В процессе работы машин происходит естественное изнашивание трущихся поверхностей деталей, увеличиваются зазоры в сопряжениях, нарушается регулировка механизмов.
Техническое состояние машин в значительной степени зависит от организации, своевременного и тщательного проведения их технического обслуживания и ремонта. Правильно организованное техническое обслуживание предупреждает возникновение неисправностей и простоев в работе, способствует повышению производительности, высокому качеству выполняемой работы, продлевает срок службы машины, значительно снижает затраты на ремонт.
В нашей стране принята система планово-предупредительного технического обслуживания и ремонта (ППР), которая представляет собой комплекс организационно-технических мероприятий, проводимых в плановом порядке для обеспечения работоспособности и исправности дорожных машин в течение всего срока их службы, при соблюдении заданных условий и режимов эксплуатации.
Система ППР предусматривает максимальное увеличение сроков службы отдельных деталей, сборочных единиц и машины в целом, которое достигается путем своевременного и высококачественного выполнения технического обслуживания и ремонта; обеспечение необходимыми ремонтными средствами, рабочей силой, оборудованием, запасными частями и материалами; максимальное повышение коэффициента технической готовности машин; внедрение прогрессивных методов ремонта машин; систематическое снижение стоимости ремонта; установление контроля за технической эксплуатацией машин.
Техническое обслуживание и ремонт выполняют в соответствии с планом, который составляют на основании нормативов, указанных в СНиП III-1—76 и в «Рекомендациях по организации технического обслуживания и ремонта строительных машин».
Для дорожных машин установлены следующие виды технического обслуживания и ремонта: ежесменное обслуживание (ЕО), выполняемое перед началом, в течение или после рабочей смены; плановое техническое обслуживание (ТО), выполняемое в плановом порядке через определенные, установленные заводами-изготовителями, величины наработки; сезонное техническое обслуживание (СО), выполняемое два раза в год; текущий ремонт (Т); капитальный ремонт (К).
Каждый вид последующего планового технического обслуживания включает в себя работы предыдущих видов, в том числе ежесменное. Состав каждого вида обслуживания определяется требованиями, содержащимися в «Техническом описании и инструкции по эксплуатации» завода-изготовителя.
Выполнение ежесменного технического обслуживания (ЕО) обязательное, поэтому его специально не планируют. Для проведения ежесменного технического обслуживания бетоноукладочной машины машинист должен использовать время перед началом работы, во время перерывов и по окончании работы.
В состав ЕО входят работы по проведению необходимых смазочных работ и подготовке машины к передаче при смене бригад от одного машиниста к другому, а также контрольный осмотр машины перед началом работ, цель которого проверить действие рабочих органов ходовой части, приборов автоматического управления, сигнализации и освещения.
При плановом техническом обслуживании (ТО) проводят работы, предусмотренные для ежесменного технического обслуживания (ЕО), с дополнением следующих работ: очистка, мойка, осмотр и контроль технического состояния сборочных единиц, агрегатов, приборов, гидравлической системы и машины в целом; крепление деталей, регулирование механизмов, сборочных единиц и агрегатов; смазывание, замена рабочей жидкости в гидравлической системе; замена изношенных деталей.
Плановые технические обслуживания машин могут различаться между собой периодичностью выполнения и составом работ. В этих случаях каждому виду планового технического обслуживания в зависимости от последовательности его проведения присваивается порядковый номер, начиная с первого (например, ТО-1, ТО-2 и т. д.).
Для машин рельсового бетоноукладочного комплекта, гусеничного бетонораспределителя ДС-99 (ДС-109) и заливщика швов ДС-67 проводят следующие периодические технические обслуживания: ежесменное техническое обслуживание; ТО-1 через каждые 120 ч наработки; ТО-2 через каждые 600 ч наработки.
Периодичность технических обслуживаний профилировщика основания ДС-97 (ДС-108) и бетоноукладчика ДС-101 (ДС-111) составляет для ТО-1 — 60 ч, а для ТО-2 — 240 ч.
ТО-1 для нарезчиков швов ДС-112 и ДС-115 проводится через каждые 240 ч, а ТО-2 — через каждые 960 ч.
Ремонт дорожных машин представляет собой комплекс работ для поддержания и восстановления исправности или работоспособности машин, обеспечивающий устранение повреждений и причин отказов. В состав работ по ремонту входят: очистка, мойка и разборка машин; составление ведомости дефектов; замена изношенных деталей, сборочных единиц и агрегатов машины новыми или отремонтированными; сборка их и восстановление посадок в сопряжениях; стендовые и ходовые испытания отремонтированных сборочных единиц, агрегатов и машины в целом.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Общие сведения о планово-предупредительной системе технического обслуживания и ремонта машин"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы