Назначение, классификация, индексация, основные параметры и технические характеристики
Силовые передачи механического привода включают разные муфты, коробки передач, главные и бортовые передачи, редукторы, лебедки, рабочие механизмы, канатно-блочные системы. Простейшими элементами механических передач являются детали, передающие и обеспечивающие движение. К деталям, передающим движение, относятся: зубчатые колеса и шестерни, червяки, звездочки, шкивы, цепи, клиновые ремни, канаты, карданы, валы. Детали, обеспечивающие движение: опоры, подшипники, оси, блоки, станины. Одну или несколько неподвижно скрепленных деталей называют звеном. Подвижные соединения двух звеньев называют кинематической парой (передачей). В передачах различают ведущее и ведомое звенья. Ведущим называется звено, передающее движение, ведомым – звено, получающее движение от ведущего. Движение от ведущего звена к ведомому может передаваться без преобразования (изменения) или с преобразованием передаваемых скоростей и соответствующих им крутящих моментов. Отношение частоты вращения ведущего звена к частоте вращения ведомого называется передаточным числом. Величину, обратную передаточному числу, считают передаточным отношением. Если механическая передача уменьшает частоту вращения ведомого звена по сравнению с ведущим (передаточное число больше единицы), то передача называется понижающей, и наоборот, если частота вращения ведомого звена повышается (передаточное число меньше единицы), то передача называется повышающей.
Закрытые механические передачи с постоянным передаточным числом называют редукторами, которые обеспечивают постоянное взаиморасположение элементов передач относительно друг друга, сохранение смазки, предохранение передач от механических воздействий. В зависимости от типа передачи (рис.8) различают прямозубые, косозубые, шевронные, конические, червячные, зубчатые передачи. Число механических передач, заключенных в корпусе редуктора, определяет его ступенчатость. Так, одно-, двух- или трехступенчатый редуктор содержит соответственно одну, две или три механические силовые передачи.
Рис. 8. Механические передачи и их обозначение на схеме:
а — зубчатые цилиндрические с прямыми (1), косыми (2) и шевронными (3) зубьями; б — зубчатая коническая с прямыми зубьями; в — червячная
Зубчатые передачи состоят из двух зубчатых шестерен. Их применяют для передачи вращения от ведущего вала к ведомому, когда оба вала лежат в одной плоскости. Если валы паралельны друг другу, применяют цилиндрические зубчатые передачи. Конические зубчатые передачи применяют, когда ведущий и ведомый валы расположены под углом друг к другу, в том числе и перпендикулярно. У зубчатых цилиндрических передач (рис.8,а) шестерни бывают с прямыми зубьями 1, расположенными параллельно образующей цилиндра, косыми 2, шевронными 3. В механизмах подъемно-транспортных и строительных машин применяют передачи со всеми типами зубьев. Как правило, косозубые и шевронные шестерни используют в быстроходных передачах, прямозубые — в тихоходных передачах.
В зубчатых конических передачах (рис.8,б) применяют прямые, косые, криволинейные (спиральные) зубья. Конические передачи со спиральными зубьями устанавливают в главных передачах базовых автомобилей, а с прямыми зубьями — в рабочих механизмах машин.Основными параметрами зубчатых передач являются: шаг зацепления — расстояние между двумя одноименными точками двух соседних зубьев, взятое по делительной окружности шестерни;
модуль зацепления — отношение шага зацепления к числу Ж (пи); делительная окружность — окружность, диаметр которой равен произведению модуля зацепления на число зубьев шестерни.
Рис. 9. Цепная передача между двумя параллельными валами (а) для преобразования вращательного движения в поступательное (б) и их обозначение на схеме (в):
1, 2 — ведущая и ведомая звездочки; 3 — цепь; 4 – выдвижная секция рабочего оборудования.
В зацеплении могут находиться только шестерни с одинаковым модулем (шагом).
Червячные передачи применяют для передачи вращения от ведущего вала ведомому, когда валы лежат в двух взаимно перпендикулярных плоскостях. Червячная передача (рис.8,в) состоит из червяка и колеса с зубьями соответствующей формы. Если червяк имеет небольшой угол винтовой линии (не более 4,5°), образуется так называемая самотормозящая передача. В этом случае движение может передаваться только от червяка к колесу. Такие передачи используют, например, в лебедках кранов, у которых червячное колесо крепят к барабану лебедки.
Цепные и клиноременные передачи применяют в тех случаях, когда необходимо передать движение между параллельными валами, расположенными на некотором расстоянии друг от друга. Цепная передача (рис. 9) состоит из ведущей 1 и ведомой 2 звездочек и цепи 3. При передаче движения ведомый вал получает вращение в том же направлении, что и ведущий. Цепную передачу применяют в механизмах внедрения секций рабочего оборудования для преобразования вращательного движения ведущей звездочки 1 (рис.9,а) в поступательное движение цепи 3 и выдвижной секции 4. Выдвижная секция перемещается в том же направлении, в котором вращается ведущая звездочка. Клиноременная передача (рис. 10) состоит из ведущего 1 и ведомого шкивов и клиновых ремней 2. Поперечные сечения канавок-желобков шкивов и клиновых ремней имеют одинаковую трапецеидальную форму, благодаря чему
Рис. 10. Клиноременная передача (а) и ее обозначение на схеме (б):
1 — ведущий шкив; 2 — клиновые ремни.
достигается высокое сцепление ремня со шкивами. Передаточное число клиноременной передачи равно отношению диаметров ведомого и ведущего шкивов. Необходимое натяжение ремней обеспечивают передвижение отделяемой сборочной единицы (генератора, компрессора и т. д.), установленной на салазках или поворотной плите.
Карданные передачи передают вращение от ведущего вала ведомому, когда оба вала расположены под углом друг к другу. Карданная передача состоит из карданных валов, шарниров и промежуточных опор. Различают карданные передачи с жестким карданным шарниром и шарниром равных угловых скоростей.
Соединительные муфты обеспечивают работу составного вала, бывают глухими, подвижными, упругими кольцевыми с неметаллическим кольцом. Глухие муфты устанавливают продольно- или поперечно-свертными. Подвижные муфты подразделяют на жесткие и упругие. В подъемно-транспортных и строительных машинах применяют жесткие муфты цепные, с металлическим подвижным элементом, кристово-шарнирные и зубчатые. Упругая кольцевая муфта состоит из двух полумуфт 1 и 3, соединенных между собой кольцами 14, закрепленными в полумуфте 1 гайками 12 с шайбами. Упругими муфтами соединяют валы гидро- и электродвигателей с входными валами редукторов.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Cиловые передачи механического привода"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы