К системам, обеспечивающим ровность укладываемого слоя цементобетонной смеси, относятся: системы автоматического управления рабочими органами машин по поддержанию заданной точности продольного профиля; системы автоматического управления рабочими органами машин по поддержанию заданной точности поперечного уклона; системы автоматического управления машиной по поддержанию заданного направления ее движения в плане (системы управления машиной по курсу).
Для автоматической и дистанционного управления машинами комплекта ДС-100 (ДС-110) применяют аппаратуру серии «Профило-мат» (рис. 130), состоящую из ко-пирной и автономной систем.
Аппаратура копирной системы, в свою очередь, состоит из шести модификаций «Профиломат 1» — «Профиломат 6», выбираемых и устанавливаемых на машинах безрельсового комплекта в зависимости от их назначения и конструктивных особенностей. Она предназначена для управления положением рам машин по высоте с помощью двух копирных шнуров (рис. 130, а) и автоматического ведения машин по курсу с помощью одного копирного шнура (рис. 130, б, в).
Рис. 130. Схема размещения аппаратуры «Профиломат» на машинах комплекта ДС-100 (ДС-110):
а — управления положением рамы и курсом при работе копирной аппаратуры по двум копирным шнурам, б —то же, при работе копирной и автономной аппаратур по одному копирному шнуру, в — управления курсом при работе копирной аппаратурой по одному копирному шнуру; 1 — щуповые преобразователи курса, 2 — щуповые преобразователи продольного профиля, 3 — копирный шнур, 4 ~ панель управления, 5 – преобразователи углового положения, 6 — пульт управления
Аппаратура копирной системы для каждой из машин составляется путем добавления необходимого числа унифицированных базовых приборов (преобразователей и типа ДЩБ и промежуточных блоков формирования релейного трехпозиционного сигнала для управления гидроприводом) к индивидуальным панелям, выполняющим функции дистанционного управления рабочими органами, а также усиления и распределения по исполнительным механизмам машины команд промежуточных блоков щуповых преобразователей автоматического управления.
Рис. 129. Структурная схема системы автоматической стабилизации рамы рабочих органов бетоно-укладочной машины
Измерительным прибором копирной системы автоматики является датчик ДЩБ (рис. 131), построенный на базе бесконтактного высокочастотного преобразователя перемещения. На выходном валу датчика укреплен щуп, при повороте которого экран, закрепленный на другом конце вала, взаимодействует с катушками индуктивности преобразователя. В качестве преобразователя «угол поворота — электрический сигнал» используют поворотный трансформатор с дифференциально включенными выходными обмотками, питаемыми синусоидальным напряжением частотой 11 кГц.
Датчик ДЩБ может работать в двух режимах: режиме трехпо-зиционного релейного регулятора с изменяемой зоной нечувствительности и режиме пропорционального измерителя угла поворота щупа. В соответствии с необходимым законом регулирования (релейным или пропорциональным) системы автоматики выбирают и режим работы датчика.
Датчики ДЩБ используют в системах «Профиломат» в качестве преобразователей (см. рис. 130) продольного профиля строящегося цементобетонного покрытия для управления положением рамы машины по высоте и в качестве преобразователей курса для управления механизмами поворота гусеничных тележек или колес машин.
Рис. 131. Схема датчика ДЩБ:
1 — вал, 2 — экран преобразователя, 3 — преобразователь, 4 — корпус
Датчики ДШБ устанавливают на выносных кронштейнах, смонтированных на консольных опорах машин. Машины на гусеничном ходовом устройстве (ДС-108, ДС-109 и ДС-111) комплектуют четырьмя преобразователями продольного профиля и двумя преобразователями курса, а колесные (ДС-103, ДС-104А, и ДС-105А) —четырьмя преобразователями курса.
Положение рамы машин в поперечной плоскости стабилизируется бескопирной автономной системой аппаратуры «Профиломат-7». Она состоит из двух преобразователей углового положения и пульта управления на два канала.
В качестве преобразователей углового положения используют датчики типа ДКБ, устанавливаемые щ алюминиевых трубах, соединяющих попарно подъемные гидроцилиндры передних и задних консольных опор.
Датчик ДКБ является электронно-механическим прибором, выходной электрический сигнал которого пропорционален углу поворота корпуса датчика относительно гравитационной вертикали. Чувствительным элементом датчика является коромысло. Высокочастотный преобразователь относительного перемещения коромысла и корпуса в электрический сигнал унифицирован с преобразователем датчика ДЩБ. Для демпфирования колебаний коромысла использован магнитно-индукционный успокоитель на постоянных магнитах.
Пульт управления служит для задания требуемого поперечного уклона рамы машины и формирования управляющих электрических сигналов пропорциональным электрогидравлическим усилителем и включает в себя блок питания, задатчик требуемого поперечного уклона и усилитель сигнала рассогласования датчика и задатчика.
На лицевой панели пульта управления размещены наборный диск для задания постоянного уклона; два потенциометра для регулирования положения рамы в процессе наладки системы и два стрелочных прибора с нулем по середине шкалы для индикации этого положения; тумблер и индикаторная лампочка включения питания системы; предохранитель и тумблер выбора стороны машины (правой или левой), которая управляется автономной системой.
В отличие от копирной системы управления высотой и курсом автономная система стабилизации углового положения рамы машины работает в режиме пропорционального управления с использованием способа формирования широтно-импульсного сигнала управления пропорциональным электрогидравлическим усилителем.
Требуемый поперечный уклон рамы вводится в систему с помощью наборного диска задатчика, а истинный уклон машины замеряется двумя датчиками типа ДКБ. Если истинный уклон отличается от заданного, то в цепи управления появляется электрический широтно-импульсный сигнал коррекции, знак и величина которого зависят от имеющегося рассогласования. Сигнал коррекции после усиления в двухкаскадном усилителе управляет пропорциональным электрогидравлическим усилителем, который приводит в движение гидроцилиндры консольных опор машины. В соответствии с сигналом коррекции угловое положение рамы изменяется до такого положения, когда расхождение между истинным и заданным положениями‘не уменьшается до величины, определяемой погрешностью системы.
Все управление машинами комплекта ДС-100 (ДС-110), за исключением механизмов передвижения, производится с помощью гидроцилиндров, поступление рабочей жидкости к которым регулируется электрогидравлическими распределителями. Последние включаются с помощью тумблеров и электромагнитных реле при ручном управлении и с помощью щуповых преобразователей, преобразователей поперечного уклона — при автоматическом режиме.
На рис. 132 показана принципиальная электрическая схема цепей управления стабилизацией рамы машины относительно поверхности полотна дороги.
Для перевода машины в режим ручного управления тумблеры В15 и В16 устанавливают в положение «Ручное». При этом включаются реле РЗ и Р5 и своими размыкающими и замыкающими контактами подготавливают электрические цепи для работы от тумблеров В17—В20 ручного управления.
При переводе тумблеров В17—В20 в положение «Вверх» включаются электромагнитные реле Р7, Р9, Р11 и Р13, которые своими контактами замыкают цепи электромагнитов Эм11, Эм13, Эм15 и Эм17 электрогидравлических распределителей. Происходит подъем консольных опор и рамы машины. Одновременно с включением реле загораются сигнальные лампы J13, JI5, JI7 и JI9.
Когда тумблеры В17—В20 находятся в положении «Вниз», включаются реле Р8, Р10, Р12 и Р14. Реле своими контактами замыкают цепи электромагнитов Эм12, Эм14, Эм16, Эм18 и сигнальные лампы JI4, JI6, JI8, JI10. Происходит опускание консольных опор и рамы машины.
Для перехода к работе в автоматическом режиме тумблеры В15 и В16 должны находиться в положении «Автомат». При этом реле РЗ и Р5 выключаются, подготавливая электрические цепи для работы от щуповых преобразователей Дк1—Дк4 продольного профиля.
Щуповые преобразователи продольного профиля устанавливают на кронштейнах каждой из четырех консольных опор. При отклонении щупа преобразователя от заданного положения ротационный переключатель включает соответствующее реле, которое своими контактами замыкает цепь электромагнита электрогидравлического распределителя. Рабочая жидкость поступает к гидроцилиндру консоли. Как в случае ручного управления, в автоматическом режиме включаются те же электромагниты и сигнальные лампы, соответствующие подъему или опусканию консолей. После возвращения рамы в первоначальное положение щуп преобразователя и ротационный переключатель возвращаются в нейтральное положение. Электромагниты распределителей обесточиваются, и гидроцилиндры консольных опор перестают работать.
Включенные в электрическую схему диоды Д11—Д26 предназначены для защиты контактов реле и тумблеров от обгорания. Малогабаритные предохранители Пр1— Пр16 защищают Электрические цепи при коротких замыканиях.
Рис. 132. Принципиальная электрическая схема цепей управления стабилизацией рамы машины
Режим ручного управления устанавливается переключением тумблера селектора поворота В21 в положение «Ручное». Поворотом вручную передних гусениц управляют с помощью тумблера В25, а задних — с помощью тумблера В26.
Рис. 133. Принципиальная электрическая схема цепей управления поворотом машины
Электромагниты Эм19 и Эм20 управляют клапанами гидрораспределителя, направляющими рабочую жидкость в одну или другую полость гидроцилиндра переднего рулевого механизма, а электромагниты Эм21 и Эм22 управляют гидроцилиндром задйего рулевого механизма. Таким образом происходит поворот гусеничных тележек вправо или влево.
Для перехода к работе системы в автоматическом режиме при движении машины вперед необходимо тумблер В21 поставить в положение «Вперед». В этом случае включается реле Р1, подготавли* вая электрические цепи для работы системы от преобразователей Дк5 и Дкб курса.
Щуповые преобразователи курса выставляют по копирному шнуру так, чтобы ротационные переключатели находились в нейтральном положении. Во время движения машины щуп преобразователя либо отходит от копирного шнура, либо прижимается к нему. При этом ротационный переключатель переднего преобразователя включает реле Р15 или Р16, а переключатель заднего преобразователя— реле Р17 или Р18. В остальном процесс управления рулевыми механизмами протекает так же, как и при ручном управлении. После отработки сигнала гидроцилиндром поворота щуп преобразователя и ротационные переключатели возвращаются в нейтральное положение, электромагниты электрогидравлических распределителей обесточиваются и прекращается подача рабочей жидкости к гидроцилиндру.
Перед движением машины назад преобразователи курса необходимо переставить на противоположный конец рычага выносного кронштейна консоли, а тумблер В21 установить в положение «Назад». При этом срабатывает реле Р2. В остальном система управления поворотом машины работает так же, как и при движении вперед.
Для ограничения угла поворота механизма рулевого управления служат конечные выключатели В12 и В13 (см. рис. 132), которые включают звуковой сигнал. Конечные выключатели устанавливаются на передней и задней стенках рамы машины над механизмами рулевого управления. При большом угле поворота передних или задних гусеничных тележек конечный выключатель замыкает цепь реле Р19, которое включает звуковой сигнал Зв (см. рис. 133) и одновременно разрывает цепь питания катушек реле Р1 и Р2. Соответствующий электромагнит обесточивается, и подача рабочей жидкости в гидроцилиндр поворота прекращается. На прежний курс машину возвращают, управляя рулевым механизмом вручную. Для этого тумблер В21 перевести в положение «Ручное» и включить тумблер В25 или В26.
Цепь звукового сигнала проверяется перед началом работы включением тумблеров В10 и В14 (см. рис. 132).
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Автоматизация работы машин"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы