Типы и обозначения. Типы аккумуляторных свинцовых стартерных батарей согласно ГОСТ 9590—-71 определяются:
— количеством последовательно соединенных аккумуляторов; назначением;
— номинальна емкостью при 20-часовом режиме разряда. Первая цифра в условном обозначении типа означает количество аккумуляторов в батарее (3 или 6) и определяет ее Номинальное напряжение (6 или 12 В), буквы СТ — батарея стартерная, предназначенная для автомобилей и автобусов, ТСТ — для машин, работающих в тяжелых условиях эксплуатации, а цифра после букв — номинальную емкость батареи при 20-часовом разряде (при 10-часовом — по старым обозначениям). В обозначении батареи буквы после цифры характеризуют материал моноблока (Э—эбонит, П — асфальтопековая пластмасса, Т — термопласт) и материал сепараторов (М — мипласт, Р — мипор, С — стекловолокно). Например, стартерная батарея, состоящая нз 6 аккумуляторов, номинальной емкостью при 20-часовом режиме разряда 75 А • ч в моноблоке из пластмассы асфальтопековой и с сепараторами из мипласта и стекловолокна имеет обозначение: 6СТ-75ПМС (ГОСТ 959-14-71).
Характеристики аккумуляторных батарей приведены в табл. 161. Организация технического обслуживания и ремонта аккумуляторных батарей. Аккумуляторное отделение рекомендуется располагать в зоне технического обслуживания автомобилей.
В его состав входят следующие посты:
— обслуживание и ремонт — для ТО и TP аккумуляторных батарей; зарядный — для зарядки аккумуляторных батарей; кислотный — для приготовления электролита, хранения серной кислоты и дистиллированной воды;
— машинный — для размещения зарядных агрегатов и щитов с электроизмерительными приборами и реостатами;
— подсобное помещение — для хранения материалов, аккумуляторных батарей (требующих ремонта и оборотных) и т. п.
Кислотный и зарядный посты, а также подсобное помещение располагают рядом с постом обслуживания и ремонта. Аккумуляторное отделение располагают в трех, двух и даже в одном помещении (если зарядка производится в стеллажах закрытого типа).
Требования к помещениям аккумуляторных отделений. Внутренние перегородки, отделяющие зарядный и кислотный посты от других помещений, должны быть глухими. Желательно, чтобы зарядный пост имел запасной ход наружу. Стены ремонтного, кислотного и зарядного постов окрашивают кислотоупорной (хлорвиниловой) краской. Полы должны быть цементными или кирпичными, а ремонтного и зарядного постов — из кислотоупорной плитки. Высота помещений должна быть не менее 3 м. Ремонтный, зарядный и машинный посты должны иметь естественное освещение. Осветительная арматура должна быть герметичной и взрывобезопасной. Помещение оборудуют приточно-вытяжной принудительной вентиляцией, обеспечивающей 2—2,5-кратный обмен воздуха в час (на зарядном посту 6—8-кратный). Над ваннами для слива и приготовления электролита и над невентилируемыми стеллажами для заряда аккумуляторных батарей на высоте 1,8—2 м от пола устанавливают вытяжные зонты.
Негодный электролит и вода, использованная в аккумуляторном отделении (она может содержать серную кислоту и другие вредные вещества), должна отводиться по изолированной канализационной сети.
Сроки службы аккумуляторных батарей. Сроки службы новых аккумуляторных батарей, гарантируемых заводом-изготовителем и отремонтированных, приведены в табл. 163. Если при ремонте аккумуляторных батарей применяли восстановленные пластины, то гарантийные сроки отремонтированных аккумуляторных батарей снижаются на 40%.
Проверка высоты уровня, плотности электролита и степени разряжения аккумуляторных батарей. Высоту уровня электроли-т а проверяют стеклянной трубкой диаметром 3—5 мм с двумя рисками на расстоянии 10—15 мм от конца. Для этого вывертывают пробку заливного отверстия аккумулятора, опускают трубку до упора в предохранительный щиток и, зажав ее отверстие большим пальцем, вынимают трубку из заливного отверстия. Высота столбика электролита должна быть 10—15 мм. Если уровень электролита мал, необходимо долить дистиллированную воду, а если снижение его произошло в результате утечки и расплескивания — электролит.
Плотность электролита проверяют денсиметром, размещенным в стеклянной трубке (пипетке) с резиновой грушей на конце. Для этого сжимают пальцами грушу и погружают свободный конец пипетки в электролит. Затем, отпустив грушу и выждав,- пока уровень электролита в трубке перестанет повышаться, определяют по шкале ареометра плотность (ведя отсчет от нижнего уровня мениска электролита), а по температурной шкале — температуру электролита. Замеренная плотность колеблется в зависимости от температуры электролита. Поэтому в практике замеренную плотность электролита приводят к плотности при температуре 15 °С.
Сравнивая плотность электролита, приведенную к 15 °С, с данными плотности, приведенными в табл. 165, можно судить о степени заряжен-ностн аккумуляторных батарей.
Проверка степени разряженности аккумуляторных батарей по напряжению производится с помощью нагрузочной вилки НИИАТ марки ЛЭ-2, снабженной вольтметром и нагрузочным сопротивлением 0,018-0,02 Ом и 0,018-0,02 Ом. Сопротивление 0,018-0,02 Ом следует включать при проверке аккумуляторных батарей емкостью 40—65А • ч, а сопротивление 0,010-0,012 Ом — при проверке аккумуляторных батарей емкостью 70-100А-Ч. При проверке аккумуляторных батарей емкостью 100-135А- ч включать нужно оба сопротивления. Время выдержки замера напряжения должно быть 5—6 с.
Аккумуляторные батареи, разряженные зимой более чем на 25%, а летом более чем на 50%, подлежат зарядке.
Приготовление электролита. Электролит для кислотных аккумуляторных батарей — это смесь серной кислоты (ГОСТ 667-73) плотностью 1,83 г/см3 и дистиллированной воды (ГОСТ 6709-72). Оба компонента должны быть химически чистыми.
Приготовление электролита необходимо производить в кислотоустойчивой посуде (керамической, фаянсовой или эбонитовой, но не в стеклянной, которая при разогреве может дать трещину и разрушиться). В посуду заливают необходимое (точно замеренное) количество дистиллированной воды, затем, непрерывно перемешивая стеклянной палочкой, в нее вливают тонкой струйкой серную кислоту. Потребное количество серной кислоты для получения электролита заданной плотности определяют из данных.
После приготовления электролит оставляют на 16—20 ч для остывания и оседания осадков. Температура электролита, заливаемого в аккумуляторы, должна не превышать 25 °С и быть не ниже 15’G.
Приготовление мастики для заливки крышек аккумуляторов. Для приготовления мастики берется 73—78% битума и 27—22% авиационного масла МК-22, МС-20 или МС-14. Битум дробят на мелкие куски, загружают в специальный котел или электротигель, плавят, при температуре 180—200 °С и перемешивают, добавляя половину необходимого количества масла. Затем по истечении 50—60 мин. заливают остальное количество масла и при непрерывном помешивании варят мастику при температуре 180—200° С до получения однородной массы.
Заряд аккумуляторных батарей. Новые и отремонтированные аккумуляторные батареи перед установкой заряжают.
При подготовке батареи к длительному хранению для получения большей отдачи ее емкости, а также для определения фактической емкости при подготовке автомобиля к зиме батареи подвергают контрольно-тренировочному циклу (заряд-разряд-заряд).
Заряд и подзаряд аккумуляторных батарей производят постоянным током от генераторной установки или от сети переменного тока с использованием выпрямителей. Наибольшее распространение получили выпрямители, характеристики которых приведены в табл. 183. В мелких и средних гаражах применяют выпрямители типа ВСА-5А, ВСА-111, ВАЗ 6/12, ВАГ’З 12/24, в крупных — ВАГЗ-120-60.
Новые аккумуляторные батареи, заряженные на заводе, заливают электролитом соответствующей плотности и через 3 ч проверяют. Если плотность электролита понизится не более как на 0,03 кг/см3, батарею устанавливают на автомобиль и пускают в эксплуатацию. В случае большого снижения плотности аккумуляторную батарею следует зарядить.
Если аккумуляторные батареи не заряжены заводом, тогда заливают в аккумуляторы электролит и выдерживают 4—6 ч, чтобы им пропитались сухие пластины и сепараторы и снизилась температура электролита до 30 °С в условиях умеренного и 35 °С в условиях тропического климата. При этом положительную клемму батареи присоединяют к положительному полюсу, а отрицательную — к отрицательному полюсу выпрямителя.
Величину зарядного тока для первого заряда необходимо брать для незаряженных батарей 0,07 СгоА, а для заряженных — 0,1 С20А (С20 — номинальная емкость при 20-часовом режиме заряда).
Перед зарядом аккумуляторные батареи подбирают в группы таким образом,чтобы:
— батареи в группе имели одинаковую емкость и примерно равную степень разряженности;
— при последовательном соединении на каждый аккумулятор приходилось напряжение 2,7 В (для 6-вольтовой батареи — 8,1 В, для 12-воль-товой — 16,2 В);
— количество групп аккумуляторов, включаемых параллельно, соответствовало мощности выпрямителя. Например, необходимо зарядить аккумуляторные батареи автомобиля ЗИЛ-130 от зарядного устройства ВАГЗ-120-60. Для этого принимаем силу зарядного тока, равную 0,1 С2оА=0,1X90 = 9 А.
— где /выпр — величина выпрямленного тока выпрямителем, А; /зар — величина зарядного тока.
Таким образом, от зарядного устройства ВАГЗ-120-60 можно заряжать одновременно 49 батарей.
Поскольку группы могут быть укомплектованы не полностью и не все выпрямители имеют плавное регулирование, то в каждую группу включают последовательно реостат, используемый также для регулировки величины тока.
Во время зарядки через каждые два часа проводят проверку напряжения аккумуляторов, плотности и температуры электролита. Если температура электролита повышается до 45 °С, уменьшают в два раза силу зарядного’тока и продолжают зарядку до нормального зарядного напряжения. Если после этого температура не снижается до 30—35 °С прекращают зарядку, дают батарее остыть, а затем вновь продолжают зарядку и ведут ее до тех пор, пока не наступит обильное газовыделение во всех аккумуляторах батареи и пока плотность электролита и напряжение не останутся неизменными в течение 2 ч. Продолжительность первого заряда зависит от времени хранения батарей. При сроках хранения не более одного года продолжительность заряда составляет 5—8 ч. Если плотность электролита в конце первого заряда стала выше или ниже нормы, ее необходимо довести до нормы разбавляя электролит дистиллированной водой или добавляя кислоту (или электролит плотностью 1,40 г/см2), и продолжать заряд.
По окончании первого заряда ведут эксплуатационный заряд. При эксплуатационном заряде через каждые 4 ч проверяют напряжение аккумуляторов, плотность и температуру электролита.
При ускоренном заряде применяют двухступенчатый режим. В первом режиме берется сила тока в 1,5 раза большая, чем для нормального процесса, а как только напряжение аккумуляторов достигнет 2,4В, силу тока снижают до значений нормального процесса заряда.
При разрядке к аккумуляторной батарее подключают реостат с последовательно соединенным амперметром. Разряд при 20-часовом режиме проводят непрерывно постоянным током, равным 0,05С2оА, до конечного напряжения 1,75В на одном наихудшем аккумуляторе. Допускается по ГОСТ 959,0—71 проведение 10-часового режима разряда током, равным 0,1 СгоА, до напряжения 1,7В на одном из худших аккумуляторов. Напряжение и температуру замеряют с интервалом времени 4 ч. При снижении напряжения до 5,55В у 6-вольтовой батареи и 11,1В — у 12-вольтовой замеры производят через 15 мин, а затем при снижении напряжения соответственно до 5,4—10,8 В непрерывно. Температура должна находиться в интервале 18—27 °С. Полученную емкость приводят к температуре 25°С по формуле повторяют цикл «зарядка-разрядка». Если и после этого емкость окажется ниже 90%, значит, в батарее засульфатированы пластины и она на хранение не ставится. Если емкость батареи выше 90%, батарею заряжают вновь и доводят плотность электролита до 1,29 г/см3. Хранятся заряженные батареи при температуре не выше 0 °С.
В течение всего времени хранения необходимо ежемесячно проверять плотность электролита и производить подзарядку батарей, когда плотность электролита окажется ниже 1,23. При хранении батарей при положительной температуре необходимо производить один раз в месяц их подзарядку, а через шесть месяцев контрольно-тренировочный цикл.
При постановке батарей на хранение без электролита необходимо произвести их полную зарядку, а затем слить из банок электролит, закрыть отверстия в крышках аккумуляторов, протереть снаружи ветошью, смоченной в аммиак, и установить на стеллажи для хранения. Предельный срок хранения батарей при температуре воздуха не выше 0 °С не более 1 года, а при температуре не ниже +20 °С — не более трех месяцев.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Аккумуляторные батареи автомобилей"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы