Анемометр предназначен для измерения мгновенной скорости ветра, автоматического определения опасных по совместному воздействию скорости и продолжительности порывов ветра и включения аварийных звукового и светового сигналов. На кранах устанавливают анемометры М-95.
Работа анемометра основана на преобразовании скорости ветра в электрический сигнал, передающийся от датчика ветра на измерительный пульт.
Скорость ветра измеряется трехлопастной вертушкой, соединенной с тахогенератором. Электрическая схема анемометра (рис. 74) состоит из блока питания, измерительного, индикаторного и исполнительного устройств.
Блок питания состоит из трансформатора Тр и двух выпрямительных мостов на диодах Д12—Д15 и Д8—Д1и обеспечивающих питание схемы выпрямленным напряжением, соответственно равным 15 и 26 в. При включении блока питания в сеть загорается сигнальная лампа ЛЗ белого цвета.
Измерительное устройство состоит из выпрямителя, собранного на диодах Дг—Д4 по мостовой схеме, и микро-, амперметра МА. Выпрямленное напряжение тахогенера-тора подается на микроамперметр и через диод Д5 прикладывается к сопротивлению R3. Сопротивления Rx и R2 служат для ограничения величины тока, проходящего через прибор, а конденсатор Сг для сглаживания пульсаций напряжения.
Индикаторное устройство представляет собой реле напряжения на полупроводниковых триодах ПП1 и ПП2.
Реле отрегулировано так, что оно срабатывает только при сигнале на входе, соответствующем заданной скорости ветра. Величина этого сигнала может регулироваться потенциометром. Индикатором появления порывов допустимой скорости ветра служит желтая сигнальная лампа Л1.
Исполнительное устройство представляет собой реле времени, выполненное на триоде ППЗ. Выдержка времени реле выбирается из учета продолжительности времени действия ветровой нагрузки, безопасной для башенного крана. Эта выдержка устанавливается с помощью сопротивления R12 при регулировке прибора.
Индикатором опасной скорости ветра является красная сигнальная лампа Л2.
Работа электрической схемы. В исходном положении, когда ветер еще не достиг предельно допустимой скорости, триод ПП1 полностью открыт, так как на его базу с делителя JR4—Re подается отрицательное напряжение, стабилизированное стабилизатором Д6. Триод ПП2 заперт положительным напряжением на базе, равным падению напряжения на опорном диоде Д.
При увеличении скорости ветра до предельно допустимой величины на выходе выпрямителя Дг—Д4 создается напряжение, равное падению напряжения на сопротивлении R3. Так как напряжения приложены встречно, то триод ПП1 запирается, а триод ПП2 открывается. При этом срабатывает реле Р15 которое включает контактом К1-1 желтую сигнальную лампу Л1, а контактом К1-2 замыкает цепь заряда конденсатора.
Рис. 74. Электрическая схема анемометра М-95
По мере заряда конденсатора С3 ток в цепи эмиттер-база триода ППЗ начинает увеличиваться. Если длительность порывов ветра меньше установленной выдержки реле времени (хотя порывы ветра и достигают заданной скорости), то реле Рх сработает и разомкнет контакт К1-2 \ раньше, чем сработает реле Р2. В этом случае прекращается дальнейший заряд конденсатора С3 и реле Р% не сможет включиться.
Если же предельная величина скорости ветра достаточно устойчива по времени, то по мере заряда конденсатора С3 ток через базу триода ППЗ увеличивается и обеспечивает по истечении заданной выдержки времени включение реле Р2. При этом контакт К2-1 включает красную сигнальную лампу Л2, контакт К2-2 размыкает цепь катушки командного реле Р3, а контакт К2-3 ставит катушку реле Р2 на самоблокировку.
Командное реле Р3 отключается, его контакты КЗ-4 и КЗ-5 размыкаются, а контакты КЗ-1 и КЗ-2 замыкаются.
Размыкающие контакты КЗ-1 и КЗ-2 включены в цепь звукового сигнала крана, параллельно кнопке управления сигналом, поэтому отпадание реле Ps вызовет включение звукового ОШВ сигнала.
Замыкающие контакты КЗ-4 и КЗ-5 могут быть включены в цепь защиты крана.
Если в дальнейшем скорость ветра уменьшится, то связанное с этим падение напряжения приведет к отключению реле Р х. Реле Р2 продолжает работать благодаря самоблокировке. Разблокировать реле можно кнопкой К только в том случае, если скорость ветра в заданном интервале времени будет меньше допустимой. Когда реле Р 2 будет отключено, схема возвратится в исходное состояние.
Анемометр М-95 состоит из датчика скорости и измерительного пульта. Датчик скорости укрепляется на оголовке башни совместно с молниеприемником. Молниеприемник служит для защиты датчика скорости ветра от атмосферных разрядов.
Датчик связан с установленным в кабине крана измерительным пультом с помощью специального экранированного кабеля. На передней панели измерительного пульта установлены указатель скорости, кнопка разблокирования реле, три сигнальных лампочки, держатель предохранителя и колодки штепсельных разъемов.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Анемометр кранов КБ"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы