Автогрейдер представляет собой самоходную с одно-двигательным приводом машину, состоящую из следующих частей: основной рамы, являющейся каркасом машины и несущей все остальные ее узлы, тяговой рамы со смонтированным на ней поворотным кругом и отвалом с ножом, дополнительного рабочего оборудования, двигателя, пневмоколесной ходовой части, трансмиссии и механизмов управления, кабины. Выпускаемые в настоящее время автогрейдеры выполнены по единой принципиальной схеме, при которой основная рама одним концом опирается на передний мост, а другим либо на задний мост (тележку), либо на шарнир тягача; поворотный круг с отвалом удерживается на тяговой раме, которая, в свою очередь, шарниром связана с основной рамой.
Рис. 1. Автогрейдер ДЗ-31-1:
1 — рама; 2 — силовая установка; 3 — капот; 4 — тормозок; 5 — задний мост; 6, 7 — Карданные валы; 8 — коробка передач; 9 — кабина; 10 — тяговая рама с поворотным кругом и отвалом; 11 — рулевой привод; 12 — передний мост; 13 — кирковщик
Конструкция основной рамы автогрейдера ДЗ-31 отличается тем, что хребтовая балка сварена из швеллеров и имеет коробчатое сечение. Швеллеры от средней части хребтовой балки (в направлении к кабине) расходятся, их продолжения образуют лонжероны подмоториой рамы, которые связаны поперечными балками. У тяжелого автогрейдера ДЗ-98 хребтовая балка выполнена из толстостенной трубы. В средней части основной рамы имеются кронштейны, к которым при помощи пальцев подвешивается направляющая механизма выноса отвала.
Тяговая рама связана с основной рамой шарнирно в трех точках: одно шарнирное крепление расположено у головного шкворня напередней части основной рамы, а два других — с обеих сторон основной рамы. Такая конструкция позволяет устанавливать нож отвала под разными углами в вертикальной плоскости и выносить его за пределы основной рамы.
Литой поворотный круг крепится на направляющих накладках к тяговой раме, относительно которой он может поворачиваться вместе с ножом. Грейдерный отвал с ножами, обычно при помощи Двух кронштейнов, подвешен к поворотному кругу, закрепленному на тяговой раме.
Механизм подъема, опускания и бокового выноса отвала служит для установки отвала в рабочее или транспортное положение, а также для измерения глубины резания. Осуществление этих операций производится гидравлическим или механическим способом. В первом случае механизм состоит из двух гидроцилиндров для установки отвала в нужное положение по вертикали и одного гидроцилиндра для выноса овала. Тяговая рама крепится к основной раме посредством объемной шаровой опоры.
Рис. 2. Механизм управления рабочим органом автогрейдера ДЗ-2А:
1—4, 9, 11 – карданные валы; 5 — редуктор левого подъемника; 6 — вал; 7 — кривошип; 8 — вертикальная тяга; 10 — промежуточная передача; 12 — червячный редуктор; 13 — зубчатый сектор; 14 — червячная пара; 15 — шестерня
Во втором случае (грейдер ДЗ-2А) подъем и опускание отвала у автогрейдеров (рис. 2) производятся от коробки управления через карданный вал и редуктор левого подъемника отвала. От вала червячного колеса вращение передается кривошипу, шар-нирно соединенному с телескопической вертикальной тягой. Последняя соединена с тяговой рамой, на которой укреплен поворотный круг с отвалом. Аналогичным образом опускается правый отвал.
Вынос отвала в сторону производится через карданный вал, червячную пару и шестерню, укрепленную на вертикальном валу. Механизмы выдвижения отвала и установка угла резания аналогичны конструкциям этих механизмов на грейдерах.
Механизм поворота отвала состоит из гидромотора и червячного редуктора. Вращение от гидромотора передается через червячный редуктор выходному валу, на конце которого имеется шестерня, находящаяся в зацеплении с зубчатым венцом поворотного круга.
У отдельных моделей автогрейдеров (ДЗ-2А) поворот отвала производится включением соответствующего рычага в кабине машиниста, затем от коробки управления (реверсов) вращение передается сектору через карданные валы, промежуточную передачу и далее — цилиндрической шестерне, которая сидит на валу червячного колеса редуктора и находится в зацеплении с зубчатым венцом поворотного круга.
Рис. 3. Кинематическая схема автогрейдера ДЗ-31-1:
1— двигатель; 2 — муфта сцепления; 3 — первый карданный вал; 4 — коробка передач; 5 — ручной тормоз; 6 — второй карданный вал; 7 — главная передача; 8 — балансир; 9 — ступица; 10 — ножной тормоз; 11 — ведущие колеса
На автогрейдерах применяют механическую или гидромеханическую трансмиссию. В механической трансмиссии (рис. 3) за двигателем, вперед по ходу машины расположены муфта сцепления, соединительный вал, коробка передач и задний мост с балансирами. Коробка передач соединена с задним мостом единым блоком или через карданный вал. В гидромеханической трансмиссии вместо муфты сцепления установлен гидротрансформатор.
Ходовая часть состоит из шести колес, переднего и заднего мостов. У автогрейдеров с ведомыми колесами последние обычно имеют механизм наклона колес, при помощи которого их можно устанавливать под углом к вертикали. Наклонная установка колес увеличивает боковую устойчивость автогрейдера. У автогрей-Деров со всеми ведущими колесами механизм наклона колес обычно не предусмотрен. Поперечная устойчивость здесь достигается за счет поворота колес относительно оси автогрейдера.
Задний ведущий мост с колесами, закрепленными на балансирах, крепится жестко к основной раме посредством опорных площадок, предусмотренных на балке моста. Передний мост состоит из следующих основных частей: балансирной балки, которая крепится к головной части хребтовой балки, механизма поворота колес и механизма наклона ходовых колес.
Рис. 4. Схема гидравлического привода автогрейдера ДЗ-31-1:
1 — трубопроводы высокого давления; 2, 3, 11 — гидрораспределители управления рабочими органами; 4 — гидрораспределитель гидроусилителя руля; 5 — гидроусилитель руля; 6 — гидроусилитель тормозов; 7 — насос НШ-10Д; 8 — фильтры; 9 — баи; 10 —. насоо НШ-46Д; 12 — гидроэамки; 13 — гидромотор; 14 —. механизм поворота отвала} 15, 16, 18, 19, 20 -> гидроцилиндры рабочих органов; 17 — шарнир
Гидравлическая система автогрейдера (рис. 4) предусматривает управление рабочими органами и гидроусилителями. В систему управления рабочими органами входят гидронасос, гидроцилиндры управления рабочими органами: два цилиндра подъема и опускания отвала (правый и левый), цилиндр выноса навесного оборудования (рыхлителя, бульдозера); гидромотор и механизм поворота отвала, цилиндр наклона передних: колес, гидрораспределители, фильтры. В систему управления усилителями входят гидронасос, гидроусилитель тормозов, гидроусилитель руля. Каждый цилиндр- и гидромотор присоединены к своей секции гидрораспределителя трубопроводами.
Наряду с гидроусилителями в отдельных моделях (грейдер ДЗ-14) для уменьшения усилия на рычагах управления, привода колесных тормозов и централизованной подкачки шин установлена пневмосистема. Она состоит из компрессора, ресивера и распределительной коробки управления рабочими органами. В качестве ресивера используется продольная труба основной рамы. На ресивере расположен редукционный клапан, отрегулированный на определенное давление.
Рис. 5. Схема системы автоматического управления автогрейдером типа «Профиль 2»:
1 — блок управления; 2 — реверсивные гидрозолрт-ники; 3 — электропривод; 4 — угловой датчик поперечного профиля; 5 — подъемное устройство датчика; 6 — щуповой датчик ,продольного уклона
Для автоматического управления грейдерным отвалом применяют системы «Профиль 1» и «Профиль 2». Система «Профиль 1» предназначена для стабилизации заданного углового положения отвала в поперечной плоскости. Система «Профиль 2» предназначена для стабилизации заданного углового положения отвала в. поперечной плоскости и по высоте. Схема расположения элементов системы автоматики представлена на рис. 5.
Датчик углового перемещения устанавливается на тяговой раме. Один из двух гидроцилиндров вертикального перемещения отвала при работе с автоматом стопорят, что обеспечивает заданное положение отвала по высоте. Второй гидроцилиндр отвала, отрабатывающий поперечный крен машины и удерживающий отвал в заданном положении относительно уровня земли, включается электромагнитным золотником.
Автогрейдеры могут оснащаться кирковщиком-рыхлителем, удлинителем отвала, плужным одноотвальным и двухотвальным снегоочистителем, откосниками и бульдозерным отвалом. Кирков-шик применяют для рыхления плотно слежавшихся грунтов и киркования гравийно-щебеночных покрытий при их ремонте.
Бульдозерный отвал и снегоочиститель устанавливают впереди автогрейдера на специальной раме, шарнирно прикрепленной к основной раме автогрейдеров.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Автогрейдеры в дорожном строительстве"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы