Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Дорожные машины 2

Публикация:
   Бульдозеры, бульдозерно-рыхлителные агрегаты

Читать далее:




Бульдозеры, бульдозерно-рыхлителные агрегаты

Бульдозеры являются навесным, в виде отвала с ножом, оборудованием к гусеничным тракторам, колесным тягачам и могут быть использованы в качестве сменного рабочего органа на авто-грейдерах, экскаваторах и других дорожно-строительных машинах. Бульдозеры классифицируются по назначению, типу ходовой части, конструкции отвала и типу привода.

В зависимости от выполняемых функций можно выделить бульдозеры общего назначения, выполняющие землеройно-планировочиые работы в обычных грунтовых и климатических условиях, и специальные бульдозеры для подземных и подводных разработок, работы в трюмах судов и т. п. По типу ходовой части базовой машины выделяют бульдозеры на гусеничном и колесном ходу. По конструкции отвала различают оборудование с неповоротным отвалом, постоянно установленным под прямым углом к продольной оси базовой машины, и с поворотным отвалом, который может быть установлен под определенным углом в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Последние бульдозеры часто называют универсальными. По типу привода подъемом и опусканием отвала различают бульдозеры с канатным или гидравлическим управлением.

На гусеничные бульдозеры общего назначения распространяется ГОСТ 7410—70, согласно которому предусмотрено шесть типоразмеров неповоротных и поворотных бульдозеров тягового класса 4, 6, 10, 15, 25 и 35 тс. Следует отметить, что в парке дорожно-строительных машин имеются также бульдозеры класса 3 тс. На колесные бульдозеры имеется типаж, предусматривающий шесть типоразмеров тягового класса 0,9; 1,4; 3; 6; 9 и 15 тс.

В настоящее время выпускаются колесные бульдозеры ДЗ-37 (Д-579) кл. 1,4 тс; ДЗ-48 (Д-661) кл. 6 тс; гусеничные бульдозеры ДЗ-29 (Д-535) и ДЗ-42 (Д-606) кл. 3 тс; ДЗ-101 и ДЗ-104 кл. 4 тс; ДЗ-53 (Д-686), ДЗ-54С (Д-687С), ДЗ-27С (Д-532С), ДЗ-17 (Д-492А), ДЗ-18 (Д-493А), ДЗ-109 и ДЗ-ПОХЛ кл. 10 тс; ДЗ-24А (Д-521А), ДЗ-35С (Д-575С) кл. 15 тс; ДЗ-34С (Д-572С) и ДЗ-118 кл. 25 тс. Осваиваются колесные бульдозеры ДЗ-102 кл. 1,4 тс, гусеничные бульдозеры на тракторах Т-330 (ДЗ-59ХЛ и ДЗ-60ХЛ) кл. 25 тс и Т-500 (ДЗ-64С).

Рис. 2.4. Бульдозер с поворотным отвалом и гидравлическим приводом Д3-109ХЛ
1 — отвал; 2 — толкатель; 3 — универсальная рама; 4 — трактор

Техническая характеристика бульдозеров приведена в табл. 2.2; 2.3 и 2.4. Общий вид бульдозера представлен на рис. 2.4.

Основными узлами бульдозера являются отвал, толкающее устройство и система управления отвалом.

Отвал (рис. 2.5) представляет собой сварную конструкцию, состоящую из лобового листа, козырька, нижней и верхней коробок жесткости, ребер, приваренных к нижней коробке жесткости, боковых стенок и проушин, служащих для соединения отвала с толкающим устройством.

Рис. 2.5. Отвал бульдозера

Лобовой лист сварен из двух листов: верхнего, изогнутого по радиусу определенной кривизны, и нижнего, прямого, расположенного наклонно к горизонту обычно под углом порядка 60°. К нижнему листу болтами крепятся сменные ножи: два крайних и один средний, которые имеют двустороннюю заточку, что позволяет по мере износа переворачивать или менять их местами. Нижняя коробка выполняется из листовой стали обычно в виде Трехгранной призмы. Верхняя коробка представляет собой балку квадратного сечения. Вертикальная жесткость отвала создается связями. Сзади отвала приварены проушины для крепления его к толкающим брусьям и раскосам. На боковых щеках отвала могут устанавливаться уширители, увеличивающие объем переметаемого грунта.

Таблица 2.2

Сверху к лобовому листу приварен козырек, укрепленный ребрами, препятствующий пересвшанию через отвал при подъемах и толчках.

У бульдозеров класса 3 тс (ДЗ-29, ДЗ-42 и др.) сзади в середине к отвалу приварен кронштейн для шарнирного соединения со штоком гидроцилиндра, головка которого снабжена шаровым подшипником. Отвал неповоротных бульдозеров класса 10 тс (ДЗ-54) снабжен проушинами для соединения со штоками г-идро-иилиндров, толкающими брусьями и раскосами- У поворотных бульдозеров класса 10 тс (ДЗ-18) для соединения с шаровой готовкой толкающей рамы имеется шаровое гнездо, снабженное пластиной. Для соединения отвала с толкателями испольэрэт проушины с пальцами. У поворотных бульдозеров класса Ш тс (ДЗ-25) отвал вместо шарового гнезда снабжен проушиной, которая охватывает наголовник универсальной рамы и шарнирно соединена с ним вертикальным штырем. Отвал по краям имеет дополнительные проушины для соединения со штоками гидроцилиндров поворота отвала в плане.

Таблица 2.3
Техническая характеристика гусеничных поворотных бульдозеров

В качестве толкающего устройства применяют толкающие брусья или толкающую раму. У бульдозеров с неповоротным отвалом отвал крепится к двум толкающим брусьям, расположенным с правой и левой сторон трактора (тягача). Толкающие брусья представляют собой балки прямоугольного или круглого сечения с проушинами, предназначенными для установки отвала и раскосов, а также для крепления бульдозерного оборудования к базовой машине.

Таблица 2.4
Техническая характеристика колесных бульдозеров

У неповоротных бульдозеров соединение отвала с брусьями бывает жестким или шарнирным. В первом случае — у бульдозеров класса 3 тс (ДЗ-29 и др.) — толкающие брусья приварены к отвалу. К их противоположным концам приварены вильчатые ловители. С помощью ловителей и штырей толкающие брусья шарнирно соединены с цилиндрическими цапфами на концах поперечной балки. Поперечная балка трапециевидного сечения крепится в середине трактора к лонжеронам рамы с помощью Двух стремянок и упоров, препятствующих ее смещению в продольном направлении.

Во втором случае — у бульдозеров класса 10 тс (ДЗ-54 и др.)— отвал с толкающими брусьями соединяется с помощью винтовых раскосов трубчатого сечения, обеспечивающих небольшое изменение угла резания (в пределах 10°) и угла поперечного перекоса (в пределах 4°). Для соединения с опорными шарнирами толкающих брусьев на рамах гусеничных тележек установлены плиты с опорными пальцами. У бульдозера класса 25 тс (ДЗ-34С) установлены сферические опорные шарниры толкающих брусьев.

Рис. 2.6. Универсальная рака:
1 — полурама; 2 — кронштейн для соединения о толкателей; 3 — проушина для соеди» нения со штоком гидроцилиндра; 4 — шаровая головка; 5 — проушина для соединения о обоймой блоков; 6 — проушина рамы; 7 — опора

У бульдозеров с поворотным отвалом толкающее устройство выполняется в виде толкающей рамы. Поскольку на раму кроме бульдозерного отвала могут быть установлены другие сменные рабочие органы (кусторез, корчеватель и т. д.), рама называется универсальной.

Универсальная рама (рис. 2.6) представляет собой еварную подковообразную конструкцию из двух полурам коробчатого сечения, соединенных листом и шаровой головкой. Для соединения со штоками гидроцилиндров сверху на полурамах приварены проушины. Проушина служит для соединения рамы с обоймой блоков. Для соединения рамы с толкателями используются кронштейны. С опорами, приваренными к рамам гусеничных тележек, рама соединена проушинами и пальцами. У бульдозеров ДЗ-109ХЛ для этих целей используются шаровые опоры.

Рис. 2.7. Толкатель.
1 — крестовина; 2 — палец; 3 — винт раскоса; 4 — вкладыш; 5 — труба раскоса; 6 — рукоятка; 7 — проушина; 8 — винт толкателя; 9 — брус

Рис. 2.8. Схема канатного привода бульдозера:
1 — лебедка; 2 — пневмоцилиндры; 3 — вал отбора мощности трактора; 4 — рукоятка управления лебедкой; 5 — направляющие блоки; 6 — блок полиспаста; 7 — барабан с запасным канатом

Толкатели (рис. 2.7) выполнены в виде брусьев коробчатого или трубчатого сечения и винтовых раскосов. Раскосы связаны между собой шарнирными соединениями, обеспечивающими возможность изменения расстояний между местами крепления к раме и отвалу. Толкатели соединены с проушинами на отвале при помощи пальцев и крестовин. В трубу раскоса спереди вварен вкладыш с внутренней резьбой, а сзади втулка с проушиной. В середине через трубу раскоса проходит рукоятка, с помощью которой изменяют длину раскоса. Резьбовая часть винта раскоса защищена от пыли уплотнением.

При помощи винта с вилкой брус соединен со шкворнем, укрепленным в кронштейне на раме. Изменение угла резания и перекоса отвала в ту или другую сторону производят путем изменения длины раскосов толкателей вручную, а изменение угла в плане — путем перестановки шкворней толкателей в различные кронштейны на раме.

Главные рабочие движения бульдозера состоят из опускания и подъема отвала. Управление этими операциями осуществляется при помощи канатного или гидравлического привода.

Схема канатного привода приведена на рис. 2.8. Привод состоит из лебедки и системы блоков, служащих для подвода каната от лебедки к отвалу и образующих полиспаст, который в несколько раз повышает тяговое усилие лебедки. На бульдозерах обычно имеются однобарабанные лебедки, которые установлены на заднем мосту трактора и приводятся от вала отбора Мощности через соединительный валик. У бульдозеров с канатно-блочной системой управления для установки обойм блоков оборудуется передняя стойка, состоящая из двух вертикальных балок, связанных, между собой вверху поперечной балкой, а внизу полосой. Для предохранения радиатора спереди к стойке прикреплен щит.

Рис. 2.9. Схема гидравлического привода бульдозера:
1 — гидрораспределитель; 2 — металлические трубопроводы; 3 — переходный патрубок, 4 — рукава высокого давления; 5 — гидроцилиндры подъема и опускания отвала; 6 — гидроцилиндры поворота отвала в плане; 7 — гидроцилиндры перекоса отвала

При наличии гидравлического привода подъем и принудительное опускание отвала осуществляются с помощью гидроцилиндров. Схема гидравлического привода бульдозера представлена на рис. 2.9. Привод работает от гидросистемы базового трактора через гидрораспределитель, систему трубопроводов, гибких рукавов высокого давления и, гидроцилиндров.

Гидроцилиндры двустороннего действия обеспечивают подъем, опускание отвала, его фиксацию в необходимом положении и так называемое плавающее положение отвала, при котором под действием собственного веса отвал может занимать любое положение, опираясь ножами на поверхность грунта.

У поворотных бульдозеров наряду с подъемом и опусканием отвала гидрофицируются операции поперечного перекоса отвала, поворота отвала в плане.

Для бульдозеров создана система автономного управления типа «Автоплан», не требующая применения внешних направляющих (рис. 2.10) и обеспечивающая стабилизацию заданного углового положения толкающего бруса отвала в продольной плоскости. Эта система устанавливается на серийно выпускаемых бульдозерах класса 10 тс (ДЗ-18, ДЗ-54) и на осваиваемых бульдозерах класса 4 и 25 тс.

В зависимости от уклона поверхности на пульте управления задается угол наклона толкающего бруса, соответствующий положению режущей кромки ножей на уровне опорной поверхности гусениц. Датчик углового положения при изменении угла наклона толкающего бруса подает электрический сигнал в блок управления. Этот сигнал преобразуется и обеспечивает подачу тока в соответствующий электрозолотник, в результате чего рабочая жидкость поступает в соответствующую полость гидроцилиндров подъема и опускания отвала.

Рис. 2.10. Схема системы автоматического управления отвала типа «Автоплан» бульдозера ДЗ-54:
1 — трубопровод слива в бак; 2 — трубопроводы подвода жидкости под давлением; 3 — обратный клапан с дросселем; 4 — трубопровод подачи жидкости под давлением; 5 — датчик частоты вращения двигателя; 6 — маятниковый датчик углового положения; 7 — пульт управления; 8 — блок перегрузки; 9 — блок управления; 10 — аккумулятор; 11 — реверсивный электрозолотник; 12 — дренажный трубопровод

Бульдозеры могут укомплектовываться различными видами сменного оборудования. К ним относятся уширители, открылки, выступающий средний нож, рыхлительные зубья, кусторезные ножи, откосники-планировщики.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Дорожные машины 2

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Бульдозеры, бульдозерно-рыхлителные агрегаты"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства