Система охлаждения предназначена для поддержания определенной температуры работающего двигателя, т. е. рассеяния в окружающую среду (воздух) излишков теплоты от нагретых узлов и деталей двигателя. Рассеиваемая теплота включает в себя теплоту, выделившуюся в цилиндре двигателя при сгорании топлива и не ушедшую из него с отработавшими газами, и теплоту, образовавшуюся в результате трения в узлах двигателя.
Повышение теплового состояния двигателя из-за недостаточного теплоотвода влечет за собой выгорание масла, снижение прочности материала деталей, обгорание выпускных клапанов. Значительный перегрев деталей двигателя ведет к заметному увеличению их линейных размеров, а следовательно, к сокращению зазоров межд^ ними. Это вызывает повышенный износ трущихся поверхностей, а в ряде случаев приводит к поломке двигателя: Чрезмерное охлаждение влечет ухудшение смесеобразования, ее воспламенение и, как следствие, падение мощности и экономичности двигателя. Основная часть теплоты отводится системой охлаждения двигателя, часть — системой смазывания и часть — непосредственно рассеивается в окружающую среду от поверхностей двигателя.
Рассматриваемые двигатели имеют воздушную систему охлаждения, т. е. теплота от оребренной поверхности цилиндров отводится потоком воздуха, нагнетаемым вентилятором-маховиком, при этом воздушный поток формируется таким образом, чтобы охлаждать прежде всего наиболее нагретые элементы двигателя. К ним можно отнести перемычки между седлами клапанов, выпускные клапаны, места установки свечей и форсунок и т. д. Наиболее нагреваемые поверхности имеют наружное оребре-вде, что обеспечивает увеличение охлаждающей поверхности, а следовательно, и более интенсивный отвод теплоты в. воздух.
Система охлаждения двигателя УД-15. Подача воздуха осуществляется вентилятором-маховиком, изготовленным из алюминиевого сплава и расположенным в передней части двигателя. Вентилятор-маховик закрыт кожухом, а забор воздуха производится через секторные отверстия, выполненные в кожухе вентилятора. В системе охлаждения возможно изменение количества подаваемого вентилятором воздуха, а значит, и регулировка эффективности охлаждения. Это выполняется поворотом специальной ручки, соединенной с металлическими жалюзи, располагающимися на внутренней поверхности кожуха вентилятора.
Канал подачи воздуха на охлаждение цилиндра двигателя имеет вертикальную и горизонтальную части. Вертикальная часть канала расположена с правой стороны цилиндра. Воздушный поток из нее поступает в горизонтальную часть, расположенную также с правой стороны цилиндра и изготовленную за одно с его кожухом, формирующим воздушный поток у оребренной поверхности цилиндра. Пройдя по межреберным каналам, воздушный поток выходит из кожуха с противоположной стороны цилиндра. При этом обеспечиваются общее диагональное движение воздуха около поверхности охлаждения цилиндра и выброс горячего воздуха на левую сторону мотоблока.
Близкую в конструктивном исполнении систему охлаждения имеют и четырехтактные двигатели фирмы «Ко Ти Емме». Поток воздуха у оребрения головки цилиндра, самого цилиндра и клапанной коробки формируется кожухом, составленным из двух боковых и одного верхнего дефлекторов, охватывающих поверхности охлаждения с трех сторон. Дефлекторы выполнены в виде щитков с загнутыми кромками. Воздух к оребренный поверхностям нагнетается вентилятором-маховиком, расположенным под кожухом. Стенки картера и поддона имеют развитые ребристые поверхности, что помимо повышения их прочности обеспечивает и более интенсивный теплоотвод. В отличие от описанного система охлаждения двигателя ЛА-205 фирмы «Ломбардини» не имеет цельного кожуха цилиндра. Его заменяют отдельные дефлекторы, крепящиеся на оребренных головке и цилиндре. Эти дефлекторы и формируют поток охлаждающего воздуха у развитых поверхностей охлаждения. Система охлаждения двухтактных карбюраторных двигателей состоит из аналогичных элементов, что и система охлаждения четырехтактных двигателей мотоблоков. В частности, подача воздуха на охлаждение цилиндра в двигателе МК-1 осуществляется вентилятором-маховиком, который в то же время является ротором магнето с закрепленной на нем крыльчаткой вентилятора. Поток воздуха у ребер охлаждения формируется кожухом и дефлектором.
В системе охлаждения двухтактного двигателя «1Z11 Гутброд» ротор центробежного вентилятора-маховика располагается в специальной сквозной нише внутри топливного бака, который является одновременно кожухом вентилятора-маховика и кожухом цилиндра двигателя. Ротор насажен на верхний конец коленчатого вала, привернут к нему через втулку храповика болтом и закрыт сверху декоративной крышкой, имеющей отверстия для прохода воздуха. Вентилятор-маховик 6 забирает воздух, находящийся над топливным баком, и нагнетает его под кожух, выполненный на нижней поверхности топливного бака по форме оребренных цилиндра и его головки. Топливный бак закрепляется на верхнем фланце двигателя.
В мотоблоке «Роби-151», являющемся дальнейшим развитием лицензии фирмы «Гутброд», форма топливного бака упрощена, кожух вентилятора обеспечивает поступление нагнетаемого потока воздуха к ребрам цилиндра и его головки.
Воздухозаборные отверстия вентиляторов обычно закрыты сеткой, предохраняющей от попадания в систему охлаждения механических предметов и включений, например комьев земли и травы, что может привести к выходу из строя вентилятора. Эти включения также загрязняют оребрение двигателя, что вызывает его перегрев и, как следствие, — выход его из строя.
Охлаждение смазочного масла двигателей осуществляется через стенки картера, которые иногда также бывают оребренными, как это выполнено, например, на карбюраторных двигателях М-300 и М-350 фирмы «Ломбардини».
Двигатели мотоблоков и мотоорудий имеют, как правило, вентиляторы, выполняющие дополнительные функции, например маховиков, роторов магнето. Дизель 1Д90ТА оборудован системой охлаждения с вентилятором, нагнетающим воздух к оребренным поверхностям двигателя. Располагается вентилятор с левой стороны двигателя и приводится во вращение от шкива, установленного на переднем конце вала привода, посредством клиноременной передачи. Неподвижная направляющая решетка, ротор и кожух вентилятора выполнены из алюминиевого сплава.
Рис. 3.24. Осевой вентилятор системы охлаждения дизеля 1Д90ТА
Направляющая решетка крепится к кожуху болтами и имеет по периметру отверстия, через которые производится забор воздуха. Ротор представляет собой диск с расположенными по окружности лопатками. При вращении ротора эти лопатки, взаимодействуя с неподвижными лопатками решетки и кожуха, нагнетают воздух в осевом направлении, который поступает к охлаждаемым поверхностям двигателя. Ротор крепится на втулке к переднему концу вала вентилятора с помощью шплинтуемой гайки, а сам вал устанавливается в кожухе на двух подшипниках качения, причем ротор с внутренней стороны фиксируется упорным кольцом, а весь узел уплотняется прокладками. Кроме того, задний подшипник качения закрывается штампованной крышкой.
Микротракторы и тяжелые мотоблоки фирм «Разант», «Исеки» и другие иногда оборудуются двигателями с жидкостной системой охлаждения. В этом случае интенсивно нагреваемые стенки двигателя выполняются с водяной рубашкой, т. е. полостями, наполненными водой или специальной охлаждающей жидкостью, выполняющими роль промежуточного теплоносителя. Нагретая в двигателе жидкость из водяной рубашки по трубопроводу поступает в радиатор, обдуваемый вентилятором. Охлажденная в радиаторе жидкость возвращается в водяную рубашку по другому трубопроводу, образуя постоянную при работе двигателя циркуляцию в замкнутом и герметичном контуре, которая обеспечивается специальным циркуляционным насосом.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Cистема охлаждения двигателей"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы