С какой целью устраивается диспетчерское управление лифтами?
При диспетчерском управлении лифтами, благодаря устройству световой сигнализации и двусторонней громкоговорящей связи, происходит одновременное наблюдение за работой нескольких лифтов. В таких случаях они обслуживаются более квалифицированными работниками-диспетчерами, поэтому отпадает необходимость иметь при каждом лифте проводников-лифтеров. При диспетчерском управлении лифтами удешевляется стоимость эксплуатации лифтов и улучшается обслуживание.
Диспетчерское управление производится при лифтах грузоподъемностью не более пяти человек и скорости движения не свыше 1 м/сек.
Пункт управления с диспетчерским пультом, на котором помещаются все световые сигналы и рычаги управления, предусматривается в специальном помещении.
Сигналы на пульте управления.
Для каждого лифта на пульте управления имеются пусковые и останавливающие кабину рычаги или кнопки выключателя, используемые для прекращения пользования лифтом, приборы управления громкоговорящей связи и различные сигналы, показывающие:
1) что двери шахты открыты для входа в кабину пассажиров;
2) что в свободную кабину вошли пассажиры;
3) закрытие дверей шахты и кабины;
4) движение кабины вверх;
5) остановку кабины;
6) выход всех пассажиров из кабины;
7) отсутствие кабины на нижнем этаже;
8) движение кабины вниз;
9) достижение кабиной нижнего этажа.
Кроме этих сигналов, на пульте должен быть аварийный сигнал, показывающий посадку кабины на ловители.
Каждая кабина и диспетчерский пульт снабжаются микрофоном и динамиком, причем для переговоров диспетчера с пассажиром одной из кабин предусматривается устройство, позволяющее временно отключать двустороннюю связь с остальными кабинами.
Как работают сигналы?
Сигналы работают следующим образом. При открывании пассажиром двери шахты включается световой контакт СКДЗ замка. Ток от предохранителя фазы / в диспетчерской идет на пульт управления к сигнальной лампе Л, проходит включенный контакт СКДЗ и попадает к предохранителю фазы II в машинном помещении; сигнал JI загорается; одновременно включается громкоговорящая связь, посредством радиореле РР и верхнего подпольного контакта, включенного в данный момент.
Через этот же подпольный контакт проходит ток к световой лампе Л в кабине и к сигнальной надписи в кабине СНК.
При входе пассажира в кабину подвижной пол ее под влиянием веса пассажира опускается и включает нижние два подпольных контакта, верхний же контакт выключается, но так как второй сверху контакт выключается, то свет в кабине и сигнальная надпись горят. Кроме того, ввиду включения нижнего подпольного контакта включается сигнал П на пульте, ток к которому от фазы I через оба нижних подпольных контакта и через лампу идет к фазе II.
Далее, как только пассажир закрыл двери кабины, загорается сигнал JI, показывающий, что двери кабины закрыты; ток от фазы / пройдет через сигнал JI и через контакты кабины СКК к фазе II. Если дверь кабины случайно откроется, а пассажир находится в кабине, то сигнал Д гаснет.
После закрытия всех дверей пассажир может нажать кнопку нужного ему этажа.
Как только кабина отойдет от 1-го этажа, на пульте управления немедленно включится лампа этажного указателя ЛЭУ, и стрелка его станет двигаться, указывая направление кабины.
Лампа ЛЭУ включается непосредственно контактом СКЭ, помещенным в этажном переключателе первого этажа, и остается до тех пор, пока кабина не спустится на первый этаж.
Одновременно с включением лампы ЛЭУ включается лампа сигнала «Занято» ЛЭ, расположенного у двери шахты 1-го этажа и также гаснущего по приходе кабины на 1-й этаж.
После выхода всех пассажиров из кабины на верхних этажах, все сигналы на пульте гаснут; остается только включенной лампа ЛЭУ этажного указателя, стрелка которого показывает, на каком этаже вышли пассажиры. При этом положении диспетчер, повернув ключ вызова «Стоп» КВС в сторону вызова, включает тем самым реле вызова РВ, ток проходит через этажное реле первого этажа, и кабина спустится вниз на первый этаж. Лампы ЛЭУ и ЛЗ гаснут, и пассажир вновь может входить в кабину.
Для остановки кабины в случае надобности диспетчер должен повернуть ключ КВС в сторону «Стоп» и реле «Стоп» PC тотчас же включится, разомкнет цепь, проходящую через дверные контакты шахты, и кабина остановится.
В случае посадки кабины на ловители загорается аварийный сигнал Л А. Ток в этот сигнал от фазы I к фазе II проходит через контакт ловителей СКЛ, установленный на каркасе кабины.
Этажный указатель в данной схеме представляет собой устройство, состоящее из двух синхронных электродвигателей (сельсинов) незначительной мощности. Один электродвигатель устанавливается у лебедки лифта и поворачивается от привода лебедки на 200—240°.
На рис. 2 изображена универсальная схема диспетчерского управления.
Система диспетчерского управления по этой схеме может работать на переменном токе напряжением 80 и 120 в, а также на переменном и постоянном токах низкого напряжения с введением в этом случае дополнительного реле РОК.
При работе на напряжениях 26, 48 и 80 в систему можно монтировать на хлорвиниловом проводе диаметром 0,5 мм.
Универсальная система централизованного управления лифтами, введенными в действие в настоящее время в жилых домах, имеет следующие преимущества перед системой, работающей на постоянном токе:
1) число проводов, подводимых к каждому лифту,— 10 жил вместо 12—14 жил, как в схеме постоянного тока;
2) число сигналов на один лифт — при пяти точках наблюдения;
3) вся сигнализация работает на переменном токе и не требует выпрямителей;
4) автоматика связи (реле, включающее связь) может работать на реле переменного тока, в этом случае селеновые выпрямители не применяют;
5) автоматика связи может также работать на реле постоянного тока. При этом каждое реле включается через малогабаритный селеновый столбик, который находится под током только тогда, когда лифт в действии. В остальное время селеновый столбик включен;
6) применение универсальной схемы на переменном токе исключает употребление мощных постоянно включенных селеновых выпрямителей в схемах постоянного тока;
7) катушка реле, останавливающего лифт, рассчитана на постоянное пребывание под током, но она включается только при включении ключа «Вызов-Стоп» по мере надобности. В остальное время реле выключено;
8) сигнал К (дверь кабины закрыта) не связан с подпольным контактом, и поэтому проезд в лифте даже малолетних детей безопасен;
9) для поодиночного разговора на пульте применяют четырехпружинный ключ вместо шестипружинного, работающего на постоянном токе, вследствие чего схема панели ключей пульта упрощается;
10) на первом этаже отсутствует дополнительный этажный переключатель.
Схема прохождения тока и работа системы.
I положение. Свободная от пассажиров кабина лифта стоит на первом этаже. Двери шахты заперты. Двери кабины открыты. Напряжение отключено. Сигнализация пульта погашена. Все реле и аппараты отключены.
II положение. Свободная от пассажиров кабина лифта стоит не на первом этаже. Двери шахты заперты. Двери кабины открыты. При уходе кабины с первого этажа замыкается сигнальный контакт переключателя первого этажа. Ток от Л2, пройдя контакт этажного переключателя КЭП, включит сигнал ЛКВ — «Кабина наверху»; далее, пройдя сопротивление СП и мостик контактора «Вниз» он включит сигнал В на пульте, который будет светиться бледнооранжевым цветом. Остальные сигналы и вся аппаратура будут отключены.
III положение. Свободная от пассажиров кабина лифта стоит на первом этаже.
IV положение. Человек вошел в кабину. Подпольные контакты кабины замкнулись, перекрывая тем самым сопротивление СП, вследствие чего сигнал П на пульте из темно-красного становится ярко-красным — «Кабина занята». Таким образом, одной точкой наблюдения дают два сигнала. На двойных сигналах В и П экономят два магистральных провода, идущих от машинного помещения к диспетчерской, что при включении в схему 20 лифтов позволит сэкономить около 10 000 м провода.
V положение. Сигнал К—«Дверь кабины закрыта» работает от замыкания сигнальных контактов дверей кабины СКК. Этот сигнал не связан с подпольным контактом, что улучшает технику безопасности.
VI положение. При движении кабины вверх контактор «Ход вверх», замыкая свой мостик KB, зажигает на пульте сигнал В, который в этом случае имеет ярко-желтый цвет, — сигнал «Ход вверх».
VII положение. При движении кабины вниз контактор «Ход вниз», замыкая свой мостик КН, зажигает на пульте сигнал Н — «Ход вниз».
VIII положение. При посадке кабины на ловители контакт СК.Л, установленный на головке кабины, включает сигнал А — «Авария».
IX положение. Аварийный сигнал зажигается также при повышении тока мотора сверх нормы от теплового реле (тепловая защита) или от аварийного указателя (дроссель-трансформатора с регулировкой).
X положение. Для разговора с пассажиром только одного лифта нажимают ключ КОР, который одновременно включает реле POP, отключая этим все телефонные реле и включая телефонное реле нужного лифта.
XI положение. Вызов свободной от пассажиров кабины на первый этаж и остановку лифта производят ключом двойного действия КВС, который в зависимости от надобности выключает реле «Вызов» или реле «Стоп».
На рис. 2 изображена схема диспетчерского управления лифтом, работающим только на низком напряжении 24—48 в как переменного, так и постоянного токов.
Рассмотрим работу сигналов.
I положение. Свободная от пассажиров кабина лифта стоит на первом этаже. Двери шахты закрыты. Двери кабины открыты. Напряжение отключено, сигнализация пульта погашена. Все реле и аппараты отключены.
II положение. Свободная от пассажиров кабина лифта стоит не на первом этаже. Двери шахты заперты. Двери кабины открыты. При движении кабины с первого этажа замыкается сигнальный контакт переключателя первого этажа. Ток, пройдя or плюса через контакт этажного переключателя КЭП, включит, сигнал ЛКВ и мостики контакторов «Вниз» и «Вверх»; КНВ включат сигнал КН на пульте—-«Кабина наверху». Остальные сигналы и вся аппаратура будут отключены.
III положение. Свободная от пассажиров кабина лифта стоит на первом этаже. При открывании двери шахты замыкается дверной контакт, через который напряжение проходит с одной стороны к реле РОК освещения кабины ЛОК и световой надписи в кабине СНК, зажигая их, с другой стороны — к сигналу Д на пульте — «Шахтная дверь открыта». Одновременно ток проходит через верхний подпольный контакт к контакту реле POP и, пройдя его, включает телефонное реле TP, которое своими контактами подключает микрофон и динамик кабины, устанавливая связь с диспетчером.
IV положение. Человек вошел в кабину. Подпольные контакторы кабины замкнулись, и ток, проходя через сопротивление ДССП, зажег на пульте сигнал Я темно-красного цвета — «В кабине пассажир», но дверь кабины открыта. После закрывания двери кабины сигнал Я становится ярко-красным. Таким образом, одной точкой наблюдения дают два сигнала.
V положение. При движении кабины вверх контактор «Ход вверх», замыкая свой мостик KB, зажигает на пульте сигнал В — «Ход вверх».
VI положение. При движении кабины вниз контактор «Ход вниз», замыкая свой мостик КН, зажигает на пульте сигнал Я — «Ход вниз».
VII положение. При посадке кабины на ловители контакт СКЛ, установленный на головке кабины, включает сигнал А — «Авария».
VIII положение. Аварийный сигнал зажигается также при повышении тока мотора сверх нормы от теплового реле (тепловая защита) или от аварийного указателя (дроссель-трансформатора с регулировкой).
IX положение. Для разговора с пассажиром только одного лифта нажимают ключ КОР, который одновременно включает реле POP, отключая этим все телефонные реле, и включает телефонное реле нужного лифта.
X положение. Вызов порожней кабины на первый этаж и остановку лифта производят ключом двойного действия РВС, который в зависимости от надобности включает реле «Вызов» или реле «Стоп».
Какие еще имеются установки диспетчерского управления на постоянном токе?
Имеются еще установки диспетчерского управления, построенные по схеме, изображенной на рис. 3.
Эта схема отличается от предыдущей тем, что сигнал Я, показывающий вход пассажира в кабину, мигает от специального импульсного реле, работающего до тех пор, пока не будет закрыта дверь кабины. После закрытия дверей кабины этот сигнал горит ровным светом, и реле «Стоп» РСТ постоянно находится включенным и отключается только при открытии двери шахты.
Кроме того, этой схемой предусматривается вызов из кабины диспетчера для разговора с пассажирами при помощи контакта кед, включающего реле РНВ.
Автоматическое включение громкоговорящей связи по этой схеме производится только от подпольного контакта, тогда как в предыдущей схеме также и от открытия двери шахты.
Сколько лифтеров-диспетчеров должны работать в каждую смену?
Если нет при лифтах с диспетчерским управлением специально приставленного ответственного дежурного монтера по лифтам, то при каждом диспетчерском управлении должно быть не менее двух лифтеров-диспетчеров.
Обязанности лифтеров-диспетчеров.
Лифтер-диспетчер обязан:
1) производить приемку лифтов в начале смены согласно инструкции для лифтеров;
2) наблюдать за сигналами на пульте управления и производить инструктаж пассажиров о правильном пользовании лифтом;
3) делать замечания пассажирам в случае неправильного пользования лифтами;
4) останавливать лифт в необходимых случаях;
5) выпускать пассажиров из кабин, случайно остановившихся между этажами;
6) устранять неполадки, предусмотренные инструкцией;
7) производить уборку лифтов и диспетчерского пункта;
8) производить вызов кабин вниз на первый этаж;
9) следить за освещенностью шахт лифтов;
10) ежедневно проверять исправность действия дверных затворов и контактов;
11) остановить лифт и выключить главный рубильник, если будет обнаружена неисправность, которую лифтер-диспетчер самостоятельно не может устранить;
12) следить за тем, чтобы на дверях шахты и в кабинах были вывешены и всегда находились в исправном состоянии соответствующие надписи и инструкции пользования лифтом;
13) следить за тем, чтобы двери машинного и блочного помещения были всегда заперты на замок;
14) следить за сохранностью ограждений шахт. Если ограждение повреждено, лифтер-диспетчер должен устранить повреждение; если это невозможно, остановить лифт и вызвать электромонтера;
15) присутствовать при всех ремонтах лифтов;
16) присутствовать при освидетельствовании лифтов инженером-контролером пожаротехнадзора.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Диспетчерское управление лифтом"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы