Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Пожарные автомобили

Публикация:
   Cпециальные пожарные автомобили

Читать далее:




Cпециальные пожарные автомобили

Пожарные автолестницы

Пожарная автолестница (АЛ) предназначена для подъема пожарных в верхние этажи зданий и сооружений, эвакуации людей и ценностей из верхних этажей горящих зданий и^сооруже-ний и служит для тушения пожаров водой или воздушно-механической пеной с помощью лафетного ствола и пеногенераторов, установленных на вершине комплекта коленьев, для перемещения тяжестей краном при сложенных коленьях. Автолестница предназначена для эксплуатации‘в различных климатических зонах с температурой от —35 до +35 °С. При соблюдении специальных правил автолестница может эксплуатироваться в районах с более низкими температурами.

Пожарные автолестницы классифицируются главным образом по длине и типу привода. По длине они бывают: малой — до 20 м — АЛ-18(52А)-Л2, средней — до 30 м — АЛ-30(131)-Л21; АЛ-30(131)-Л22, большой длины — АЛ-45(257)-ПМ-109. По типу привода механизмов пожарные автолестницы бывают с механической, гидравлической, электрической и комбинированной трансмиссиями. В настоящее время выпускаются АЛ в основном с гидравлической трансмиссией как наиболее простой, надежной и удобной в эксплуатации.

Пожарная автолестница АЛ-30 (131)-Л21 (рис. 10.1). Основные ее узлы: базовое шасси с платформой и передней опорной рамой, комплект коленьев, опорное устройство, подъемно-поворотное устройство, трансмиссия на гидронасос, башня гидромеханизмов, пульт управления, автоматические предохранительные и блокирующие устройства, дополнительное электрооборудование и переговорное устройство.

Шасси автомобиля с кабиной, платформой и передней опорной рамой служит основой для монтажа всех других узлов автолестницы. Двигатель шасси является силовым агрегатом для привода гидронасоса.

Платформа автолестницы — металлическая, коробчатой конструкции, сварена из угловой стали со сплошной обшивксй. Металлический каркас крепится болтами к лонжеронам рамы. Платформа делится на четыре части: переднюю, заднюю и две боковые платформы с крыльями. Под платформой сзади располагается закрытый ящик для размещения съемного оборудования и принадлежностей. Для доступа к аккумуляторам и бензобаку устроены дверки, по бокам платформы имеются ступени.

В передней части платформы за кабиной водителя размещена передняя опорная рама, которая в нижней части прикреплена к лонжеронам рамы автомобиля, а в верхней — к каркасу платформы. Передняя рама служит для опирания передней части комплекта коленьев в походном положении. Рама в верхней части имеет направляющие, фиксирующие положение комплекта коленьев в поперечном направлении. Для удержания комплекта коленьев от вертикального перемещения при толчках на боковых направляющих установлены пружинные защелки. Произвольное выдвигание коленьев при движении пожарной автолестницы предотвращается запорным крюком, который опирается на переднюю опорную раму. При подъеме коленьев с рамы под действием собственного веса крюк опускается и освобождает колено.

Рис. 10.1. Пожарная автолестница

Комплект коленьев (рис. 10.2) состоит из четырех коленьев, которые соединены между собой телескопически. Коленья лестницы изготовляют из низколегированной стали 10ХСНД, обладающей высокой прочностью; пластичностью, коррозионной стойкостью и свариваемостью. Каждое колено представляет собой легкую стальную конструкцию, состоящую из двух ферм, жестко соединенных между собой в нижнем поясе ступенями и распорками.

Рис. 10.2. Комплект коленьев автолестницы:
1 — тетива (нижний пояс); 2 — ступень; 3 — опорный ролик; 4 — стойка; 5 — верхний пояс; 6 — направляющий ролик

Ферма состоит из верхнего и нижнего поясов, стоек и раскосов. Нижний пояс (тетива) изготовляется из специального профиля, обеспечивающего хорошую жесткость при незначительной массе, ступени — из труб прямоугольного сечения, а верхний пояс, стойки и раскосы — из круглых труб.

Коленья лестницы имеют одинаковое устройство и отличаются в основном размерами и массой. Толщина ленты тетивы первого колена 2 мм, четвертого — 3,2 мм, расстояние между ступенями — 300 мм. Для удобства передвижения по лестнице наружные поверхности ступенек в средней части покрыты накладками из рифленой резины, закрепленными при помощи металлических хомутиков. Нумерация коленьев принята сверху вниз, т. е. верхнее колено считается первым (дополнительное колено номера не имеет). Каждое нижележащее колено — несущее по отношению к верхнележащим. Нижнее колено лестницы является несущим для всех остальных коленьев и устанавливается на подъемной раме. Оно опирается роликами переднего и заднего опорных узлов на направляющие дуги подъемной рамы и закреплено на ней шкворнем. В задней части нижнее колено и подъемная рама связаны гидроцилиидром бокового выравнивания.

Телескопическое соединение основных коленьев лестницы и их перемещение относительно друг друга осуществляются с помощью опорных и направляющих роликов, опорных шайб и упоров. Ролики изготовляются из текстолита, имеющего высокий модуль упругости. Основная нагрузка воспринимается передними и задними опорными роликами, поэтому они сделаны парными.

На нижнем колене автолестницы установлен угломер-отвес со шкалой, на которой определяются угол наклона лестницы, допускаемая длина выдвигания комплекта коленьев при данном угле наклона и нагрузка на ее вершину.

Выдвигание основных коленьев пожарной автолестницы (кроме нижнего) одного из другого осуществляется при помощи стальных канатов (рис. 10.3). Канат, выдвигающий третье колено относительно неподвижного нижнего колена, верхним концом закрепляется на четвертом колене, проходит далее через блоки, а другой конец крепится на барабан.На канат опирается третье колено при помощи двух блоков. При наматывании троса на барабан лебедки выдвигаются одновременно третье, второе и первое коленья. Шаг выдвигания вершины при перемещении ведущего колена на одну ступень составляет 0,9 м, что соответствует перемещению каждого замыкателя на одну ступень.

Первое и второе коленья выдвигаются спаренными канатами, одни концы которых закреплены в верхней части-нижележащего колена болтами без натяжных устройств, а вторые концы этих канатов закреплены на уравнительном устройстве, размещенном внизу подвижного колена.

Регулировка нерабочих канатов производится при помощи натяжных устройств, а также путем перестановки верхних блоков в установочные отверстия кронштейнов этих блоков. Все коленья относительно друг друга выдвигаются с одинаковыми скоростями.

Фиксация коленьев в выдвинутом положении производится

каждом выдвигаемом колене устанавливают по два автоматически действующих замыкателя, причем каждую пару замыкателей крепят на одном уровне между первой и второй нижними ступенями колена с внутренней стороны тетив.

В транспортном положении комплект коленьев лестницы располагают вдоль шасси автомобиля над кабиной. При этом передняя часть комплекта коленьев опирается на переднюю опорную раму, установленную у задней стенки кабины, и запирается автоматическим устройством. Кроме основных однотипных четырех коленьев устанавливается еще одно дополнительное облегченное колено на вершине первого колена. Дополнительное колено выдвигается вручную на длину до 2,5 м и сажается на замыкатели упрощенной конструкции. Оно применяется в исключительных случаях и опорой служить не может, поэтому лестница опирается на вершину первого колена. При транспортировке дополнительное колено удерживается на месте защелкой.

Опорное устройство служит для обеспечения устойчивости автолестницы при работе и предотвращения перегрузки коленьев. Оно состоит из опорной рамы, четырех выдвижных опор (аутриг-геров), механизма выключения рессор и золотников управления, расположенных в платформе.

Опорная рама устанавливается в задней части рамы автомобиля на лонжеронах и представляет собой сварную металлическую конструкцию. Она состоит из двух боковых щек, которые располагаются на лонжеронах рамы автомобиля, двух поперечин и приваренного к ним опорного кольца, на котором монтируют поворотный круг подъемно-поворотного устройства.

Рис. 10.3. Схема выдвигания коленьев:
1 — канат выдвигания первого колена; 2 — канат выдвигания второго колена; 3 — блок; 4 — канат выдвигания третьего колена; 5 — лебедка выдвигания

Опорная рама имеет ребра, раскосы, планки и косынки для обеспечения жесткости конструкции. Она крепится к раме автомобиля заклепками, а передний и задний кронштейны — болтами (рис. 10.4).

К кронштейнам рамы под углом относительно горизонта крепятся гидравлические опоры — аутриггеры. Их подвижные части при опускании выдвигаются наружу и этим увеличивают опорную базу. В походном положении выдвижные балки фиксируются гидрозамками.

Приведение аутригге-ров в рабочее и походное положение осуществляется с помощью гидроцилиндров. Привод механизма выключения рессор сблокирован с приводом аут-риггеров и осуществляется с помощью специального гидроцилиндра.

Механизм выключения рессор (рис. 10.5) предназначен для блокировки задних рессор, увеличения жесткости опорной базы, а следовательно, повышения устойчивости автолестницы при работе.

Механизм состоит из цилиндра, гидрозамка и стального каната, прикрепленного к кожухам задних мостов. При подаче масла в цилиндр через гидрозамок шток выдвигается и натягивает канат, при этом перемещение рессоры исключается.

Подъемно-поворотное устройство (рис. 10.6) служит опорным основанием для комплекта коленьев и обеспечивает подъем, опускание и поворот лестницы. Внутри поворотной рамы на поворотном круге и на подъемной раме размещены все механизмы привода лестницы.

Рис. 10.5. Механизм блокировки рессор:
1 — кронштейны; 2 — серьга; 3 — стальной канат; 4 — цилиндр со штоком

Рис. 10.6. Подъемно-поворотное устройство:
1 — поворотный круг; 2 — привод поворота; 3 — поворотная рама; 4 — подъемная рама; 5 — цилиндр подъема; 6 — механизм выдвигания колен; 7 — маслопереход

Поворотный круг (рис. 10.7) состоит из неподвижной и подвижной частей, имеет неподвижное и подвижное кольца. Между ними поставлены цилиндрические ролики, разделенные между собой звеньями текстолитового сепаратора. Ролики имеют диаметр 25 мм и длину 24 мм. На неподвижном кольце с внутренней стороны имеется зубчатый, венец, в зацепление с которым.

На подвижном кольце поворотного круга укреплена поворотная рама, состоящая из боковых щек, перегородок, поперечных и продольных поясов. К поворотной раме крепится подъемная рама, которая представляет собой сварную ферму, состоящую из двух боковых ферм, поперечин и двух опорных дуг для опорных роликов нижнего колена. Поворотная рама с установленными на ней гидроагрегатами называется башней гидромеханизмов.

Рис. 10.7. Поворотное устройство:
1 — неподвижное кольцо; 2 — цилиндрический ролик; 3 — подвижное кольцо; 4 — зубчатый венец

В поворотной раме установлены: осевой коллектор, два цилиндра подъема, приводы поворота и выдвигания.

Работа узлов башни гидромеханизмов обеспечивается гидросистемой, которая состоит из насоса-гидромотора, бака, фильтра, кранов управления, цилиндров, гидромоторов, предохранительного клапана, боевого коллектора, датчика газа, ручного насоса, кранов переключения, крана разгрузки, обратных клапанов и маслопроводов. Рабочее давление в гидросистеме 10 МПа. Применяемая гидравлическая жидкость летом — масло МГ. Зимой и в северных районах заменителем служит масло веретенное АУ.

Для подачи рабочей жидкости к агрегатам служит силовая группа. Жидкость засасывается из бака по трубопроводу насосом-гидромотором аксиально-поршневого типа. Бак гидросистемы автолестницы предназначен для компенсации потерь и для охлаждения рабочей жидкости, ее отстоя, выпуска паров и воздуха из гидросистемы (вместимость бака 90 л). Насос-гидромотор приводится в действие через раздаточную коробку от коробки отбора мощности. Коробка отбора мощности применяется стандартная; одноступенчатая автомобиля ЗИЛ-131. Из гидроагрегатов рабочая жидкость по трубопроводу через фильтр сливается в бак.

Гидросистема (рис. 10.8) обеспечивает каждое движение в отдельности: подъем,выдвигание и поворот в ту или другую сторону, а также одновременный маневр тремя движениями. На поворотной раме с правой стороны ее установлен ручной насос, который предназначен для временной замены основного насоса в случае выхода его из строя. Для соединения неподвижной части гидросистемы, расположенной на шасси, с подвижной, расположенной на поворотной части лестницы, служит осевой коллектор.

Рис. 10.8. Схема гидропривода АЛ-30 (131):
1 — аксиально-поршневой насос; 2 — магистральный фильтр: 3 — бак для масла; 4 — насос с ручным приводом; 5 — гидрозамок; Б — цилиндр; 7 — кран управления; 8 — кран разжима захватов; 9 — механизм выдвигания коленьев; 10 — механизм поворота; 11 — механизм выравнивания бокового наклона; 12 — цилиндр опоры; 13 — цилиндр выключения рессор; 14 — привод микровыключателей блокировки; 15 — кран разжима захватов; 16 — предохранительный клапан; 17 — кран разгрузки насоса; 18 — автоматический регулятор газа

На нагнетательной магистрали гидросистемы установлен предохранительный клапан, который при разгрузке гидросистемы пропускает всю нагнетаемую жидкость в сливную линию. Рабочую жидкость к двум цилиндрам подъема, гидромоторам поворота и выдвигания распределяют краны управления. Регулирование скорости движения осуществляется методом дросселирования жидкости на выходе.

Рис. 10.9. Цилиндр подъема коленьев АЛ-30 (131):
1 — цилиндр; 2 — шток; 3 — крышка верхняя; 4 — кольцо; 5 — вкладыш трехсектор» ный; 6 — поршень захвата; 7 — стакан; 3 — пружина тарельчатая; 9 — уплотняющее кольцо; 10 — поршень

На всех агрегатах, кроме привода выдвигания, предусмотрены элементы самоторможения, в дополнение к которым ставятся гидрозамки, запирающие рабочую жидкость в полостях агрегатов. Привод выдвигания затормаживается конусным тормозом, управляемым краном разжима захватов. Управление выдвижными опорами производится ручными золотниками, от них же работают цилиндры блокировки рессор.

Подъем коленьев производится двумя цилиндрами подъема (рис. 10.9) при помощи жидкости, подаваемой в нижние полости цилиндров. Жидкость действует на поршень, который поднимается вверх и через шток поворачивает подъемную раму вместе с комплектом коленьев.

Опускание коленьев происходит под действием масс коленьев, подъемной рамы и других деталей, а также под давлением жидкости в верхней полости цилиндров. Жидкость вытесняется из нижних полостей цилиндров и отводится на слив через открытые клапаны гидравлического замка, краны переключения движения подъема и управления. При опускании коленьев верхние полости цилиндра заполняются жидкостью, подводимой из магистральной линии через краны управления и переключения движения на опускание.

Цилиндр подъема снабжен захватом, предохраняющим лестницу от произвольного опускания при неисправности трубопровода. Захват размещается в верхней крышке цилиндра и состоит из колец, поршня, тарельчатых пружин, вкладышей, зажимаемых стаканом. При отсутствии давления в гидросистеме пружины через поршень тормозного устройства посредством колец схватывают вкладышами шток. Для освобождения штока необходимо создать давление в полости поршня.

Рис. 10.10. Гидравлический замок АЛ-30 (131):
1 — корпус; 2 — заглушка; 3 — кольцо уплотнительное; 4 — клапан; 5 — пружина; 6 — поршень; 7 — толкатель; 8 — гильза; 9 — пружина

Гидравлический замок (рис. 10.10) предназначен для за пирания нижней полости цилиндра подъема при прекращении подачи жидкости. Жидкость под давлением подводится к штуцеру А. Под действием жидкости выключаются клапаны, и жидкость поступает под поршни в цилиндры подъема. Фиксация комплекта коленьев при заданном угле подъема производится путем запирания нижних полостей цилиндров. Когда через штуцер А перестает поступать под давлением жидкость, клапаны под действием пружин прижимаются к седлам гильз.

При опускании комплекта коленьев жидкость от крана управления поступает к верхним полостям цилиндров подъема и в штуцер Б гидрозамка. Поршни через толкатели отжимают клапаны. Жидкость из нижних полостей цилиндров подъема поступает вштуцерЛ и идет на слив в масляный бак.

Механизм выдвигания и сдвигания коленьев лестницы состоит из червячного редуктора с барабаном для стального каната и аксиально-поршневого гидромотора.

На рис. 10.11 показан механизм поворота, предназначенный для кругового вращения лестницы влево и вправо на 360°. Привод поворота крепится на поворотном круге и состоит из гидромотора, червячного редуктора и цилиндрической шестерни.

Рис. 10.11. механизм поворота автолестницы:
1 — редуктор; 2 — гидромотор; 3 — ведущая шестерня; 4 — вал; 5 — неподвижный круг с шестеренным венцом

Шестерня находится в постоянном зацеплении с зубчатым венцом неподвижного круга, при ее вращении поворачивается и поворотный круг.

Механизм выравнивания бокового наклона предназначен для выравнивания лестницы таким образом, чтобы ступеньки колен находились в горизонтальном положении. Максимальный уклон площадки, на которой установлена пожарная автолестница, должен быть не более 12%, что соответствует углу 7°.

Пульт управления размещается на вращающейся части с левой стороны автолестницы и оборудуется сиденьем для оператора. На пульте имеются три рукоятки, которые обеспечивают включение всех движений лестницы: подъем-опускание, выдвигание-сдвигание, поворот. При помощи рукоятки (в зависимости от угла их наклона) плавно регулируются скорости движения.

На пульте имеется также ножная педаль крана разгрузки насоса, которая служит для одновременного включения нагрузки насоса и электросети башни гидромеханизмов. Пульт управления оборудуется следящими автоматическими устройствами, не допускающими работу механизмов лестницы в опасных положениях: при максимально допустимом опрокидывающем моменте, максимальном вылете, упоре вершины лестницы в здание, максимальных нагрузках, длине лестницы или угле опускания.

Помимо светосигнальных приборов шасси ЗИЛ-131 на автолестнице установлены: проблесковые маяки синего цвета на крыше кабины водителя, задние фонари, передняя и задняя фары, прожекторы на комплекте коленьев, сигнальные лампы в кожухе комплекта коленьев, освещение пульта управления, переговорное громкоговорящее устройство.

Пожарная автолестница АЛ-30 (131)-Л22. Пожарная автолестница АЛ-30(131)-Л22 является модификацией АЛ-30(131)-Л21. На вершине лестницы монтируется быстросъемная люлька грузоподъемностью 180 кг. Техническая характеристика автолестницы, ее назначение и устройство то же, что и у автолестницы АЛ-30(131)-Л21, за исключением рабочего поля (наибольший вылет), которое автоматически уменьшается при закреплении люльки на вершине коленьев до 9 м вместо 16 м без люльки.

Указанное изменение рабочего поля выполняется с помощью специального датчика, смонтированного на люльке.

Люлька навешивается шарнирно на специальные оси первого колена, она удерживает горизонтальное положение под действием собственной массы. Во избежание раскачивания люльки при выполнении операции и для фиксации ее в рабочем положении служит гидроцилиндр, обе полости которого запираются краном вручную. При опускании люльки краны гидроцилиндра должны быть открыты, что обеспечивает горизонтальность поля люльки

при изменении угла наклона коленьев. Для привода гидроцилиндра в конструкции автолестницы помимо основного и аварийного гидроцилиндров в люльке применяется обособленный гидропривод.

Пожарная автолестница АЛ-45 (257)-ПМ-109. Автолестннца (рис. 10.12) применяется для обслуживания зданий и сооружений высотой до 16 этажей. В то же время она сложнее АЛ-30(131)-Л21 по устройству и дороже, поэтому АЛ-45 выпускаются в небольшом количестве. Использование автолестницы длиной более 45 м усложняется из-за психологического барьера, возникающего у людей при переходе из окна или крыши здания на автолестницу.

Автолестница смонтирована на шасси КрАЗ-257 грузоподъемностью 12 т. Основные узлы автолестницы: шасси с платформой, опорное основание, подъемно-новоротное устройство, система гидропривода, лифт, система управления и автоматики.

Опорное основание автолестницы представляет собой жесткую рамную металлоконструкцию, на которой устанавливаются все узлы, агрегаты автолестницы, и включает в себя опорную раму, механизм бокового выравнивания, опорные аутриггеры, систему управления опорными аутриггерами и боковым выравниванием. Выдвинутые аутриггеры и механизм бокового выравнивания обеспечивают устойчивое горизонтальное положение автолестницы в рабочем положении. Приведение их в действие осуществляется при помощи гидроцилиндров рукоятками из заднего торцевого отсека платформы. Полное горизонтальное выравнивание поворотного основания достигается перед началом работы опорными аутриггерами (грубое выравнивание) или цилиндрами бокового выравнивания (тонкое выравнивание). Привод аутриг-геров сблокирован с приводом механизма выключения рессор. Правильность горизонтального выравнивания проверяется по жидкостному уровню.

На раме опорного основания смонтировано подъемно-поворотное устройство, которое состоит из поворотной опоры с внутренним зубчатым венцом и опорным роликовым подшипником. На опору устанавливается поворотная плита, на которой монтируется подъемная и поворотная рамы. Внутри поворотной рамы расположены цилиндры подъема и привод поворота, узлы и агрегаты управления гидроприводом. Привод поворота состоит из червячного самотормозящего редуктора, соединенного через упругую муфту с гидромотором. Шестерня редуктора находится в зацеплении с зубчатым венцом поворотной опоры. На подъемной раме поворотно-подъемного устройства установлен комплект коленьев, состоящий из шести основных колен и одного дополнительного. Нижнее колено является несущим для всех остальных и с помощью болтов крепится к подъемной раме.

Выдвигание коленьев осуществляется с помощью канатов и гидрополиспастов, которые крепятся на шестом колене. При выдвижении штоков гидроцилиндров канат укорачивается и выдвигает пятое колено. Остальные коленья связаны друг с другом системой канатов и выдвигают друг друга.

Для натяжения и регулировки канатов в каждом колене имеются качалки, соединенные друг с другом резьбовой муфтой. Грубая регулировка канатов осуществляется путем перестановки верхних концов каната по отверстиям с помощью осей. На верхнем колене также телескопически установлено дополнительное колено, которое выдвигается вручную. С помощью этого колена шаг выдвигания вершины лестницы может быть уменьшен с 1,5 до 0,3 м, при этом осуществляется более удобный выход на объект при тушении пожара или эвакуации людей. Для разгрузки тросов в рабочем положении лестницы предусмотрена посадка каждого выдвигаемого колена на нижележащее с помощью замыкателей.

Сдвигание коленьев происходит под действием их собственной массы. Дополнительное колено в выдвинутом положении фиксируется замком, управляемым вручную. Верхнее колено имеет на вершине нижнюю балку, за которую закреплены верхние концы ловительных канатов, торец колена снабжен небольшим трапи-ком-площадкой для удобства работы при поднятых коленьях. В передней части подъемной рамы закреплена грузовая лебедка лифта, с помощью которой осуществляется подъем и опускание кабины лифта. В задней части установлена лебедка ловительных канатов. Обе лебедки приводятся во вращение гидромоторами через червячные самотормозящие редукторы, соединенные между собой с помощью упругих муфт. С целью исключения ослабления и приведения грузового и ловительного канатов каждая из лебедок имеет систему, следящую за натяжением канатов. Кабина лифта двухместная, сварной конструкции из дюралюминиевых труб.

Для предотвращения самовыдвигания коленьев при движении по дорогам и торможении автолестницы комплект и пятое колено заперты гидрозамками.

Механизмы и агрегаты гидропривода автолестницы питаются от гидронасоса, который установлен на шасси и приводится в действие от коробки отбора мощности, устанавливаемой на раздаточную коробку. Включение коробки отбора мощности осуществляется из кабины водителя.

Для связи с людьми на вершине коленьев с оператором пульта управления автолестница оборудована громкоговорящей установкой.

В последнее время разработана конструкция 45-метровой лестницы на шасси ЗИЛ-133Г1. Она оборудована механизмом принудительного сдвигания коленьев без замыкателей, что позволяет зафиксировать.ее в любом положении, коленья выдвигаются при помощи, гидравлического привода,, значительно улучшена работа лифта, упростилась и его фиксация, в транспортном положении.

Правила эксплуатации пожарных автолестниц. Автолестница хранится в закрытом отапливаемом гараже, в котором поддерживается температура не ниже 5 °С. Автолестница должна быть в постоянной боевой готовности: укомплектована съемным оборудованием и принадлежностями, заправлена горючим и маслом, радиатор заполнен водой; комплект коленьев уложен в «походное положение», опорные шпиндели подняты и закреплены фиксаторами.

После каждого выезда на пожар или учения автолестница должна быть тщательно очищена, протерта и смазана согласно карте смазки. Техническое обслуживание автолестниц проводится согласно «Наставлению по эксплуатации пожарной техники» и инструкции по эксплуатации автолестницы. При этом особое внимание обращается на исправность замыкателей и состояние тросов. Нормальная работа замыкателей при неравномерно вытянутых тросах нарушается, поэтому необходимо периодически с помощью тальрепов регулировать длину тросов, необходимо смазывать тросы канатной мазью один раз в месяц. Допустимый износ наружных проволок троса — не более половины их диаметра. При обнаружении более одного обрыва проволоки на участке 100 мм тросы подлежат замене.

Необходимо периодически подтягивать контакты в клеммных соединениях электроцепи, следить за наличием и качеством масла в гидросистеме и за тем, чтобы в нее не попадал воздух. Уровень масла проверяют по щупу в баке; при необходимости масло доливают в бак. Необходимо обеспечивать исключительную чистоту рабочей жидкости и один раз в шесть месяцев заменять ее; очищать фильтры не реже, чем один раз в три месяца; следить за правильной регулировкой разгрузочно-предохранительного клапана (если при исправных насосах и герметичной гидросистеме рабочее давление не достигается, то необходимо разобрать и промыть клапан и золотник разгрузочно-предохранительного клапана). Необходимо следить за герметичностью элементов и соединений гидросистемы, за исправностью шестеренных гидронасосов путем контроля создаваемого ими давления. При профилактических осмотрах и текущем ремонте при необходимости заменяют быстроизнашивающиеся узлы и детали.

Подъезд автолестницы к обслуживаемому объекту должен быть выбран из расчета максимально возможного удобства установки автолестницы и ее работы. Чем выше должна быть выдвинута лестница, тем ближе она должна быть установлена к обслуживаемому объекту. При установке автолестницы ее необходимо размещать параллельно стенке объекта, а комплект коленьев разворачивать затем на 90°. Если условия местности не позволяют поставить ее таким образом, то ставят перпендикулярно стене. Работа на лестнице не допускается, если ее платформа наклонена к горизонту более 6°. Нельзя ставить задние колеса автомобиля на крышки шахт, крышки пожарных колодцев, закрытые ямы, траншеи и на мягкую почву.

При подготовке к работе необходимо затянуть ручной тормоз, опустить опорные шпиндели или аутриггеры и выключить рессоры. Управление лестницей при работе осуществляется рукоятками и маховичками на пульте управления согласно имеющейся здесь же инструкции. Маневры лестницы начинают с подъема, так как в транспортном положении комплекта коленьев все другие движения (поворот, выдвигание)заблокированы.

Подъем лестницы следует производить вначале на малой скорости, а после достижения угла 30—40° переводить на большую скорость. При достижении предельного угла наклона 75° подъем автоматически прекращается. Наиболее ответственным движением лестницы является выдвигание ее коленьев до требуемой высоты. Особенно внимательно за выдвиганием лестницы необходимо следить при подходе вершины лестницы к границе поля движения, для чего в непосредственной близости от пульта управления располагаются: указатель длины выдвигания лестницы, шкала поля движения, указатель угла наклона лестницы к горизонту. Подход вершины лестницы к границе поля движения всегда необходимо производить на малой скорости. После достижения заданной длины коленья должны быть посажены на замыкатели, а двигатель выключен.

При выдвижении и уборке автолестницы запрещается касание ее коленьями воздушных электрических и радиотрансляционных линий. Подъем и спуск пожарных по прислоненной автолестннце запрещается с интервалом менее 3 м.

При работе со стационарно закрепленным на автолестнице лафетным стволом необходимо выполнять следующие условия: – лестница должна выдвигаться не более чем на 2/3 своей длины; угол наклона лестницы допускается в пределах 65—70° при наличии растяжек; – рукавная линия прокладывается посредине лестницы и надежно закрепляется рукавными задержками; – давление воды в линии повышается или понижается постепенно; при диаметре насадка 28 мм давление воды перед ним должно быть не более 600 кПа, при диаметре спрыска 32 мм —не более 500 кПа.

При эксплуатации автолестницы в ветреную погоду маневрирование лестницей производят с применением растяжных веревок, которые крепятся карабинами за проушины первого колена. При этом держать растяжные веревки необходимо с обеих сторон лестницы на расстоянии не менее 12 м. Выдвигать лестницу при скорости ветра более 10 м/с не разрешается. Если лестница применяется с использованием опоры, то необходимо прислонение производить на малой скорости, лестница должна только касаться опоры, а давление на опору должно передаваться только при загружении лестницы. Вершина лестницы должна быть выше точки опоры на 1—1,5 м. Перед сдвиганием лестница должна быть поднята и отведена от опоры.

Подъем по лестнице, вершина которой не имеет опоры, разрешается только тогда, когда замыкатели сели на ступени и длина лестницы соответствует углу ее подъема. При подъеме или опускании по лестнице необходимо следить, чтобы люди ступали не в такт и чтобы лестница при этом сильно не колебалась. Запрещается производить какие-либо движения выдвинутой лестницей, если на ней находятся люди. Во время работы автолестницы не допускается присутствие людей под ней и в зоне ее работы, пребывание посторонних лиц на автолестнице во время ее работы.

Нельзя оставлять без надзора лестницу с поднятыми коленьями. Подъем людей в кабине лифта разрешается только при исправном состоянии электросетей автоматического выключения и сигнализации. При сигнальном звонке автоматоподъем кабины немедленно останавливается.

После окончания работы для подготовки к отъезду необходимо убрать вспомогательную лестницу, если она выдвинута, и уложить комплект коленьев; поднять опорные аутриггеры или шпиндели; выключить коробку отбора мощности и уложить оборудование и принадлежности.

Установку комплекта коленьев на переднюю опорную раму следует производить только на малой скорости. Перед укладкой лестницы на опорную раму коленья должны быть сдвинуты до упоров, крюк на нижнем колене и риска на опорной стойке должны быть совмещены.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Пожарные автомобили

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Cпециальные пожарные автомобили"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства