Деформационные швы нарезают в свежеуложенном или затвердевшем бетоне. Оборудование для нарезания швов в свежеуложенном бетоне можно устанавливать на ходовой части бетоноотделоч-ных машин линейного комплекта или на собственном колесном ходовом устройстве. Рабочими органами машин для нарезки швов в свежеуложенном бетоне служат вибрационные ножи различных конструкций.
Нарезчики швов могут быть использованы при работе с комплектами высокопроизводительных машин ДС-100 и ДС-110 и с другими комплектами бетоиоукладочных машин или применяться как самостоятельные машины.
Трехдисковый нарезчик продольных швов ДС-115 (рис. 134) представляет собой самоходную машину на четырех металлических колесах с резиновым покрытием, из которых передние 5 ведомые, а задние ведущие. На сварной раме машины размещено все оборудование нарезчика. Для нарезки швов используют три установленных один за другим режущих диска 6. Каждый диск, вращаясь с большой скоростью, при нарезании шва действует как дисковая пила. Режущие диски расположены в одной плоскости по продольной оси машины таким образом, что каждый диск нарезает одну треть общей глубины продольного шва.
Рис. 134. Трехдисковыи нарезчик продольных швов ДС-115:
От дизельного двигателя, размещенного на раме под капотом, через клиноременные передачи приводятся во вращение режущие диски, генератор постоянного тока и водяной центробежный насос. Генератор питает электродвигатель привода ведущих колес машины. Благодаря применению электропривода постоянного тока обеспечивается бесступенчатое регулирование рабочей скорости нарезчика (подачи режущих дисков) в диапазоне от 1 до 3 м/мин. Водяной насос подает воду для охлаждения режущих дисков.
Для улучшения условий работы машиниста машина снабжена удобным сиденьем, а рабочее место — тентом. Машиной управляют с рабочей площадки, на которой размещены штурвал 2 рулевого механизма, пульт 1 с электроаппаратурой контроля режимов работы и управления скоростью передвижения, рукоятки управления двигателем и маховичок механизма заглубления режущих дисков.
Для точного выдерживания движения машины по курсу нарезчик оснащен специальным визирным устройством.
На рис. 135 показан рабочий орган нарезчика швов. Алмазные режущие диски, устанавливают на трех валах, каждый из которых имеет по две опоры на роликовых радиальных сферических подшипниках, защищенных лабиринтными уплотнениями от загрязнения. На первый вал может быть установлен одни режущий диск для вырезания паза прямоугольного профиля или три диска для вырезания ступенчатого паза. На втором и третьем валах устанавливают по одному режущему диску.
Опоры валов крепят на подрамнике, соединенном шарнирной подвеской с основной рамой машины. Подвеска рабочего органа представляет собой шарнирный четырехзвенник, звеньями которого являются рычаги. Рычаги крепят пальцами в четырех попарно соединенных опорах, приваренных к раме нарезчика.
Подрамник поднимают и опускают, вращая маховичок, установленный на рабочей площадке машиниста. Маховичок насажен на винт, который закреплен шарнирно в кронштейне и может поворачиваться в вертикальной плоскости. При вращении маховичка по винту перемещается гайка, связанная рычагом и тягой с задним рычагом подвески. Длину тяги регулируют стяжной муфтой.
Вал первого режущего диска приводится во вращение от двигателя клиноременной передачей, а второго и третьего дисков клиноременными передачами соответственно от первого и второго валов. Для натяжения ремней привода первого вала предусмотрены шкив, закрепленный в переднем рычаге подвески, и ролик . Шкив может перемещаться в пазах, натягивая ремни, и затягиваться гайками. Натяжной ролик перемещается в пазах накладок винтом. Натяжение ремней привода второго и третьего дисков регулируют, перемещая винты, шарнирно связанные с подрамником шкивов.
Рис. 135. Рабочий орган нарезчика швов ДС-115:
1 — маховичок 2 —кронштейн, 3, 27— гайки, 4, 11, 13 — винты, 5, 1S, 22— натяжные шкивы, 6, 14 — пальцы, 7 — стяжная муфта, 8 — натяжной ролик 9 — накладки, 10 — тяга, 12, 28, 29 — рычаги, /5 — подрамник, 16, 21, 24 — режущие диски, 17, 20, 25 — опоры, 19, 23, 26— клиноременные передачи
Для безопасности работы режущих дисков на подрамнике устанавливают массивный защитный кожух. К защитному кожуху по шлангу от насоса подводят струю воды для непрерывного охлаждения режущих дисков.
Привод задних колес (рис. 136) установлен на раме нарезчика и включает в себя электродвигатель, червячный редуктор и цепные передачи.
Электродвигатель ПБ-32 1 кВт питается от генератора постоянного тока и передает крутящий момент через упругую втулочно-пальцевую муфту на соосный вал червячного редуктора. На выходном валу редуктора насажены две звездочки, которые передают вращение через втулочно-роли-ковые цепи и звездочки на два приводных вала. С приводных валов вращение передается цепными передачами на две звездочки, жестко соединенные со ступицами колес задней оси. С помощью звездочек, установленных на качающихся кронштейнах, натягиваются втулочно-роликовые цепи привода ходовых колес.
На рис. 137 показана передняя управляемая ось нарезчика. Она представляет собой сварную конструкцию из трубы с двумя цапфами, которые связаны с цапфами колес. Переднюю ось крепят в средней части к раме машины болтами. Между рамой и осью установлены регулировочные текстолитовые вставки.
В средней части оси приварена опора с двумя цапфами, относительно которых передняя ось может качаться в вертикальной плоскости, не передавая движение на раму нарезчика. Качание передней оси ограничивается двумя болтами.
На передней оси крепят рулевую колонку с червячным редуктором. Рулевая трапеция образуется двумя рычагами и двумя тягами. Каждая тяга состоит из муфты и двух винтов с левой и правой резьбой. Длину тяг можно регулировать, вывинчивая винты. Рычаги закреплены жестко к цапфам колес и поворачиваются вместе с ними.
Рис. 136. Привод задних ходовых колес нарезчиков швов ДС-115:
1, 4— натяжные звездочки, 2— электродвигатель, 3 — муфта, 5 — редуктор, 6,9— цепи, 7 — звездочка, 8 — приводной вал, 10— колесо
Передние колеса нарезчика управляются с помощью рулевого колеса. Вращение рулевого колеса передается звездочке, насаженной на один вал с колесом, а затем втулочио-роликовой цепью звездочке, установленной на валу червяка редуктора. На выходном валу червячного колеса редуктора на шпонке крепят водило, которое ерез тяги и рычаги рулевой трапеции поворачивает колеса.
Рис. 137. Передняя управляемая ось нарезчика швов ДС-115:
1, 10— колеса, 2, 4— болты, 3 — вставки, 5 — рулевое колесо, 6 — цепь, 7 — рулевая колонка, 8— червячный редуктор, 9 — рама, 11 опора, 12, 13 — цапфы; 14— звездочка, 15 — труба, 16 — рычаги, 17 — тяги, 18 — водило
Для ориентирования нарезчика по разметке шва на трапеции передних управляемых колес -шарнирно крепят визирное устройство (см. рис. 134). Конус визирного устройства устанавливают на разметку шва, и машинист должен вести нарезчик, не допуская отклонения вершины конуса от разметки.
Для нормальной работы режущие диски необходимо равномерно охлаждать с обеих сторон и торца. Система охлаждения дисков (рис. 138) включает в себя центробежный насос, всасывающий напорный трубопроводы. Диски охлаждаются водой из посторонней емкости, соединенной со всасывающим трубопроводом резинотканевым рукавом с помощью муфты. При остановке двигателя и отсоединении емкости с водой всасывающий трубопровод перекрывают краном. Напорный трубопровод одним концом подсоединяют к напорному патрубку насоса, а другим к штуцеру разбрызгивателя сварной конструкции из труб и патрубков.
Рис. 138. Система охлаждения режущих дисков:
1— двигатель, 2 — генератор, 3, 7 — напорный и всасывающий трубопроводы, 4 клиноременная передача, 5 — манометр, 6—насос, 8 — муфта, 9— рукав, 10 — кран, 11 разбрызгиватель, 12— штуцер
Центробежный водяной насос установлен на кронштейне рамы нарезчика и приводится в действие от двигателя машины через шкив генератора клиноременной передачей.
В напорный патрубок насоса ввинчивается электроконтактный манометр аварийной системы защиты алмазных дисков. Давление воды в системе охлаждения дисков должно быть 0,15—0,2 МПа. При отсутствии воды или уменьшении ее давления контакты манометра размыкаются и обесточивают электродвигатель привода ведущих колес нарезчика.
На рис. 139 показан пульт управления нарезчика ДС-115. На левой панели пульта размещены контрольные приборы дизельного двигателя Д-37Е-С3 и выключатели освещения рабочего места машиниста, габаритных огней, освещения рабочих органов, освещения дорожного полотна. На правой панели расположены приборы контроля и управления электроприводом механизма передвижения нарезчика.
Нарезание деформационного шва нарезчиком ДС-115 возможно в одном из двух диапазонов рабочих скоростей. Включение механизма передвижения и регулирования скорости на первом диапазоне проводят кнопкой и регулятором, а на втором диапазоне — кнопкой регулятором. Нарезчик останавливается при нажатии кнопки. Направление движения нарезчика в рабочем режиме изменяют переключателем без промежуточных операций по остановке и пуску машины.
Рис. 139. Пульт управления нарезчика швов ДС-115:
а — общий вид, б — правая панель; 1 — пусковой реостат, 2, 5— регуляторы рабочих скоростей, 3, 4 — левая и правая панели, 6 — регулятор возбуждения генератора, 7 — кнопка «Стоп» рабочей скорости, 8 — кнопка включения первой рабочей скорости, 9 — переключатель направления движения, 10 — амперметр контроля тока электродвигателя, 11 — сигнальная лампа первой рабочей скорости, 12 — вольтметр контроля напряжения генератора, 13 — сигнальная лампа наличия напряжения, 14— амперметр контроля тока нагрузки электродвигателя, 15 — сигнальная лампа второй рабочей скорости, 16 — кнопка включения второй рабочей скорости
Для перевода нарезчика на транспортную скорость передвижения сначала устанавливают переключатель в положение, соответствующее направлению движения, а затем медленно поворачивают движок пускового реостата 1 по часовой стрелке до включения контактора, расположенного внутри реостата. Включение электродвигателя отмечается скачком тока до 9—10 А на амперметре. С началом движения нарезчика ток начинает падать. По достижении 6— 7А движок пускового реостата переводят в следующее положение, также отличающееся скачком тока. И так повторяют эту операцию, задерживаясь в каждом положении реостата не более 2—3 с, до тех пор, пока движок не окажется в крайнем по часовой стрелке положении.
Нарезчик останавливается при быстром повороте движка пускового реостата против часовой стрелки до упора.
Изменение направления движения на транспортной скорости допускается только после остановки нарезчика.
Четырехднсковы и нарезчик поперечных швов ДС-112 (рис. 140) представляет собой самоходную машину на пнев-моколесном ходовом устройстве. Рама машины опирается на четыре пары пневматических колес. Ведущие и управляемые колеса попарно закреплены на оси в конических подшипниках, установленных в вертикальной стойке. Вертикальные стойки ведущих колес неподвижны, а стойки управляемых колес могут свободно поворачиваться, обеспечивая тем самым управление колесами при повороте.
На раме машины смонтированы ведущая и ведомая каретки, на каждой из которых установлен дизельный двигатель, приводящий во вращение по два режущих диска; система охлаждения дисков и электрооборудование. Все диски расположены по одной прямой линии так, что при рабочем движении кареток каждый диск нарезает одну четвертую часть общей длины шва.
Поперечное перемещение кареток при нарезании шва и перемещение машины от шва к шву осуществлятся элктроприводом от генератора постоянного тока, установленного на ведомой каретке и приводимого во вращение от дизельного двигателя. Привод позволяет плавно регулировать частоту вращения дисков и скорость передвижения нарезчика от шва к шву.
На раме машины смонтированы механизмы рулевого управления, передвижения машины и рабочее место машиниста с сиденьем и тентом для защиты от солнечной радиации и атмосферных осадков. Вся коммутирующая аппаратура и контрольные приборы сосредоточены на пульте управления.
Рама нарезчика состоит из двух полурам, соединенных между собой в нижней части шарнирами, а в верхней регулируемыми стяжками. Каждая из полурам представляет собой сварную замкнутую прямоугольную металлоконструкцию и снабжена площадками для крепления ведущих и ведомых колес и поддерживающих брусьев. Шарнирное соединение полурам позволяет устанавливать раму в положение, соответствующее односкатному или двускатному профилю покрытия. При установке рамы в положение, соответствующее двускатному профилю, между полурамами закладывают клин, который определяет поперечный уклон полурам, равный 1,5—2% при ширине покрытия 7 и 7,5 м.
Привод ведущих колес нарезчика состоит из электродвигателя постоянного тока мощностью 4,5 кВт, клиноременной передачи, червячного редуктора, двух телескопических карданных валов и цепных передач. Электродвигатель установлен на плите, которая подвешена к кронштейну полурамы машины с помощью Двух плоских шарниров и шарнирно закрепленного регулировочного болта, выполняющего функции натяжного устройства клиноре-менной передачи. Над электродвигателем на швеллерах кронштейна рамы закреплен червячный редуктор. Карданные валы, передающие крутящий момент от редуктора на промежуточные валы, расположенные в корпусах, различаются только длиной и выполнены в виде двух частей, которые сопрягаются между собой подвижным шлицевым соединением. С промежуточного вала вращение на ведущие колеса передается цепной передачей.
Рис. 140. Четырехдисковый па-резчик поперечных швов ДС-112:
1 4 — дизельные дзигатели, 2. 5— корпуса. 3— сиденье. 6, 11, 15 — стойки. 7, 9, 10, 13 — режушие диски. 8 — электродвигатель, 12 — генератор, 14, 20 — управляемое и ведущее колеса, 16—пульт управления, 17 — рулевое колесо, 18 — тент, 19, 36 — цепкая и клиноременная передачи. 21, 23— опоры, 22 — ролики, 24, 31 — ведомая и ведущая каретки, 25, 33 — полурамы, 26, 32 — конические редукторы, 27 , 30, 35, 38 — карданные валы, 28 — тяга, 29, 37 — червячные редукторы, 34, 39 — направляющие брусья
Рис. 141. Ведущая каретка нарезчика швов ДС-112: 1, 21 — режущие диски, 2, 20 — защитные кожухи, 3, 17 — промежуточные валы, 4, 16 — двуплечие рычаги, 5, 15 — подшипники, 6 — тяга, 7, 12, 14, 18, 31 — клиновые ремни, 8, 10 — опорные катки, 9 — дизельный двигатель, 11, 19, 22, 28, 30 — натяжные шкивы, 13 — рама, 23 — водяной насос, 24, 27 — направляющие звездочки, 25 — червячный редуктор, 26 — ведущая звездочка, 29 — электродвигатель
Рулевое управление нарезчиком осуществляется с площадки машиниста через рулевое колесо, червячный редуктор, карданные валы и конические редукторы.
На рис. 141 показана ведущая каретка нарезчика швов ДС-112. На раме каретки установлен дизельный двигатель, приводящий в действие режущие диски, а также центробежный водяной насос. На нижней площадке рамы размещен механизм передвижения каретки. Ведущая каретка опирается на раму нарезчика четырьмя опорными катками, которые установлены на подшипниках и закреплены на верхней части рамы каретки.
Рабочий орган нарезчика состоит из двух двуплечих рычагов, качающихся на втулках скольжения относительно осей, жестко закрепленных на обработанных плоскостях нижней части рамы каретки. В нижнем плече рычага на подшипниках установлен вал, на одном конце которого закреплен алмазный режущий диск, а на другом — шкив второй ступени клиноременной передачи. Противоположные плечи рычагов соединены между собой регулируемой тягой, с помощью которой между двумя режущими дисками устанавливают расстояние, равное четверти ширины покрытия. Режущие диски защищены кожухами, к которым приварены трубки с отверстиями для подвода охлаждающей воды.
Режущие диски приводятся во вращение от дизельного двигателя при включенной муфте сцепления через двухступенчатую кли-ноременную передачу. Первая ступень состоит из четырех клиновых ремней, которые приводят во вращение промежуточные валы. Промежуточный вал установлен таким образом, что его ось совпадает с осью качания двуплечих рычагов. При этом межцентровое расстояние второй ступени клиноременной передачи остается неизменным при вертикальном перемещении режущих дисков. Вторая ступень передачи состоит из пяти клиновых вентиляторных ремней и 31.
Водяной насос приводится в действие от дизельного двигателя клиноременной передачей, которая состоит из одного ремня. Натяжение клиновых ремней регулируют с помощью шкивов.
Механизм передвижения ведущей каретки включает в себя незамкнутый контур втулочно-роликовой цепи, ведущую и две направляющие звездочки. Ведущая звездочка приводится во вращение от электродвигателя через клиноременную передачу и червячный редуктор 25. Цепь механизма передвижения шарнирно закреплена на направляющем брусе (см. рис. 140) правой полурамы нарезчика. Один из концов цепи связан с натяжным болтом, в котором предусмотрены две пластины, охватывающие плоскость направляющего бруса и предохраняющие цепь от перекосов во время натяжения. При включении электродвигателя привода механизма передвижения ведущая звездочка, вращаясь, перемещается вместе с кареткой вдоль цепи.
Ведомая каретка отличается от ведущей только тем, что на ней нет механизма передвижения и вместо водяного насоса установлен генератор с приводом от дизельного двигателя. Ведомая и ведущая каретки соединены между собой регулируемой тягой, которая обеспечивает между двумя соседними режущими дисками кареток расстояние, равное четверти ширины покрытия. Прямолинейность и стыковка швов, нарезаемых каждым из четырех дисков, создается направляющими брусьями, закрепленными на полурамах. Взаимное расположение режущих дисков относительно направляющих брусьев регулируется двумя парами роликов, установленных на каждой каретке.
Заглубление и выглубление режущих дисков происходят в процессе передвижения кареток при взаимодействии подшипников (см. рис. 141), расположенных на рычагах рабочих органов, с упорами, закрепленными на направляющих брусьях. Поперечный шов нарезается в автоматическом режиме или с помощью ручного управления при движении кареток вдоль рамы машины, установленной неподвижно. Во время пуска электродвигателя механизма передвижения кареток последние из исходного положения перемещаются по раме машины в крайнее положение и режущие диски автоматичски заглубляются. Одновременно при заглублении дисков автоматически открывается трехходовой кран подачи охлаждающей жидкости. Когда диски достигнут заданной глубины резания, срабатывает конечный выключатель, установленный на нижней части рамы каретки. Каретки с дисками начинают перемещаться в противоположную сторону с заранее заданной скоростью, нарезая поперечный шов. В конце покрытия диски автоматически выглубляются, прекращается подача охлаждающей жидкости и каретки возвращаются в исходное положение. Оно определяется расположением конечного выключателя на раме нарезчика. После окончания автоматического цикла нарезки шва машинист включает электродвигатель привода ведущих колес и переводит нарезчик к следующему поперечному шву.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Нарезчики деформационных швов ДС-115 и ДС-112"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы