный передним колесом

У легковых автомобилей повышенной проходимости (УАЗ-469, ВАЗ-2121, ЛуАЗ-969) все колеса ведущие. У них сцепной массой является вся масса автомобиля, что позволяет реализовать значительно большую силу тяги на колесах. Кроме того, если колеса имеют разное сцепление с дорогой, то наибольшую тягу создают те, которые в данный момент имеют большее сцепление. Эти обстоятельства значительно повышают проходимость автомобилей и позволяют им уверенно двигаться по таким тяжелым участкам дорог и бездорожью, которые для легковых автомобилей с колесной формулой 4X2 являются просто непроходимыми.

При движении автомобилей повышенной проходимости по сухим дорогам блокировка межосевого дифференциала (на автомобиле УАЗ-469 — включение переднего моста) не допускается. При этом передний мост системой валов и шестерен жестко связывается с задним, тоже ведущим мостом. Но при движении по неровной дороге колеса мостов очень часто в определенный момент проходят разные по величине участки пути. Например, при проезде через небольшую яму по ней сначала проходят колеса переднего моста, в то время как колеса заднего еще катятся по ровной поверхности (рис. 2). Естественно, что в этот момент колеса переднего моста, прокатываясь по яме, пройдут несколько больший путь, чем колеса заднего моста. Но так как мосты жестко связаны между собой трансмиссией, число оборотов колес всегда должно быть равным. Поэтому при проезде через яму неизбежно произойдет проскальзывание по дороге колес одного из мостов. На скользких грунтах это не приводит к нежелательным последствиям. На сухих же дорогах такая пробуксовка вызывает большие напряжения в трансмиссии, износ покрышек, перерасход горючего. При разблокированном дифференциале (отключенном переднем мосте) таких явлений не возникает, так как мосты не имеют жесткой механической связи.

Читать далее:

Категория: - Управление автомобилем

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины