На автомобилях ВАЗ установлена аккумуляторная батарея 6-СТ-55. Число 6 обозначает, что в состав батареи входит шесть аккумуляторов, буквы СТ указывают, что батарея стартерного типа, а число 55 говорит о величине номинальной емкости батареи.
Когда вы покупаете новый автомобиль, аккумуляторная батарея уже полностью подготовлена к эксплуатации, т. е. она заправлена электролитом и заряжена. Если же вам придется покупать новую аккумуляторную батарею, то получите вы ее сухой, без электролита и все остальные операции до полной боевой готовности батареи вам придется выполнять самостоятельно.
Учитывая, что электролит — это водный раствор серной кислоты (электролит состоит из химически чистой серной кислоты плотностью 1,84 г/см3 и дистиллированной воды), при работе с ним необходимо строго соблюдать правила техники безопасности: надеть очки, резиновые перчатки, фартук. Электролит приготовляют в специально отведенной для этих целей емкости, причем в обязательном порядке кислоту наливают в воду, а не наоборот. Раствор составляют таким образом, чтобы плотность его была 1,27—1,29 г/см3, а температура от 15 до 25°С. Приготовленный раствор с помощью воронки заливают в каждую из шести аккумуляторов, предварительно сняв пробки наливных отверстий.
После 2 ч выдержки пластины и сепараторы батарей успевают пропитаться электролитом и уже можно -замерять плотность и напряжение. Плотность удобнее проверять плотномером ПЭ-2, а напряжение — нагрузочной вилкой. Если при замерах окажется, что плотность понизилась (это естественно, так как происходит взаимодействие электролита с активной массой пластин) не более чем на 0,03 г/см3, а напряжение — больше 12 В, то можно считать батарею пригодной к эксплуатации. При напряжениии 10—12 В аккумуляторную батарею надо подзарядить. Перед установкой батареи на автомобиль еще раз проверяют уровень электролита и при необходимости его восстанавливают до нормы. Может случиться, что после двухчасовой выдержки плотность электролита понизится более чем на 0,03 г/см°. Обычно, напряжение у такой батареи не превышает 10—12 В. При таких показателях батарею необходимо подвергнуть подзарядке. С этой целью используют многочисленные устройства, имеющиеся в продаже. Можно пользоваться любым устройством, которое способно подзарядить батарею током в 5 А. Операция продолжается не менее 5 ч при начальной температуре электролита не выше 27°С. В процессе зарядки необходимо контролировать плотность и температуру электролита. Допустимый предел температуры 40°С. Батарея считается заряженной, когда во всех шести аккумуляторах начинается обильное выделение газа, а плотность стабилизируется и держится постоянной не менее 2—3 ч.
Существуют ситуации, при которых новую аккумуляторную батарею с только что залитым электролитом надо обязательно подвергнуть зарядке.
Это бывает если:
— батарея не работала после заливки электролита 24 ч;
— батарею ставят на автомобиль, которому предстоит тяжелая дорога, холод и частые пуски двигателя;
— батарея оставалась сухозаряженной более 6 мес. со дня ее выпуска.
1. Батарея разряжается при эксплуатации автомобиля.
Когда исправны все приборы и провода электрооборудования, батарея всегда будет заряженной. В этом весь смысл системы: то, что используют потребители, должны восстанавливаться источниками. Аккумуляторная батарея — одновременно и источник и потребитель, на ее примере- особенно четко прослеживается эта непрерываемая цепь.
Если батарея -разряжается в процессе эксплуатации, значит в системе нарушена гармония, что-то вышло из строя, и этим «что-то» может быть:
Неисправный генератор или регулятор напряжения. Генератор — единственный источник питания для аккумуляторной батареи, поэтому неисправность генератора обрекает батарею питать все электрооборудование автомобиля за счет своих собственных ресурсов. Естественно, аккумуляторная батарея в этом случае разряжается.
Красный свет лампы заряда аккумуляторной батареи — сигнал неисправности генератора. Чтобы убедиться в правоте сиг-чала, поступают так: вытянув немного ручку привода управления воздушной заслонкой, обеспечивают коленчатому валу двигателя примерно 1000—1500 об/мин и отсоединяют провод «—» аккумуляторной батареи. При неисправном генераторе двигатель тут же остановится.
К наиболее известным неисправностям генератора можно отнести:
— слабое натяжение ремня привода генератора. Дефект устраняется легко;
— перегорание предохранителя (8А) регулятора напряжения. В связи с тем, что на разных моделях ВАЗ цепь регулятора напряжения защищают различные по нумерации предохранители, решить вопрос, какой из них надо проверить, поможет соответствующая таблица в инструкции по эксплуатации автомобиля;
— обрыв цепи между штекером генератора и регулятором напряжения. При обнаружении обрыв восстанавливают;
— обрыв цепи между штекером регулятора напряжения (он расположен в подкапотном пространстве, в верхнем углу левого брызговика на всех моделях ВАЗ и на задней крышке генератора у ВАЗ-2105) штекером замка зажигания;
— разрегулировано или повреждено реле контрольной лампы заряда. Реле типа РС-702 служит для включения контрольной лампы на щитке приборов, когда напряжение генератора недостаточно для заряда аккумуляторной батареи. Реле установлено в подкапотном пространстве на верхней части брызговика правого колеса. Вышедшее из строя реле обычно заменяют;
— разрегулирован регулятор напряжения. На всех автомобилях ВАЗ, кроме ВАЗ-2105, -2107 установлен регулятор напряжения РР380. В обязанности регулятора входит поддержание напряжения генератора в заданных пределах при изменении частоты вращения и тока нагрузки генератора.
Если имеются подозрения на неисправность регулятора напряжения (аккумуляторная батарея на автомобиле постоянно перезаряжается), его следует проверить, не снимая с автомобиля.
Операция выполняется следующим образом:
— проверить состояние аккумуляторной’ батареи. Она должна быть полностью заряжена;
— отсоединить все потребители, оставив батарею подключенной лишь к системе зажигания;
— пустить двигатель и с помощью подсоса (пускового устройства) увеличить частоту вращения коленчатого вала двигателя до 2500—3000 об/мин. На моделях, где имеется тахометр, этого достичь легко. Если тахометра нет, то устанавливают частоту вращения «на глазок»;
— с помощью вольтметра замерить напряжение на выводах аккумуляторной батареи. В случае исправного ресгулятора оно не должно превышать 14,5 В.
При неисправном регуляторе величина напряжения будет превышать 14,5 В. Чтобы подтвердить это, корпус регулятора и кузов соединяют между собой отдельным проводом и повторно измеряют напряжение. Если величина напряжения действительно выше 14,5 В, значит вывод правильный и реле надо ремонтировать или менять.
Случается, однако, что при таком способе проверки величина напряжения становится нормальной. Это значит — плохой контакт корпуса регулятора с массой.
На автомобиле ВАЗ-2105, -2107 установлен новый генератор Г-222, который в своем составе (на задней крышке) имеет встроенный малогабаритный микроэлектронный неразборный и нерегулируемый регулятор напряжения типа Я-112А. Чтобы проверить такой регулятор, не снимая генератор с автомобиля, надо иметь вольтметр постоянного тока со шкалой до 15—ЗОВ не ниже 1-го класса точности. Перед проверкой дают двигателю 15 мин поработать на средней частоте вращения, затем включают фары и аккумуляторную батарею и замеряют напряжение между клеммой В и массой генератора. Напряжение не должно превышать 14,6В (при температуре генератора 25±30°С). Если температура ниже или выше указанной величины, корректируют в ту или иную сторону и напряжение соответственно на 0,2— 0,3 В. Регулятор напряжения подлежит замене в случае систематического перезаряда или недозаряяда аккумуляторной батареи. Хотя новый регулятор напряжения разместился на генераторе, но, чтобы его снягь, достаточно лишь отвернуть винты на тыльной части генератора и снять щеткодержатель в сборе с регулятором напряжения и конденсатором.
Чем заменить реле? В дороге на «Жигулях» отказал реле-регулятор РР380. Найти замену не удалось. Как же продолжать путешествие? Можно вместо реле включить лампу А12-21+5, такую, какая применяется в стоп-сигнале и габаритном фонаре. Провод, отсоединенный от клеммы «15» реле-регулятора, соединяют с цоколем, а провод с клеммы «67» — с выводом большой нити лампы. Все соединения тщательно изолируют.
Таким образом, цепь обмотки возбуждения вновь функционирует нормально, энергоснабжение ведется ограниченным до нормы током, аккумулятор не кипит.
Конечно, при первой возможности следует заменить лампу на штатное реле. Но 1…2 тыс. км лампа послужит без каких-либо отрицательных последствий для машины.
Кроме перечисленых выше неисправностей генератора и регулятора напряжения, могут иметь место обрывы в цепях, короткие замыкания и др. В этих случаях целесообразно обращаться на станцию технического обслуживания.
Подключение новых потребителей. Разрядка аккумуляторной батареи может происходить и при полностью исправном электрооборудовании, но это исключительный случай, который возникает, когда владелец устанавливает на автомобиль дополнительное оборудование и оно вместе со штатным потребляет больше энергии, чем ее могут производить источники. В этом случае надо решить, какой из дополнительных потребителей следует убрать.
Чрезмерное загрязнение поверхности батареи или электролита. Часто при доливке электролита или неаккуратном выполнении операции по определению плотности электролит оказывается на поверхности батареи. В результате небрежного отношения на корпусе батареи накапливается слой грязи (смесь пыли с электролитом). Все это вызывает интенсивный саморазряд. Аналогичное явление происходит с батареей при загрязнении электролита. В этих случаях необходимо грязь удалить, корпус батареи протереть салфетками, смоченными в 10%-ном растворе нашатырного спирта или кальцинированной соды. Грязный электролит из аккумуляторной батареи сливают (помня о технике безопасности) и заливают чистый.
2. Кипение электролита.
Случается, что при нормальном уровне электролита в аккумуляторах поверхность батареи залита электролитом, который выплескивается через вентиляционные отверстия в пробках. Такое бурное поведение электролита — реакция его либо на большой зарядный ток, либо на повышенную плотность, либо на сульфатацию пластин. Причины перезарядки аккумуляторной батареи были разобраны выше, и виноваты обычно генератор или реле напряжения.
Если залитый в аккумуляторную батарею электролит оказался большей, чем нужно, плотности, поступают так: спринцовкой отбирают часть электролита из каждого аккумулятора, а вместо него доливают дистиллированную воду. Измерять плотность сразу после доливки воды не следует, надо дать возможность (15—20 мин) воде и электролиту перемешаться.
Сульфатация пластин, т. е. образование на поверхности пластин крупнокристаллического сернокислого свинца, приводит аккумуляторную батарею в негодность. Ее необходимо ремонтировать или менять.
Сульфатацию пластин, как правило, вызывают:
— оголение пластин вследствие понижения уровня электролита;
— продолжительное хранение батареи без работы;
— сильный разряд батареи (ниже 1,7В на один аккумулятор).
3. Контрольная лампа не загорается при включении зажигания. Обмотка реле контрольной лампы заряда аккумуляторной батареи находится под напряжением (при работающем генераторе), равным примерно 1/2 напряжения, вырабатываемого генератором, т. е. 6—7 В. Когда зажигание включено, но двигатель и генератор не работают, через контакты реле проходит ток от аккумуляторной батареи (12 В) и лампа должна гореть. После пуска двигателя лампа должна погаснуть. Если контрольная лампа не гаснет, это значит, что появилась неисправность в генераторе.
Нужен ли отключатель «массы»? Конечно, такой прибор весьма полезен. Он гарантирует от случайных замыканий в системе, разрядки аккумуляторной батареи при длительной стоянке, уменьшает опасность пожара. Кроме того, это дополнительное противоугонное приспособление.
Если вы решили поставить отключатель «массы» на автомобиль, оборудованный электрическими часами, советуем небольшое дополнительное приспособление.
Итак, вы решили ставить отключатель «массы». Можно, конечно, использовать имеющиеся в продаже достаточно надежные устройства. Но можно сделать свою конструкцию.
Например, такую (рис. 1). Из меди или латуни вытачиваете шпильку с буртиком и укрепляете, тщательно изолировав шайбами и втулкой в подходящем месте кузова. Участок поверхности кузова нужно до блеска очистить и усилить медной контактной шайбой толщиной 1,5…2,0 мм. Надежно закрепляете шпильку со всем набором, как показано на рисунке, надеваете клемму провода «массы» и притягиваете его гайкой. Теперь, если отвернуть контактную гайку, система обесточится. Нарезав на гайке и соответственной части шпильки какую-нибудь нестандартную резьбу, вы превращаете размыкатель в противоугонное устройство.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Аккумуляторная батарея"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы