Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Электромеханика лифтов

Публикация:
   Эксплуатация лифтов

Читать далее:




Эксплуатация лифтов

В чем заключается износ деталей лифтов?

Лифт, как и любая машина, подвержен непрерывному износу, постепенно ухудшающему его эксплуатационные качества: безотказность, безопасность и экономичность.

Износ, хотя и в различной степени, происходит сразу в нескольких направлениях и сводится к следующему:
1) изменение размеров деталей, состояния поверхностей их и величины зазоров между ними;
2) изменение механических свойств материалов, из которых сделаны детали под влиянием механических, тепловых и химических воздействий.

Существует две группы износа:

Износ 1-й группы является следствием работы машины, в результате чего нарушается точность движения деталей и их взаимное положение, а также увеличиваются зазоры между деталями. Это влечет за собой все возрастающий износ как деталей, непосредственно подвергающихся износу, так и связанных с ними других частей лифта.

Износ 2-й группы развивается медленно и характеризуется общим ухудшением структуры материала деталей, в результате прочность отдельных деталей уменьшается, что может вызвать поломку их и аварию установки в целом. Износ 2-й группы часто трудно определить, иоэтому он особенно опасен.

Чем должна обеспечиваться нормальная работа лифта?

Нормальная работа лифта в течение всего времени его эксплуатации может быть обеспечена только при условии систематического ограничения износа их деталей путем проведения следующих мероприятий:
а) регулирование, т. е. компенсация нарушенных размеров и устранение образующихся зазоров за счет сближения соприкасающихся поверхностей путем установки или замены специальных нодкладок или подкручиванием винтовых устройств;
б) восстановление первоначальных размеров изношенных деталей путем наделок, расточек при износе, который не может быть компенсирован регулированием;
в) восстановление первоначальных механических качеств металлов, когда это возможно, термической обработкой.

Износ машин во время эксплуатации происходит непрерывно и с возрастающей скоростью.

Некоторые части изнашиваются быстро, но их замена или восстановление не отражается на работе лифта, другие же части изнашиваются медленно, и замена их или восстановление сопровождается простоем лифта.

Все вновь установленные лифты, кроме грузовых малых, до пуска в эксплуатацию должны быть зарегистрированы в органах технадзора. Регистрация производится на основании письменного заявления руководства организации — владельца лифта, т. е. организации (предприятия), на балансе которой находится лифт, паспорта лифта, акта технической готовности и приемки лифта и документа, подтверждающего наличие у владельца лифта обученного и аттестованного персонала или договора на проведение технического надзора за лифтом специализированной организации.

Лифт, находящийся в эксплуатации, подлежит перерегистрации в случае реконструкции его, например повышения грузоподъемности, переноса лебедки, изменения конструкции или размеров шахты, машинного помещения, принципиального изменения электрической схемы. При регистрации реконструированного лифта к паспорту его должно быть приложено заключение специализированной организации или завода-изготовителя, подтверждающее возможность такой реконструкции, составленное на основании расчета лифта с учетом его состояния. При изменении конструкции лифта к паспорту должны быть приложены соответствующие чертежи и описание.

Разрешение на пуск лифта в эксплуатацию выдается:
а) после регистрации вновь установленного лифта — инспектором технадзора на основании акта технической готовности лифта, а также результатов технического освидетельствования;
б) после реконструкции, капитального ремонта или окончания срока работы, установленного при техническом освидетельствовании, — инспекторов технадзора или специализированной организацией, осуществляющей надзор за лифтами, на основании акта, составленного организацией, производившей реконструкцию или ремонт лифта, подтверждающего, что лифт соответствует Правилам устройства и безопасной эксплуатации лифтов и находится в исправном состоянии, а также результатов технического освидетельствования.

Разрешение на производство технического освидетельствования лифтов и пуск их в эксплуатацию выдается специализированной организации органом технадзора.

Техническое освидетельствование лифтов должно производиться:
а) после установки лифта и регистрации его в органах технадзора;
б) периодически, не реже чем через каждые 12 мес.;
в) после реконструкции лифта.

Частичное техническое освидетельствование проводится при:
а) замене канатов кабины или противовеса (статическое испытание);
б) замене электродвигателя на электродвигатель с другими параметрами (динамическое испытание);
в) капитальном ремонте лебедки, тормоза или их замене (динамическое и статическое испытания без проверки ловителей и буферов);
г) замене ловителей, ограничителя скорости или гидравлического буфера (испытание соответствующего узла).

При изменении электрической схемы управления или замене электропроводки цепи управления, а также при изменении конструкции концевого выключателя, дверных контактов, автоматических замков, этажных переключателей или центрального этажного аппарата должно производиться частичное техническое освидетельствование лифта без проведения статического и динамического испытаний. Объем технического освидетельствования в других случаях определяется местными органами технадзора.

При частичном техническом освидетельствовании, кроме осмотра и проверки в работе отремонтированных или замененных элементов, должны проверяться работа механизмов и электрооборудования, системы управления, сигнализации, дверных замков, дверных контактов, концевых выключателей и других предохранительных устройств, а также освещения. Должно быть проверено состояние кабины, противовеса направляющих, канатов, ограждение и соответствие регламентированных размеров Правилам устройства и безопасной эксплуатации лифтов. При удовлетворительных результатах технического освидетельствования в паспорт записывается разрешение на пуск лифта в эксплуатацию и срок очередного технического освидетельствования.

При техническом освидетельствовании лифт должен подвергаться статическому и динамическому испытаниям.

Статическое испытание проводится для проверки прочности механизмов лифта, его кабины, канатов кабины и их крепления, а также действия тормоза. У лифтов, оборудованных лебедкой с канатоведущим шкивом, статическим испытанием, кроме того, проверяется отсутствие проскальзывания канатов в ручьях канатоведущего шкива, а у лифтов с электрическим приводом постоянного тока, кроме того, надежность электрического торможения без механического тормоза.

Статическое испытание должно производиться в нижнем положении кабины в течение 10 мин нагрузкой:
а) на 50% превышающей номинальную грузоподъемность лифта при испытании грузовых малых, а также грузовых лифтов без проводника с лебедкой барабанного типа;
б) на 100% превышающей номинальную грузоподъемность при испытании лифтов всех других типов. У лифтов с электрическим приводом постоянного тока по системе преобразователь — двигатель должна быть проверена надежность удержания кабины приводом с разомкнутым механическим тормозом при номинальной нагрузке в течение 10 мин и при нагрузке, на 50% превышающей номинальную, в течение 30 с;
в) на 100% превышающей массу пассажиров, определенный по принципу свободного заполнения для лифтов, полезная площадь кабины которых превышает нормы.

Динамическое испытание производится нагрузкой, на 10% превышающей номинальную грузоподъемность лифта, для проверки действия его механизмов, тормоза, ловителей и буферов.

При испытании ловителей плавного торможения и гидравлических буферов воздействие тормоза лебедки должно быть исключено. Проверка действия механизмов, тормоза и буферов производится при номинальной скорости. При испытании буферов действие этажных выключателей (или аппаратов их заменяющих) нижней и верхней остановок должно быть устранено.

Отключение электродвигателя перед посадкой кабины или противовеса на буфер должно производиться концевым выключателем.

Результаты испытания считаются неудовлетворительными, если:
1) при испытании пружинного буфера при посадке на буфер кабины или противовеса происходит жесткий удар вследствие полного сжатия пружины или ее поломки;
2) при испытании гидравлического буфера происходит заедание плунжера при посадке кабины или противовеса на буфер либо при обратном ходе его после снятия кабины или противовеса.

Ловители, приводимые в действие ограничителем скорости и имеющие механическую связь с тяговыми канатами, испытываются:
а) у лифтов, оборудованных лебедкой с канатоведущим шкивом, — только при действии ограничителя скорости;
б) у лифтов с лебедкой барабанного типа— при действии механизма, связанного с тяговыми канатами, и ограничителя скорости. У этих лифтов при периодических технических освидетельствованиях проверка ловителей может производиться только при действии ограничителя скорости.

Испытание ловителей, механизм которых связан с тяговыми канатами, производится следующим образом: кабина устанавливается в нижнем положении на опору, тяговые канаты ослабляются, после чего опора удаляется и кабине представляется возможность свободного падения. Путь, проходимый кабиной при этом испытании с момента начала падения до посадки ее на ловители, не должен превышать 100 мм. Перед посадкой кабины на опору в приямке должны быть установлены и надежно укреплены предохранительные стойки, предотвращающие при неисправности ловителей падение кабины более чем на 150—200 мм. Аналогичным образом должна производиться проверка действия таких ловителей, установленных на противовесе.

Испытание ловителей при действии ограничителя скорости производится:
а) у лифтов с электроприводом постоянного тока при движении кабины (противовеса),— со скоростью, допускаемой ограничителем скорости;
б) у лифтов с электроприводом переменного тока при движении кабины (противовеса) — с номинальной скоростью.

Постоянное содержание лифтов в исправном состоянии обеспечивается владельцем лифта путем организации надлежащего обслуживания и технического надзора.

В жилых домах и административных зданиях обслуживание пассажирских лифтов, устройство которых позволяет пассажирам самостоятельное пользование ими, должно быть поручено лифтерам-диспетчерам или лифтерам-обходчикам.

Обслуживание пассажирских лифтов, установленных в гостиницах, санаториях, больницах, должно быть поручено лифтерам или проводникам.

Возможность перевода лифтов, установленных в этих зданиях, на самостоятельное пользование пассажирами решается в каждом отдельном случае по согласованию с местными органами технадзора с учетом расположения лифтов и их загрузки.

При расположении на одной площадке нескольких пассажирских лифтов допускается обслуживание их одним лифтером. Управление грузовыми лифтами должно поручаться проводнику или лифтеру в зависимости от системы управления.

Управление грузовыми малыми лифтами, а также грузовыми лифтами без проводника с управлением более чем с одной загрузочной площадки, может быть поручено лицам, пользующимся этими лифтами. Эти лица должны быть обучены по соответствующей программе и аттестованы комиссией организации-владельца с участием лица, ответственного за исправное состояние и безопасное действие лифта.

Лифты, оборудованные диспетчерским пунктом, должны обслуживаться лифтером-диспетчером.

Технический надзор за исправным состоянием лифтов должен быть поручен электромеханикам, в качестве которых могут назначаться лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование и имеющие практический стаж по надзору за лифтами (в качестве помощника электромеханика) не менее шести месяцев, а также лица, имеющие практический опыт по монтажу или ремонту лифтов не менее шести месяцев.

За каждым электромехаником должны быть закреплены определенные лифты. Количество лифтов, закрепленных за каждым электромехаником, должно определяться из расчета нормы времени на проведение периодических осмотров и ремонтов с учетом типа лифта.

Ответственность за исправное состояние и безопасное действие лифтов должна быть возложена приказом на лицо технической администрации предприятия (учреждения, домоуправления), которому принадлежит лифт, а в тех случаях, когда технический надзор за лифтами осуществляется специализированной организацией, — на лицо технической администрации этой организации. Ответственность владельца лифтов в этом случае определяется договором.

Лицо, ответственное за исправное состояние и безопасное действие лифтов, а также лицо, которому в специализированной организации поручается проведение технического освидетельствования лифтов, должно обладать соответствующей квалификацией и пройти аттестацию в соответствии с Положением о порядке проверки знаний, правил, норм и инструкций по технике безопасности руководящими и инженерно-техническими работниками. Этим лицам руководство предприятия (организации) должно выдать Положение, регламентирующее их права и обязанности.

Фамилия, имя, отчество и роспись лица, ответственного за исправное состояние и безопасное действие лифтов, должны быть занесены в паспорт каждого лифта. Этому лицу должен быть подчинен электромеханик, а на промышленных предприятиях также лифтеры-проводники.

Лифтеры, проводники, лифтеры-диспетчеры, лифтеры-обходчики и электромеханики, осуществляющие технический надзор за лифтами, должны быть обучены по соответствующей программе и аттестованы в квалификационной комиссии учебного заведения или предприятия, производившего его обучение. Лицам, прошедшим аттестацию, должно быть выдано удостоверение. Аттестация электромехаников должна производиться с участием представителя технадзора.

Осмотр лифтов должен производиться ежемесячно и периодически в соответствии с графиком планово-предупредительных ремонтов и осмотров. Ежесменный осмотр может быть поручен лифтерам, проводникам, лифтеру-диспетчеру, лифтеру-обходчику или электромеханику. Лицо, которому поручено проведение ежесменного осмотра лифта, обязано проверить исправность освещения кабины, шахты, машинного помещения и площадок перед дверями шахты, а также действие замков дверей шахты, дверных контактов, системы управления и сигнализации, точность остановки кабины по этажам. Результаты осмотра должны быть занесены в сменный журнал.

Периодический осмотр лифта должен производиться электромехаником, осуществляющим технический надзор за лифтами в объеме, предусмотренном его должностной инструкцией и инструкцией завода, изготовившего лифт. Результаты осмотра записывают в журнале периодических осмотров лифта.

При обслуживании лифтов и осуществлении надзора за ними должны строго выполняться все требованиями по безопасности. В частности, запрещается:
а) производить пуск лифта с этажной площадки через открытые двери шахты и кабины;
б) производить пуск лифта путем непосредственного воздействия на аппараты, подающие напряжение на электродвигатель;
в) выводить из действия предохранительные и блокировочные устройства лифта;
г) пользоваться переносными лампами на напряжение более 36 В;
д) подключать к цепи управления лифтом электрический инструмент, лампы освещения или другие электрические приборы, за исключением измерительных;
е) подниматься, находясь на крыше кабины, за исключением случая, когда управление лифтом производится посредством кнопочного аппарата, установленного на крыше кабины со скоростью последней не более 0,36 м/с;
ж) лазить по шахте без лесов и лестниц, а также опускаться по канатам.

В случае обнаружения при осмотре лифта или во время его работы неисправности предохранительных устройств, сигнализации или освещения, а также других неисправностей, угрожающих безопасному пользованию лифтами или их обслуживанию, лифт должен быть остановлен впредь до устранения выявленных повреждений и пущен вновь в работу с разрешения лица, устранившего повреждения.

Лифты тротуарные

Тротуарные лифты разрешается выполнять со следующими отступлениями от общих требований. Платформа лифта на верхней остановке может выходить из шахты, имеющей вместо верхнего перекрытия люк с раскрывающимися вверх створками. Крышка люка должна быть рассчитана на нагрузку 500 кгс/см2 и должна автоматически открываться при выходе платформы из шахты и закрываться с уходом ее; крышка должна быть оборудована автоматическим замком, запирающим ее после закрывания и не позволяющим открывать крышку снаружи, а также электрическими контактами, исключающими пуск лифта с нижних остановок при открытой крышке. Шахта тротуарного лифта при закрытом люке должна быть предохранена от попадания в нее дождевых и сточных вод.

Аппарат управления лифтом должен устанавливаться на верхней площадке в запирающемся шкафу в непосредственной близости от люка, через который платформа выходит из шахты.

Платформу разрешается ограждать только со стороны направляющих на высоту, препятствующую смещению груза за ее габариты. В тех случаях, когда платформа подвешена не менее чем на четырех канатах и установлены электроконтакты, отключающие электродвигатель при обрыве или ослаблении любого каната, оборудование платформы ловителями не обязательно.

Рис. 1. Тротуарный лифт:
а — общий вид; б — верхний этаж

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Электромеханика лифтов

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Эксплуатация лифтов"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства