Станок и буровой насос работают от дизеля Д37Е-С2 с пусковым двигателем ПД-8. В муфте сцепления, системах запуска, управления и т. д. использованы многие детали трактора Т-40. Буровой станок УКБ-200/300 приводится в работу от дизеля посредством телескопического карданного вала, унифицированного с карданным валом автомобиля ГАЗ-53. Наличие телескопического соединения позволяет отодвигать станок гидроцилиндром по нижней раме для освобождения устья скважины. Передается мощность на буровой насос без раздаточной коробки. Шкив клиноремённой передачи привода насоса, так же как и карданный вал привода станка, закреплен непосредственно на выходе муфты сцепления дизеля, что значительно упростило трансмиссию.
Рис. 1. Буровой станок УКБ-200/300
В качестве фрикциона и коробки скоростей в станке использованы сцепление и коробка скоростей автомобиля ЗИЛ-130, т. е. те же, что и в транспортной базе установки. Такая унификация впервые осуществлена в отечественном буровом машиностроении и способствует упрощению снабжения запасными частями и организации поузлового ремонта. Коробка скоростей трехходовая, имеет пять скоростей и реверс. Для включения второй, третьей, четвертой, пятой скоростей имеются синхронизаторы.
Таким образом, коробка обеспечивает более чем семикратное изменение частот вращения в одном диапазоне. Применение автомобильной коробки скоростей, как установлено при эксплуатации, создает дополнительные преимущества, заключающиеся в снижении уровня шума и потерь мощности.
Отмечена высокая надежность автомобильных узлов, которые в течение длительного срока эксплуатации ни разу не являлись источниками отказов станка. Станок УКБ-200/300 имеет планетарную лебедку с колодочными тормозами 6, которые в отличие от ленточных обеспечивают полное растормаживание лебедки и свободный спуск элеватора при спуско-подъемных операциях. Вращатель станка снабжен коническими шестернями с круговыми зубьями, обеспечивающими плавную работу передачи при всех частотах вращения, в том числе и наиболее высоких. Круговой зуб способствует также снижению уровня шума и потерь мощности. Станок предполагается комплектовать сменными шестернями с целью получения двух диапазонов частот вращения шпинделя с пределами 80—1170 и 120— 1650 об/мин.
Конструкция вращателя позволяет сменить шестерни без снятия вращателя со станка. В сочетании с изменением частот вращения дизеля это позволяет расширить диапазон регулирования частоты вращения с 7 до 20 раз. Шпиндель связан через радиально-упорные подшипники с траверсой, которая посредством штоков гидроцилиндров перемещается по двум направляющим скалкам, закрепленным на корпусе вращателя. Такая конструкция позволяет уменьшить раскачивание вращателя по сравнению с обычно используемыми направляющими, жестко связанными с траверсой, что особенно важно при алмазном бурении на высоких частотах вращения бурового снаряда. На траверсе закреплен пружинно-гидравлический патрон. Зажим ведущей трубы осуществляется тремя плашками, армированными пластинками твердого сплава с насечкой, благодаря усилию, которое создается пакетом тарельчатых пружин.
Все основные узлы установки размещены на верхних балках сварной объемной рамы станка из швеллеров таким образом, что к любому из них имеется свободный доступ для осмотра, профилактического обслуживания и ремонта. Рама перемещается посредством гидроцилиндра по балкам основания установки для освобождения устья скважины. Фиксация рамы осуществляется винтовыми зажимными устройствами.
В станке нет раздаточной коробки, и его кинематика существенно упрощена. На рис. 2 дана кинематическая схема. Особенностью принципиальной схемы, использованной в станке, является наличие самоустанавливающегося вала, осуществляющего связь между коробкой передач, лебедкой и вращателем. Вал проходит внутри вала лебедки и смонтирован на самоустанавливающихся муфтах. Вал лебедки получает вращение от вала через зубчатую полумуфту. На валу размещены тормозной барабан и однорядная планетарная передача.
Тормозные шкивы барабана лебедки и планетарного редуктора расположены рядом. При затормаживании шкива планетарного редуктора вращение через сателлиты передается на зубчатый венец барабана. Для свободного спуска снаряда должны быть освобождены оба тормозных шкива. Привод вращателя осуществляется также от вала через зубчатую полумуфту и подвижную муфту. Такая схема привода рабочих органов станка обеспечивает его нормальную работу даже в случае взаимного смещения узлов из-за неточности сборки, при замене отдельных агрегатов для ремонта и т. д.; упрощает разборку и сборку. Гидросистема установки обеспечивает подачу бурового снаряда, работу гидропатрона, перемещение станка, подъем и опускание мачты, привод труборазворота. Для питания гидросистемы служат два маслонасоса. Один из них, НШ-10/13, приводится клиноременной передачей от трансмиссии станка и служит для подачи масла всем гидроприводам, кроме гидродвигателя труборазворота. Для этой цели служит выключаемый насос НШ-46У 12, приводимый от коробки отбора мощности, размещенной на коробке передач и применяемой в автомобилях-самосвалах ЗИЛ-ММЗ-555 (модификация ЗИЛ-130).
Рис. 2. Кинематическая схема бурового станка УКБ-200/300 самоходной установки:
1 — коробка передач; 2 — лебедка; 3 — планетарная передача; 4 — вал; 5 — вращатель; 6 — полумуфта зубчатая; 7 — подвижная муфта; 8 — зубчатая полумуфта; 9 — полный вал лебедки; 10 — тормозной барабан; 11 — коробка отбора мощности; 12 — маслонасос НШ-46У; 13 – маслонасос НШ-10
В пульте управления станком расположен золотник управления патроном и тракторный распределитель, направляющий масло в гидроцилиндры -подачи, перемещения станка или подъема мачты. Привод основного маслонасоса от трансмиссии станка до фрикциона имеет большое значение, так как позволяет выполнять специальные технологические и ловильные операции, требующие периодического отключения и включения вращателя при постоянно работающем гидропатроне и механизме подачи. Оба насоса засасывают рабочую жидкость из маслобака емкостью 54 л (что в 4 раза превышает объем масла, перекачиваемого в 1 мин основным рабочим насосом), обеспечивая необходимое охлаждение масла.
Управление гидросистемой станка осуществляется с пульта, в котором смонтированы распределитель, золотник гидропатрона, напорный золотник, золотник перехвата, регулятор давления масла, запорный золотник и регулятор скорости подачи. Давление может регулироваться в пределах до 6,0 МПа. Наличие регулятора скорости подачи является важным преимуществом гидросистемы установки, так как позволяет ограничивать скорость и обеспечивает автоматическое изменение нагрузки на породоразрушающий инструмент. В данной установке использован усовершенствованный регулятор, представляющий собой сдвоенный игольчатый дроссель с обратным клапаном. Углы дросселя размещены концентрически одна в другой и имеют возможность независимо перемещаться в осевом направлении при вращении их рукояток. Наружная игла служит для грубой регулировки скорости, внутренняя — для тонкой точной регулировки, что необходимо, в частности, во время приработки алмазной коронки и в процессе алмазного бурения. Обратный клапан позволяет осуществлять перекрепление, не изменяя настройки регулятора скорости. Положение регулятора давления также не изменяется благодаря тому, что он сблокирован с патроном и при перехвате, когда патрон разжат, отключается.
Таким образом, после перекрепления сохраняется прежний режим бурения. Наличие регулятора скорости подачи увеличивает ресурс алмазной коронки до 30% и снижает вибрацию, уменьшая амплитуду колебаний в 1,5—2 раза. Для контроля режима бурения служат манометры с поворотными шкалами, позволяющими определять вес снаряда и осевую нагрузку на породоразрушающий инструмент. Один из них используется при бурении с регулированием только давления подпора в нижней полости гидроцилиндров и скорости подачи.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Буровой станок УКБ-200/300"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы