Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Механик гаража

Публикация:
   Техническое обслуживание ходовой части автомобиля

Читать далее:




Техническое обслуживание ходовой части автомобиля

При техническом обслуживании ходовой части автомобиля производят проверку и регулировку подшипников ступиц передних и задних колес, шкворней, углов установки колес переднего моста, схождения колес.

Для проверки затяжки подшипников ступиц передних колес последние вывешивают и, вращая с покачиванием в вертикальной плоскости, определяют наличие зазора. При его обнаружении снимают колпак ступицы колеса, расшплинтовывают и, постоянно вращая колесо, затягивают регулировочную гайку до тугого вращения колеса.

Подшипники ступиц задних колес регулируются аналогично подшипникам передних колес.

Зазор в подшипниках шкворней автомобилей ЗИЛ-131, УАЗ-452. УАЗ-460, ГАЗ-66 проверяют индикатором. Для этого вывешивают мост, снимают колеса, отворачивают и сдвигают сальник шаровой опоры, отсоединяют рулевые тяги и, перемещая руками корпус поворотного кулака вверх и вниз, проверяют индикатором наличие осевого перемещения. Зазор устраняется снятием сверху и снизу одинакового количества прокладок из-под верхних и нижних накладок. Разность между суммарными толщинами верхних и нижних прокладок не должна превышать 0,1 мм. Качество регулировки проверяется динамометром, присоединенным к концу рычага поворота кулака.

Проверка и регулировка схождения колес производится при отрегулированных подшипниках передних колес, шкворней поворотных цапф и при нормальном давлении в шинах. Автомобиль устанавливается на ровную горизонтальную площадку, колеса — в положение, соответствующее движению автомобиля по прямой. Специальной линейкой па определенной высоте замеряется расстояние между шинами колес спереди автомобиля, а затем автомобиль перекатывают вперед па такое расстояние, пока линейка не окажется позади оси на той же высоте, и опять замеряют расстояние. Разница между показаниями линейки является величиной схождения колес.

Регулировка схождения колес у грузовых автомобилей и автомобилей 3A3-366, ЗАЗ-968 достигается изменением длины поперечной тяги, автомобилей ГАЗ-24, «Москвич-412», семейства ВАЗ — изменением длины боковых рулевых тяг. При этом обе тяги должны быть одинаковой длины.

Для проверки зазора между шкворнем и втулкой домкратом вывешивают переднее колесо, на балке переднего моста устанавливают индикатор, ножку которого упирают в опорный диск колеса. Отпускают колесо и по шкале индикатора определяют зазор между шкворнем и втулками, который должен быть не более 0,75 мм.

Зазор между поворотной цапфой и проушиной балки переднего моста проверяют щупом, а регулируют прокладками, установленными между ними. Для грузовых автомобилей семейства ГАЗ он должен быть не менее 0,15 мм, ЗИЛ — 0,25 мм.

Углы продольного и поперечного наклона шкворней, развала колес проверяются при отрегулированных подшипниках ступиц передних колес, нормальном давлении в шинах и схождении колес. Автомобиль устанавливают на горизонтальном полу с твердым покрытием в положение, соответствующее движению вперед. Углы установки колес с независимой подвеской проверяют на оптическом стенде или прибором ГАРО (для легковых автомобилей — модель 2142, для грузовых автомобилей и автобусов — модель 2183). Прибор крепится к диску колеса установочными уровнями вверх. Затем с помощью шаровой головки его располагают горизонтально и автомобиль перекатывают так, чтобы шкала прибора повернулась на 180°. На шкале прибора отсчитывают угол развала колес. При отклонении от нормы его регулируют.

В автомобилях «Москвич-412» угол развала регулируют прокладками, установленными между опорой поперечины и осью верхнего рычага. Для увеличения угла развала уменьшают количество прокладок, а для его уменьшения — увеличивают. Одна прокладка изменяет угол на 19’. В автомобилях семейства ВАЗ регулируют угол развала прокладками, установленными между осью развала удаляют прокладки, а для его уменьшения — увеличивают. Предварительно вывешивают передний мост автомобиля, снимают колеса и амортизаторы, сжимают пружину стяжкой.

Рис. 1. Проверка угла развала передних колес автомобиля ЗАЗ-966, ЗАЗ-968: 1 — нижний палец; 2 и 3 — стяжные болты; 4 — амортизатор; 5 — верхний палец; 6 — гайка

На автомобиле ГАЗ-24 развал колес регулируют прокладками, которые установлены между верхней осью и поперечиной. Увеличение количества прокладок увеличивает развал колес и наоборот. Толщина одной прокладки позволяет изменить угол более чем на 10—15’.

На автомобилях семейства ВАЗ угол продольного наклона регулируется изменением числа прокладок под передними и задними болтами крепления нижней оси, на автомобиле «Москвич-412» — перемещением одного из концов оси верхнего рычага в горизонтальной плоскости при помощи регулировочных скоб или шайб. Продольный наклон шкворня автомобиля ГАЗ-24 «Волга» регулируется перестановкой прокладки с заднего крепления оси верхних рычагов на переднее и наоборот.

В грузовых автомобилях развал колес и угол продольного наклона шкворней не регулируется.

Ежедневно перед выездом проверять осмотром состояние шин и давление воздуха в них (по смятию шины), а через каждые 500 км пробега проверять давление шинным манометром, включая и запасное колесо, и доводить его до нормы. Через 5—6 тыс. км пробега переставлять колеса для равномерного износа шин. Периодически производить подтягивание креплений деталей и узлов передней подвески: корпусов шаровых пальцев к рычагам подвески, стяжных болтов поворотных стоек, резьбовых втулок верхних рычагов, амортизаторов, стабилизатора поперечной устойчивости, верхних и нижних продольных и поперечной штанг задней подвески, дисков колес. Проверять углы установки передних колес и при необходимости производить их регулировку.

Проверять исправность амортизаторов по степени гашения ими колебаний кузова. При исправных амортизаторах кузов не поддается сильному раскачиванию, а за один двойной ход амортизаторов полностью успокаивается. Более тщательная проверка производится следующим образом. Необходимо освободить с одной стороны крепление амортизаторов от деталей подвески — у задних амортизаторов сверху, а у передних снизу. После этого за освобожденную сторону перемещать шток или резервуар амортизатора – вверх и вниз. Движение вниз должно происходить со значительно большим усилием, нежели вверх. Если шток оказывает слабое сопротивление перемещению, значит, амортизатор неисправен. Он неисправен и в том случае, если шток заклинился и не сдвигается с места усилиями рук.

Через 20 тыс. км пробега следует заменять консистентную смазку в ступицах передних колес (на автомобиле ЗАЗ передних и задних колес), для чего снять ступицу, промыть подшипники и внутреннюю полость ступицы керосином или бензином, протереть ветошью, положить смазку «Литол-24» на наружные кольца подшипников и, не заполняя внутреннюю полость ступицы, смазать обильно подшипники, собрать ступицу и отрегулировать затяжку подшипников.

Агрегаты и узлы ходовой части должны отличаться высокой прочностью и надежностью и обеспечивать при всех условиях движения и допустимой нагрузке правильность взаимного расположения всех механизмов и деталей автомобиля. Некоторые неисправности ходовой части автомобиля могут являться причинами дорожно-транспортных происшествий.

Наиболее опасны следующие неисправности:
— недостаточная затяжка гаек крепления колес, дефекты резьбы и износ отверстий под шпильки, которые могут привести к срезанию шпилек и отрыву колеса;
— срыв замкового кольца диска колеса в результате его неправильной установки вызывает размонтирование шины. При движении автомобиля с достаточно большой скоростью отлетевшее замковое кольцо может нанести сильный удар пешеходам;
— неправильная затяжка подшипников передних колес. Слабая затяжка ведет к ускоренному износу подшипников, смятию и срезанию резьбы поворотной цапфы, что может вызвать соскакивание переднего колеса. Затяжка с излишним усилием вызывает перегрев подшипников, выгорание смазки в них и последующее разрушение.

Техническое обслуживание агрегатов и узлов ходовой части выполняют при ТО-1 и ТО-2.

В ТО-1 входят следующие работы: проверка крепления стремянок рессор, рессорных пальцев и хомутиков, амортизаторов; определение люфта в подшипниках ступиц колес и шкворней поворотных цапф, контроль состояния рамы автомобиля и балки передней оси; смазка пальцев рессор, шарнирных соединений деталей подвески и переднего моста; проверка состояния шин и давления воздуха в них.

В ТО-2 кроме указанных выше операций входят следующие дополнительные работы:

проверка правильности расположения переднего и заднего мостов (не должно быть перекосов), состояния сцепного прибора; закрепление хомутиков, стремянки и пальцев передних и задних рессор, подушки передних рессор; проверка состояния амортизаторов и сохранение ими герметичности (не должно быть подтекания амортизаторной жидкости).

Проверка состояния рамы. При проверке технического состояния рамы определяют, нет ли деформации и трещин в полках продольных и поперечных балок рамы, ослабления заклепок, крепления кронштейнов рессор, подрессорников, передних и задних буферов или обрыва заклепок. Автомобили с трещинами или значительной погнутостью рамы необходимо направлять в ремонт.

Проверка состояния рессор и подрессорников. Проверяя состояние рессор и подрессорников, необходимо убедиться в целости всех листов, осмотреть крепление рессор к раме и -балкам переднего и заднего мостов, крепление амортизаторов к раме и к накладкам рессор. Ослабленные крепления должны быть подтянуты.

При подтягивании гаек стремянок рессор пользуются динамометрическим ключом. Рекомендуется сначала затягивать передние стремянки, а затем задние. У автомобилей МАЗ момент затяжки гаек стремянок передних рессор равен 390—440 Н-м, а задних — 590—640 Н • м.

Проверяя заднюю балансирную подвеску, затягивают болты крепления кронштейнов реактивных штанг с моментом 120— 140 Н-м, а гайки стремянок и шаровых пальцев реактивных штанг — с моментом не менее 590 Н-м. Если ослабление крепления пальцев реактивных штанг произошло вследствие износа сухарей пальцев, необходимо устранить появившиеся зазоры подтягиванием пробки наконечника тяги. Сначала пробку затягивают до отказа так, чтобы был зажат шаровой палец, а затем отпускают пробку на 1/2 оборота.

Проверка телескопических амортизаторов. Телескопические амортизаторы не требуют добавления жидкости и эксплуатационных регулировок. Если, однако, в эксплуатации отмечается нарушение их нормальной работы, то это является следствием недостатка жидкости или ее загрязнения. Нарушение работы амортизаторов проявляется в продолжительном раскачивании автомобиля после переезда через неровности дороги. При осмотре ходовой части проверяют, нет ли течи жидкости из амортизаторов и надежна ли затяжка их крепления.

При обнаружении течи снимают амортизатор и подтягивают гайку его корпуса специальным ключом с усилием, не превышающим 25 кгс.

Если течь жидкости устранить не удается, амортизатор разбирают и заменяют поврежденные детали. К разборке телескопических амортизаторов прибегают также при замене в них амортизаторпой жидкости.

Смазка рессор и рессорных пальцев. Листы рессор смазывают при выполнении ремонтных работ со снятием рессор с автомобиля. Рессоры разбирают, и все листы тщательно очищают от грязи, старой смазки и следов коррозии, после чего листы покрывают свежей графитовой смазкой (УСсА). Ушки и пальцы передних рессор рекомендуется промыть перед сборкой и смазать пластической смазкой (солидолом).

При проведении ТО-1 пальцы передних рессор смазывают пресс-солидолом (УС-1) через пресс-масленки до выдавливания свежей смазки.

Регулировка подшипников ступиц передних колес. Необходимость регулировки проверяют следующим образом. Вывесив передние колеса, покачивают каждое колесо при помощи рычага, определяя наличие люфта в подшипниках. Своевременное устранение осевого люфта колеса позволяет предохранить подшипники ступиц от преждевременного износа.

При регулировке подшипников поднимают домкратом передний мост, снимают крышку ступицы и, отогнув край стопорной шайбы, отвертывают контргайку и снимают замковую шайбу. Отпустив гайку, проверяют легкость вращения колеса. Если вращение тугое, то устраняют его причины (задевание тормозных колодок, заедание сальников, выход из строя подшипников). После этого затягивают гайку до тугого вращения колеса в подшипниках, при этом колесо поворачивают, чтобы ролики в подшипниках заняли правильное положение относительно колец. Степень затяжки проверяют, заставляя колесо поворачиваться толчком руки, после которого оно должно сразу же останавливаться. Отпустив гайку на 2—3 отверстия в замковой шайбе, вновь проверяют вращение колеса, которое должно сделать до полной остановки несколько оборотов после сильного толчка рукой. По окончании регулировки ставят на место замковую и стопорную шайбы и туго затягивают контргайку.

При регулировке подшипников передних колес следует руководствоваться указаниями заводской инструкции в отношении величины момента затяжки. В частности, у автомобилей МАЗ момент затяжки подшипников должен быть 118 Н-м с последующим ослаблением гайки на одно расстояние между соседними отверстиями в замковой шайбе.

О правильности регулировки подшипников ступиц передней оси можно судить по нагреву ступицы во время движения. Если нагрев ступицы отчетливо ощущается рукой, то рекомендуется ослабить затяжку гайки на одно отверстие в замочной шайбе.

Регулировка подшипников ступиц ведущих колес. Люфт в подшипниках ступиц колес у автомобилей КрАЗ проверяют, сняв фланцы полуосей. При обнаружении люфта или тугого вращения колеса (если оно не вызвано заеданием тормозных колодок) регулируют подшипники ступиц колес.

Для этого поднимают балку моста домкратом так, чтобы колеса не касались поверхности пола, снимают наружное колесо и фланец полуоси. Затем, отвернув контргайку и сняв замковую шайбу, отпускают гайку крепления подшипников на 1/3— 1/2 оборота, проверяя при этом, свободно ли вращается колесо. Добившись свободного вращения колеса, затягивают гайку крепления подшипников настолько (с усилием 250—300 Н на плече 500—600 мм), чтобы колесо стало вращаться свободно. Отвернув гайку на Vs оборота, ставят на место замковую шайбу так, чтобы штифт гайки.вошел в одно из отверстий замковой шайбы. После этого завертывают контргайку крепления подшипников и проверяют их затяжку. Колесо, не имея осевых пе-ремещенищ должно легко поворачиваться рукой.

У автомобилей МАЗ подшипники задней ступицы не регулируются, а их правильная установка обеспечивается при сборке.

Внутренние кольца подшипников затягиваются гайкой, замковой шайбой и контргайкой, навертываемыми на конец кожуха полуоси и действующими на подшипники.

Подтянуть гайку, обеспечивающую затяжку подшипников задней ступицы, можно только, разобрав колесную передачу.

Для выполнения этой работы сливают масло из полости колесной передачи и снимают детали, препятствующие доступу к гайке на конце кожуха полуоси. Отпустив контргайку и сняв стопорную шайбу, подтягивают гайку подшипников ступицы, прикладывая усилие 1000 Н па плече 500 мм.

Если после этого ступица вращается свободно, без заеданий, устанавливают стопорную шайбу, заведя ее внутренний выступ в паз кожуха полуоси, а наружный — в паз гайки. Установив стопорную шайбу, затягивают контргайку, собирают колесную передачу и заливают масло.

Правильность проведенной регулировки проверяют на ходу автомобиля по степени нагрева ступиц. Нагрев ступицы не должен превышать 60°, т. е. такой температуры, при которой рука выдерживает длительное соприкосновение.

Проверка схождения передних колес. Схождение передних колес определяется разностью расстояний (А — Б) между обо-дамн колес (или шинами) спереди Б и сзади А.

Измеряют схождение в горизонтальной плоскости на уровне геометрической оси передних колес (линии, соединяющей их центры).

Для измерения схождения передние колеса ставят в положение, соответствующее прямолинейному движению. Автомобиль продвигают вперед так, чтобы были выбраны все зазоры в сочленениях переднего моста. Измерив расстояние между боковыми поверхностями шин, спереди специальной линейкой делают на них отметку мелом в местах касания линейки. Затем перекатывают автомобиль вперед так, чтобы отметки оказались сзади оси, и вновь измеряют расстояние между отметками. Разность расстояний А—Б должна быть 3—5 мм.

Проверка и регулировка угла поворота передних колес. Углы максимального поворота передних колес должны быть отрегулированы так, чтобы при повороте не происходило задевание колес за какие-либо детали и при этом сохранялся установленный для данной модели автомобиля радиус поворота. Ограничивается предельный угол поворота установленными на поворотных рычагах упорными болтами, которые упираются в бобышки на балке передней оси. Подвертыванием этих болтов устанавливают требуемый угол.

Если у покрышки будет обнаружено одно из указанных повреждений, ее следует направить в ремонтную мастерскую или на шиноремонтный завод, где отбирают покрышки, пригодные для восстановления.

Не принимают в ремонт покрышки со следующими дефектами: изломом или оголением металлического сердечника борта; набуханием резины в результате действия нефтепродуктов или других веществ; с затвердевшим или растрескавшимся наружным слоем резины (отдельные глубокие трещины, наличие мелкой сетки); с кольцевыми разрушениями или изломом внутренних слоев каркаса; с вытянутыми (деформированными) бортами; со значительными сквозными повреждениями каркаса; с сильно загрязненными поверхностями, не поддающимися очистке. Для осмотра каркаса покрышки пользуются борторасшири-телем. Глубину и направление повреждения каркаса устанавливают непосредственным, замером.

В пути необходимость в ремонте шины может возникнуть главным образом вследствие прокола покрышки и камеры, что вызовет падение давления в шине. При отсутствии запасной камеры поврежденная камера может быть отремонтирована в пути способом горячей вулканизации с использованием специальных брикетов (пирошашек). Перед вулканизацией поверхность камеры вокруг места повреждения тщательно шерохуют металлической щеткой. Затем, наложив заплату из сырой резины на место повреждения, устанавливают на нее брикет, который плотно прижимают струбциной к камере. Взрыхлив предварительно горючий состав, зажигают его и через 15 мин после окончания горения снимают струбцину. Завулканизированную камеру проверяют, накачав в нее воздух, а при возможности опускают камеру в воду и следят, появятся или нет пузырьки воздуха возле поставленной заплаты.

Если нет брикетов, камеру можно отремонтировать «холодным» способом, для этого надо приклеить резиновым клеем на поврежденные места заплаты.

Для выполнения путевого ремонта шин в комплект шоферского инструмента включают автоаптечку, в которой должны находиться брикеты, струбцина, сырая резина, резиновый клей, шероховальные щетки и другие принадлежности.

Покрышки в путевых условиях можно отремонтировать только холодным способом с применением грибков из вулканизированной резины. Грибки вводят в покрышку при крупных сквозных проколах, пользуясь простым приспособлением со съемным наконечником.

Место вокруг прокола зашероховывают проволочной щеткой, смазывают резиновым клеем и просушивают. Таким же образом обрабатывают поверхность ножки и нижнюю поверхность шляпки грибка. В проколотое отверстие вводят приспособление с вставленным в него наконечником. После того как острие наконечника войдет внутрь покрышки, наконечник вынимают и с внутренней стороны вместо него вставляют ножку грибка. Затем вытягивают стержень приспособления, вместе с которым вытягивается и ножка грибка, до тех пор, пока его шляпка не упрется во внутреннюю поверхность покрышки. Вышедшую наружу часть ножки грибка обрезают до уровня поверхности протектора.

Если в пути обнаруживают сквозные порезы или разрывы каркаса покрышки, ее ремонтируют путем наложения пластырей или установки манжет. Накладывание пластыря выполняют следующим образом. Зашероховав, внутреннюю поверхность шины вокруг места прокола, а также выпуклую поверхность пластыря промазывают резиновым клеем. Поверхность покрышки промазывают дважды с интервалом в 25 мин. После того как клей просохнет, накладывают пластырь на ремонтируемый участок покрышки (с внутренней стороны), плотно прижимают его и припудривают тальком.

Манжеты, применяемые без приклеивания, следует положить на ремонтируемый участок шины, после чего аккуратно сделать монтаж шины, следя за тем, чтобы манжета не сдвинулась. Шину, отремонтированную установкой манжеты без приклеивания, следует по возвращении автомобиля в гараж демонтировать и направить на вулканизацию.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Механик гаража

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Техническое обслуживание ходовой части автомобиля"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства