Пневмоколесное ходовое оборудование. Рассмотрим динамику ведущего колеса с упругим ободом. Расчетная схема представлена на рис. 139. Действие машины на колесо учтено посредством Q, Т и М, где Q — сила тяжести машины, приходящаяся на колесо, с учетом собственного веса последнего; Т — реакция со-стороны машины толкающей силе, приходящаяся на колесо; М— ведущий момент, передаваемый на колесо.
Динамический радиус гд колеса с упругим ободом зависит от состояния поверхности, по которой происходит перемещение: нагрузки на колесо, включая его собственный вес; давления воз-Духа в баллоне и т. д. С достаточной точностью динамический радиус колеса с упругим ободом может быть принят равным статическому его значению на определенном грунте при прочих равных условиях — том же давлении в баллоне, той же нагрузке-на колесо и т. д.
Наличие зацепов па шинах и другие причины вызывают периодическое изменение условий работы колеса, вследствие чего. Указанные выше силы также изменяются. Тем не менее направление Осредненной за период реакции R остается постоянным и линия ее действия всегда проходит через геометрическую ось колеса, так как момент Ма преодолевается за счет ведущего момента М. У направляющего колеса такое направление реакция R сохраняет только при установившемся движении, в то время как при неравномерном движении линия ее действия проходит либо ниже, либо выше (в случае замедления) геометрической оси О колеса.
Рис. 1. Силы, действующие на тягач
Все действующие на колесо силы при неустановившемся его движении могут быть найдены из приведенной выше системы уравнений.
Для определения добавочных нормальных нагрузок, действующих на элементы пневмоколесного оборудования, рассмотрим неустановившееся движение двухосного тягача на подъем с задними по ходу движения ведущими колесами.
Рис. 2. Силы, действующие на ведущее колесо
Динамическая сила инерции возникающая при неравномерном движении тягача или машины, особенно в том случае, когда центр массы расположен достаточно высоко, существенно влияет на величину нормальной нагрузки, действующей на колесо. Из анализа приведенных формул следует, что перегрузка ведущих колес имеет место при разгоне, а поддерживающих колес— при замедлении. Теоретически наибольшая сила инерции тягача возникает при резком включении муфты сцепления во время ее проскальзывания.
Для смягчения динамических воздействий могут быть использованы различного вида демпфирующие подвески, однако их применение ограничивается вызываемыми ими колебаниями. Поэтому в большинстве случаев пневматические баллоны являются практически единственными элементами, смягчающими толчки и удары при движении. В этих условиях и при небольших скоростях движения весьма перспективными являются запатентованные фирмой Катерпиллар (США) демпфирующие шины, одна из которых представлена на рис. 3.
Демпфирующие тела шарообразной формы погружены в жидкость, заполняющую полость бескамерной шины, насаженнои на обод. Так как демпфирующие тела обладают плавучестью, то они при перекатывании колес всегда расположены в верхней недеформированиой части шины и поэтому не подвергаются повреждениям.
Рис. 3. Демпфирующее тело
Демпфирующее тело состоит из двух жестких полушарий. Посредством опорных переборок фасонной прокладки 6 укреплена эластичная мембрана, разделяющая полости. Последняя через клапан заполняется сжатым воздухом. Полость И заполняется водой через постоянно открытое отверстие и отверстия, перекрываемые эластичными тарельчатыми клапанами.
При качении колеса происходит деформирование нижней части шины, контактирующей с опорной поверхностью, при этом давление в заполняющей шину жидкости пульсирует. В момент возрастания давления вода через отверстия проникает в полость демпфирующих тел, в результате чего воздух в полости сжимается, поглощая энергию внешнего динамического воздействия. В момент спада давления воды в шине сжатый воздух, воздействуя на мембрану, вытесняет через отверстие воду из полости демпфирующего тела. Однако это вытеснение воды происходит уже замедленно, только через отверстие, поскольку отверстие перекрывается в этом случае эластичным тарельчатым клапаном. Это смягчает эффект восстановления формы шины и демпфирует динамические воздействия при перекатывании по неровностям опорной поверхности.
В перспективе для легких и средних строительных машин следует ожидать предпочтительного применения более дешевого и маневренного пневмоколесного ходового оборудования и сокращения гусеничного.
Рис. 4. Демпфирующая шина
Гусеничное ходовое оборудование. Как свидетельствуют проведенные эксперименты, наибольшие динамические перегрузки, действующие на элементы жесткого гусеничного оборудования, характерного для тяжелых строительных машин, возникают при прохождении неровностей пути.
Возникающее в этом случае вертикальное перемещение приводит к изменению статической нагрузки, действующей на опорный каток. После подстановки значения х и двукратного дифференцирования по времени получим
Рис. 5. Траектория движения опорного катка гусеницы при переходе через препятствие
Как показывает анализ, динамическая составляющая нагрузки пропорциональна квадрату скорости поступательного движения машины. Поэтому чрезмерное увеличение скорости движения тяжелых строительных машин нецелесообразно, так как приводит к перенапряжениям элементов гусеничного хода из-за неизбежного увеличения при этом дополнительных динамических нагрузок. По данным кафедры «Строительные машины» МИСИ для экскаватора ЭГЛ-15 уже при и=1,08 км/ч дополнительная нагрузка опорного катка при прохождении неровности в 5 раз превышает ее статическое значение.
С точки зрения снижения динамических нагрузок на элементы опорно-ходового устройства целесообразным является увеличение числа опорных катков и создание многоопорных гусеничных тележек с балансирными устройствами.
Шагающее ходовое оборудование. Определение расчетных усилий в элементах шагающего хода производят для двух возможных при эксплуатации случаев шагания — нормального и однобокого. Последнее имеет место как при перемещении по недостаточно хорошо спланированному участку, так и по причине отсутствия при гидравлическом шагающем ходовом оборудовании синхронности в работе золотников.
При расчете на прочность элементов шагающего хода — опорной базы, опорных башмаков и т. д. обычно допускают ряд условностей. К таким условностям можно отнести, например, принимаемую в расчет длину участка опирания опорной базы при шагании; число принятых в расчетной схеме перекрестных балок, заменяющих реальную конструкцию, спрямленную эпюру давлений на грунт, имеющую в действительности сложную криволинейную форму; расчетную схему опирания башмака на две точки, расположенные на определенном расстоянии друг от друга, при действии на него половины веса экскаватора и т. д.
Эти условия оправдывают рекомендацию X. А. Винокурского о нерациональности проведения в данном случае усложненных расчетов с целью учета колебательных динамических процессов, возникающих при перемещнии в конструкции шагающего хода, так как погрешность в результате сделанных допущений во много раз больше ожидаемых от усложненного расчета уточнений.
Пренебрежение возникающими инерционными усилиями допустимо также благодаря весьма незначительным скоростям поступательного перемещения машин с шагающим ходовым оборудованием. когда даже при больших массах динамические нагрузки имеют ограниченное значение. Так, скорость перемещения шагающего драглайна с массой порядка 1000—1100 т отечественного и зарубежного производства находится в пределах 0,2— 0,3 км/ч. Для экскаватора ЭШ-14/75 производства УЗТМ при продолжительности одного цикла шагания 107—110 с длительность рабочего хода, связанная с перемещением основной массы экскаватора, достигает в отдельных случаях 85 с. Подъем корпуса экскаватора происходит за 16—20 с. Скорость перемещения экскаватора ЭШ-5/45 НКМЗ также невелика и составляет 1 км/ч.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Динамика ходового оборудования и ее учет при расчете на прочность основных элементов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы