Битумные насосы применяются для перекачивания и дозирования битума и используются на асфальтосмесительных установках, в битумохранилищах, в битумонагревательных агрегатах, на автогудронаторах, битумовозах, дорожных фрезах и грунтосмесительных машинах.
Отечественная промышленность выпускает шестеренные битумные насосы с внешним зацеплением шестерен, имеющих одинаковое число зубьев. Битумный насос состоит из чугунного корпуса и двух цилиндрических шестерен, одна из которых укреплена на приводном валу шпилькой. При вращении шестерен битум к шестерням поступает через верхнее отверстие и транспортируется между корпусом и впадинами зубьев к горловине в нижней части насоса, в напорную магистраль.
С целью предотвращения застывания битума в насосе корпус насоса подогревается паром, подводимым в паровую рубашку. При отсутствии пара насос можно обогревать электрической энергией. В этом случае в паровую рубашку вставляют электрическую спираль большого сопротивления мощностью от 0,5 до 1 кВт. В нижней части корпуса насоса горловина имеет четыре взаимно перпендикулярных отверстия с резьбой. Напорную магистраль можно присоединить к любому из этих отверстий. Два других отверстия служат для подачи и отвода пара. В четвертое отверстие завинчивают заглушку. Насос может работать при засасывании через любое нижнее отверстие и нагнетании в верхнее, для чего нужно изменять направление вращения приводного вала. Для привода насоса необходимо иметь мощность не менее 4,5 кВт. Шестерни насоса при 200— —300 об/мин создают давление до 0,8 МПа, производительность насоса 350—400 л/мин.
—-
Битумные насосы предназначены для перекачивания органических вяжущих материалов (битума различных марок, дегтя, битумных эмульсий) и применяются главным образом на асфальтобетонных заводах при перекачивании битума из битумохранилища в биту-моплавильные агрегаты и из последних к асфальтосмесителю.
Битумные насосы разделяют на стационарные и передвижные: стационарные монтируются на бетонном фундаменте и имеют ременный привод от любого двигателя, передвижные угта-навливаются на ходовые тележка с приводом от двигателя внутреннего сгорания.
Битумный шестеренный насос (рис. 6.13) имеет чугунный литой корпус с паровой рубашкой, в которую через специальные отверстия пропускается пар, обогревающий корпус насоса для предохранения битума от застывания. Корпус закрывается чугунной крышкой на болтах. Внутри корпуса размещены две цилиндрические шестерни — ведущая и ведомая. Ведущая шестерня соединена с валом, на конце которого посажен приводной шкив. При вращении шкива против часовой стрелки шестерни засасывают битум из верхнего патрубка и нагнетают его в сеть через нижнее выпускное отверстие, которое имеет четыре взаимно перпендикулярных выхода. К одному из них присоединена нагнетательная линия (противоположный выход закрывается заглушкой), а два других используются для монтирования паровой трубы (при работе с паровым обогревом) или также закрываются заглушками.
Приводной вал насоса вращается в двух втулках, из которых одна запрессована в корпус насоса, а другая в крышку. Вал ведомой шестерни также вращается в двух втулках. Конец ведущего вала при выходе из насоса уплотняется сальниковой набивкой, поджимаемой крышкой. Для крепл<у ния битумного насоса в подошве корпуса имеются четыре отверстия.
Передвижной битумный насоо (рис. 6.14) состоит из следующих основных узлов: тележки, редуктора, приемного трубопровода, привода насоса, трубопровода розлива, шестеренного насоса и двигателя внутреннего сгорания.
Тележка — прицепная, двухосная, на трех колесах является одновременно рамой для монтажа на ней узлов и механизмов установки. Рама — сварная, трубчатого сечения. Переднее колесо поворотное, «рояльного» типа. Для буксировки насоса на раме имеется буксирная петля для присоединения к автомобилям.
Привод насоса состоит из двигателя, упругих муфт и редуктора. Упругая муфта имеет две половины, соединенные пальцами с надетыми на них резиновыми кольцами, которые обеспечивают эластичность муфты. Редуктор — одноступенчатый, цилиндрический с чугунным литым корпусом, передаточное число i = 3,95. Корпус редуктора прикреплен к поперечинам рамы болтами.
Рис. 6.13. Битумный насос Д-171:
1 — заглушка; 2 — крышка насоса; 3 — верхний патрубок; 4 — корпус насоса; 5 — отверстие для подвода пара; 6 — нижнее выпускное отверстие; 7 —шкив; 8 — вал; 9 — крышка; 10 — ведущая шестерня; 11 — втулка
Нис. 6.14. Передвижной битумный насос Д5725:
1 — приемный трубопровод; 2 — насос; 3 — трубопровод нагнетания; 4 — двигатель; 5 — рычар декомпрессора; 6 — рычаг акселератора; 7 — тележка; 8 — упругая муфта; 9 — редуктор
Насос — шестеренного типа, восьмизубый с модулем т = 14 мм. Корпус насоса литой, имеет рубашку для обогрева выпускными газами двигателя. Шестерни насоса установлены на шарикоподшипниках, смазывающихся рабочей жидкостью. Ведущий вал уплотнен намоткой шнурового асбеста, поджатого буксой. К фланцам насоса крепятся сверху труба нагнетания, снизу приемная труба. Пуск и остановка насоса производятся посредством муфты сцепления, педаль которой расположена с левой стороны установки.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Битумные насосы"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы