Блоки являются широко распространенным элементом грузоподъемных машин; при монтажных работах блоки иногда применяют как самостоятельное устройство для подъема грузов, а также для изменения направления движения каната (неподвижные блоки).
Монтажный блок состоит из двух щек и, между которыми на оси укреплен ролик 3. Щеки усилены накладными планками, воспринимающими основную часть разрывающего усилия. Ось блока неподвижно закреплена в щеках, а ролик свободно вращается на оси. Ролик обычно изготовляется из чугуна и реже (для особо ответственных работ) из литой стали. На ободе ролика имеется чисто обработанная канавка (ручей) для веревки или троса. Профиль канавки делается таким, чтобы исключалась возможность защемления троса соответствующего диаметра. В нижней части щек на траверсе закреплен крюк, который должен свободно вращаться вокруг своей оси. Для этого в некоторых конструкциях блоков крюк снабжают упорным шарикоподшипником или сферической шайбой. На щеке блока должна быть четкая надпись, указывающая его грузоподъемность. Для уменьшения тягового усилия при подъеме груза применяют полиспасты.
Рис. 1. Разрез нормального стального каната, состоящего из шести прядей сердечника
Рис. 2. Блоки:
а — монтажный; б — полиспаст
Полиспаст представляет собой две группы блоков, объединенных в общую обойму и работающих с одним общим тросом.
Одна обойма закрепляется неподвижно, а вторая является подвижной. Полиспаст не имеет тормозных устройств и как самостоятельное подъемное приспособление употребляется только при подъеме легких грузов. В комбинации же с тяговыми лебедками, имеющими тормозное устройство, он широко применяется при различных такелажных работах.
Тали являются наиболее распространенным подъемным механизмом при монтаже вентиляционных и санитарно-технических систем. Они отличаются сравнительно простой конструкцией, малым собственным весом, надежностью в работе и легко закрепляются на опоре. Тали бывают червячные, шестеренчатые и рычажные.
Червячные проще в конструктивном отношении, но шестеренчатые имеют больший коэффициент полезного действия, большую скорость подъема груза и меньшую строительную высоту. Коэффициент полезного действия у червячных талей 0,6, у шестеренчатых 0,7 — 0,9. Высота подъема у всех талей равна м, но по особому заказу заводы-изготовители могут поставлять тали высотой подъема до м.
Червячная таль состоит из обоймы, в которой расположен механизм подъема. Механизм подъема состоит из червячного чугунного колеса, отлитого заодно с цепной звездочкой, которая тянет грузовую подъемную цепь, и червяка, приводящего во вращение червячное колесо. Червяк делается двухзаходный с углом подъема винтовой линии — 18° и изготовляется из стали. На одном конце червяка закреплен дисковый грузоупорный тормоз, на другом конце насажена звездочка, на которую надета замкнутая кольцевая тяговая цепь, и имеется упорный подшипник. „
Грузовые цепи талей бывают сварные или пластинчатые. На грузовой цепи подвешен крюк для подъема груза. Подъем груза происходит следующим образом. Рабочий тянет за цепь, которая вращает звездочку и червяк. Под действием осевого усилия червяк несколько смещается в сторону упорного подшипника, освобождает диск тормоза и передает движение червячному колесу и звездочке, которая тянет грузовую цепь, поднимающую груз. Самопроизвольное опускание груза невозможно, так как при передаче движения от звездочки к червяку он вследствие обратного осевого усилия смещается в сторону тормоза и зажимает диск последнего.
Рис. 3. Червячная таль
Шестеренчатая таль состоит из корпуса, в котором помещается звездочка грузовой цепи, планетарный шестеренчатый редуктор и дисковый тормоз. На приводном валу насажено тяговое колесо, на втулке с винтовой нарезкой свободно посажены звездочка грузовой цепи и храповое колесо останова. При вращении тягового колеса в сторону подъема оно смещается по винтовой нарезке, зажимает храповое колесо и заставляет его вращаться вместе с собой. Таким образом, движение приводного вала передается через редуктор звездочке грузовой цепи. При остановке тягового колеса собачки храпового колеса затормаживают приводной вал. При опускании груза тяговое колесо смещается по винтовой втулке в обратную сторону и освобождает храповое колесо.
Рис. 4. Шестеренчатая таль
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Блоки, полиспасты, тали"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы