Ярославский моторный завод в 1961 г. начал выпускать новые, более совершенные четырехтактные дизели с У-образным расположением цилиндров: шестицилиндровый ЯМЗ-236 и восьмицилиндровый ЯМЗ-238. Предусмотрен также выпуск двенадцатицилиндрового дизеля ЯМЗ-240.
Эти двигатели, предназначенные для установки на новые грузовые автомобили повышенной и большой грузоподъемности МАЗ, КрАЗ и БелАЗ и междугородные автобусы, представляют собой семейство дизелей с одинаковыми основными показателями, но с различной мощностью за счет изменения числа цилиндров. Эти дизели имеют значительное количество одинаковых деталей и унифицированных узлов и агрегатов.
Дизели ЯМЗ-236, ЯМЭ-238 и ЯМЗ-240 работают по четырехтактному циклу с непосредственным впрыском топлива в однополостную камеру сгорания, расположенную в днище поршня и имеющую специальную — тороид-ную форму. Рабочий процесс такого дизеля был рассмотрен ранее.
На базе основных моделей четырехтактных дизелей предусмотрен выпуск их модификаций с повышенной мощностью, обеспечиваемой в результате форсирования рабочего процесса путем применения газотурбинного наддува. Основные данные по четырехтактным дизелям ЯМЗ приведены в приложении.
Двигатель ЯМЗ-236 шестицилиндровый, мощностью 180 л. е., имеет У-об-разное расположение цилиндров с углом между осями 90°. Двигатель предназначен для установки на автомобилях МАЗ-500 и его модификациях.
Блок-картер двигателя, представляющий общую отливку обеих секций цилиндров и картера, изготовлен из чугуна. Для повышения жесткости блока цилиндровые отверстия в каждой секции блока опоясаны стенками, создающими вокруг гильз жесткий пояс, в котором закреплены шпильки крепления головки. Кроме того, стенки верхней части блока утолщены, а в нижней части и на поперечных стенках имеется сильно развитая система оребрения. Плоскость разъема картера расположена ниже оси коленчатого вала.
В верхней и нижней перегородках секций блока установлены вставные мокрые гильзы, изготовленные из легированного чугуна. В верхней части блока гильзы входят буртиком в выточку блока и крепятся головками на прокладках. В нижней перегородке блока каждая гильза уплотнена двумя резиновыми кольцами, установленными в выточках на посадочном утолщении гильзы. В блоке отлиты водяные и высверлены масляные каналы.
К нижней плоскости блок-картера присоединяется болтами на уплотняющей прокладке стальной штампованный поддон.
На верхнюю плоскость каждой секции блока установлены на направляющих штифтах чугунные взаимозаменяемые головки, которые крепятся к блоку. Между блоком и головкой устанавливается железо-асбестовая прокладка с медной окантовкой отверстий.
В головках отлиты впускные и выпускные каналы, водяная рубашка, имеющая наружные заглушки, и установлены в направляющих втулках клапаны и форсунки. Впускные каналы расположены по касательной к поверхности цилиндров, что обеспечивает интенсивное завихрение воздуха, поступающего в цилиндры. Водяная рубашка головок соединяется через
отверстия в плоскости крепления с водяной рубашкой секций блока. К впускным каналам с внутренней стороны головок присоединяется впускной трубопровод, на котором крепится воздухоочиститель, и к отверстиям водяной рубашки присоединяются сборйые водяные патрубки. К выпускным каналам с внешней стороны головок с обеих сторон блока присоединяются выпускные трубопроводы. На картере в развале секций блока установлен топливный насос. К передней части блока крепится крышка распределительных шестерен и к задней — картер 29 маховика.
Поршни изготовлены из высококремнистого алюминиевого сплава; головка поршня имеет овальное сечение. В головке расположена камера сгорания специальной — тороидной формы, обеспечивающей наиболее благоприятные условия для смесеобразования и сгорания топлива. Юбка поршня имеет овальную форму и значительную длину для снижения удельного давления на ее поверхность при работе. Зазор между юбкой поршня и цилиндром равен 0,18—0,2 мм.
В канавках на головке поршня установлены три компрессионных кольца и одно маслосъемное кольцо; другое маслосъемное кольцо расположено в нижней части поршня. Кольца изготовлены из легированного чугуна. Компрессионные кольца имеют трапециевидное сечение. Рабочая поверхность верхнего кольца хромирована. На рабочей поверхности второго и третьего колец сделаны канавки, покрытые оловом. Маслосъемные кольца имеют сквозные прорези и установлены в канавках, под которыми имеются дренажные отверстия. На днищах поршней выбиты стрелки, которыми поршни должны ставиться в гильзах вперед. Метки «Пр» и «Лв» показывают, для какой секции блока предназначены поршни.
Поршневые пальцы плавающего типа закреплены в бобышках поршня стопорными кольцами.
Шатуны стальные со стержнем двутаврового сечения. В верхней головке шатуна запрессованы бронзовые втулки. В стержне шатуна от нижней головки к верхней просверлен масляный канал. В головке сверху крепится заглушка или ставится в некоторых случаях распылитель, через который выбрызгивается масло на днище поршня для охлаждения стенок камеры сгорания. Нижняя головка шатуна имеет косой разъем, что позволяет вынимать и устанавливать шатун через цилиндр. Крышка крепится к шатуну двумя болтами со стопорными шайбами. Для большей надежности крепления крышки при косом разъеме и разгрузки шатунных болтов от боковых усилий соприкасающиеся поверхности крышки и шатуна сделаны рифлеными. В нижней головке шатуна установлены тонкостенные стальные вкладыши, залитые свинцовистой бронзой толщиной 0,5—0,9 мм или сплавом АСМ. Наружная поверхность вкладышей луженая. На вкладышах сделаны масляные канавки с отверстиями. Вкладыши стопорятся усиками. Шатуны рядом расположенных цилиндров обеих секций блока присоединяются к одной шатунной шейке вала.
Коленчатый вал изготовлен из стали; коренные и шатунные шейки его закалены т. в. ч. Вал имеет три шатунные шейки, расположенные под углом 120°: первый кривошип направлен вверх, второй направо и третий налево. Вал опирается на четыре коренных подшипника, выполненных в виде тонкостенных сталышх вкладышей с заливкой из свинцовистой бронзы или сплава АСМ. Крышки коренных подшипников усилены ребрами и крепятся к основанию блока четырьмя болтами каждая. В осевом направлении коленчатый вал фиксируется бронзовыми полукольцами 39, установленными в заднем коренном подшипнике. В шатунных шейках высверлены полости, закрытые пробками и используемые как грязеуловители. В коленчатом валу от коренных шеек к шатунным просверлены масляные каналы. На конце коленчатого вала закреплен маховик с зубчатым венцом для стартера, расположенный в отъемном картере.
При принятом расположении кривошипов вала необходимо уравновешивание центробежных сил и сил инерции поступательно движущихся частей. Для этой цели на щеках вала имеются противовесы, прикрепленные винтами и расположенные в определенном порядке. Кроме того, для уменьшения размеров противовесов коленчатого вала сделаны выносные противовесы: один из них закреплен на переднем конце коленчатого вала, а другой изготовлен как одно целое с маховиком.
На переднем конце коленчатого вала гайкой крепятся вместе с противовесом распределительная шестерня и маслоотражатель, а болтом с шайбой закреплен приводной шкив. На заднем конце вала также закреплен маслоотражатель. В выточках крышки распределительных шестерен и картера маховика поставлены самоподжимные сальники, охватывающие шейки вала около маслоотражателей. Полость картера сообщается с атмосферой через маслозаливные отверстия головок и блока.
Механизм газораспределения верхнеклапанный. Диаметр впускных клапанов больше диаметра выпускных клапанов. Впускные клапаны изготовлены из специальной стали, а выпускные — из жаростойкой стали. К стержню выпускных клапанов приварены наконечники из износостойкой стали. Клапаны установлены в металлокерамических направляющих втулках, запрессованных в головку. Вставные седла выпускных клапанов изготовлены из специального чугуна и запрессованы в головку. Каждый клапан удерживается в закрытом положении двумя пружинами, которые закрепляются опорной шайбой с конической втулкой и разрезными коническими сухариками. Под пружины поставлены упорные шайбы.
Над клапанами расположены стальные коромысла, установленные в бронзовых втулках на осях индивидуальных стоек, закрепленных на головке. Коромысла фиксируются на осях шайбами и стопорными кольцами. В концы коромысел со стороны, противоположной клапанам, ввернуты регулировочные винты с контргайками. В углубления винтов входят верхние шаровые наконечники трубчатых стальных штанг. Нижними наконечниками штанги упираются в гнезда толкателей. В штангах и коромыслах сделаны масляные каналы. Клапанный механизм и форсунки, расположенные на головках блока, закрыты стальными штампованными крышками, закрепленными на головках на уплотняющих резиновых прокладках с помощью фасонных гаек па шпильках.
Толкатели роликовые рычажные качающегося типа, установлены в латунных втулках на специальной полой оси, закрепленной в блоке на втулках над распределительным валом. В осевом направлении толкатели фиксируются дистанционными втулками. Ролики установлены на осях толкателей на игольчатых подшипниках. В толкатели запрессованы закаленные сухари со сферическими углублениями, в которые входят наконечники нижних концов штанг. В толкателях и сухарях просверлены масляные каналы.
Распределительный вал стальной с закаленными рабочими поверхностями шеек и кулачков, установлен в блоке на четырех металлокерамических втулках. Привод распределительного вала осуществляется двумя стальными косозубыми шестернями от коленчатого вала. С шестерней 4 распределительного вала, закрепленной на валу на шпонке гайкой, входит в зацепление шестерня привода вентилятора. К шестерне распределительного вала болтами крепится шестерня, передающая вращение шестерне 16 привода топливного насоса. Распределительные шестерни закрыты чугунной литой крышкой 6. Осевая фиксация распределительного вала осуществляется стальным упорным фланцем, прикрепленным к блоку и расположенным между передней шейкой вала и ступицей шестерни.
Числовые значения фаз газораспределения и зазоров в клапанах приведены в приложении.
Двигатель подвешен к раме автомобиля МАЗ-500 в четырех точках. Передняя опора, закрепленная на крышке распределительных шестерен, расположена в средней плоскости блока выше оси коленчатого вала, задняя — внизу на задней стенке картера коробки передач; средние опоры закреплены по обеим сторонам картера маховика. Во всех опорах установлены резиновые подушки.
Указанная система упругой подвески способствует поглощению вибраций двигателя, возникающих при его работе вследствие неравномерного чередования рабочих ходов при данной его конструкции и особенно значительных при пониженном числе оборотов холостого хода.
Двигатель ЯМЗ-288 восьмицилиндровый, развивает мощность 240 л. с. и предназначен для установки на автомобили КрАЗ-257 и его модификации. Двигатель имеет такую же конструкцию, что и двигатель ЯМЗ-236, рассмотренный выше, и унифицированные с последним детали и узлы. Отличаются лишь детали, конструкция которых изменена в связи с увеличением числа цилиндров двигателя и его длины.
Двигатель ЯМЗ-240 двенадцатицилиндровый, мощностью 360 л. е., имеет ряд унифицированных деталей и узлов .с двигателями ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238. Коленчатый вал установлен на роликоподшипниках и снабжен гасителем крутильных колебаний.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Четырехтактные дизели ЯМЗ"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы