Лифты являются машинами, при пользовании которыми требуется особо тщательное соблюдение всех Правил техники безопасной эксплуатации. В частности необходимо:
На всех дверях шахты лифта с наружной стороны предусмотреть надписи, указывающие тип лифта (пассажирский, грузовой) и предельную его грузоподъемность.
Внутри кабины и у дверей шахты, где производятся посадка пассажиров или погрузка груза, вывесить инструкции для лифтеров и правила пользования подъемниками.
Двери машинного и блочного помещений и приямки шахты должны быть постоянно заперты. Ключи от дверей должны храниться у лифтера и у монтера, наблюдающего за лифтом. Доступ посторонних лиц в эти помещения строго запрещается.
Лица, обслуживающие лифт, прежде чем включить главный рубильник для пуска лифта, должны убедиться в отсутствии людей в шахте и на крыше кабины.
При остановке лифта на осмотр или ремонт на дверях шахты должны быть вывешены надписи, извещающие о том, что лифт остановлен на ремонт и пользоваться им воспрещается.
Люк в потолке кабины должен быть всегда закрыт, так как случайным падением болтов, гаек и пр. в шахту можно причинить увечье находящимся в ней людям. Лифт должен быть немедленно остановлен, если обнаружено, что неудовлетворительно работают дверные затворы, дверные контакты, подпольные контакты, механизмы ловителей, ограничитель скорости, концевой выключатель главного тока, а также лебедка .и электродвигатель.
При ремонте лифта кабина, подвешенная на канатах, должна быть посажена на ловители, а противовес — на специальные подставки.
Осмотр и проверка состояния электрических устройств, лебедки и прочих деталей в машинном помещении должны производиться только при выключенном рубильнике.
Надежность состояния механизма лифта, канатов, крепление их и прочих частей проверяется статическим и динамическим испытаниями при ежегодном освидетельствовании лифта представителем Госгортехнадзора.
Статическое испытание, т. е. испытание в неподвижном состоянии, производится посредством загрузки кабины грузом в конечном нижнем рабочем ее положении при следующем весе груза:
а) в полтора раза большем предельной нагрузки у грузовых барабанных лифтов без проводника и лифтов малой грузоподъемности;
б) вдвое больше предельной рабочей нагрузки у всех остальных лифтов.
Динамическое испытание заключается в повторных подъемах и опусканиях кабины с нагрузкой, на 10% превышающей рабочую нагрузку.
При динамическом испытании производится проверка исправности работы электродвигателя лебедки, тормоза, аппаратов управления движением кабины, автоматических устройств (дверных затворов, контактов, концевого выключателя и пр.), а также сигнализации и ловителей.
Результаты технического освидетельствования отмечаются в паспорте лифта.
Исправность ловителей необходимо проверять три-четыре раза в год. Кроме того, они ежегодно должны подвергаться испытанию. .
Испытания действия ловителей от пружинного устройства, обязательного у лифтов с барабанной лебедкой, производится следующим образом. Кабину с грузом, превышающую норму на 10%, ставят на подставку, подрезанную с двух сторон. Затем, вращая лебедку вручную в сторону спуска, ослабляют канаты, на которых подвешена кабина, после чего подставку из-под кабины выдергивают привязанным к ней канатом. Кабина, предоставленная самой себе, должна упасть вниз не более чем на 100 мм. Согласно существующим правилам, кабина должна быть захвачена ловителями в этом пролете.
Для предупреждения поломок, если ловители не захватят кабину, и во избежание ее падения на дно шахты, а также чтобы она не повисла на канатах, подвергая их недопустимой нагрузке, под башмаки кабины у направляющих ставят запасные подставки. Подставки выбирают такой высоты, чтобы пролет между ними и башмаками кабины не превышал 200 мм. При неисправности ловителей кабина падает на эти запасные подставки.
В процессе испытания ловителей следует соблюдать меры предосторожности, устраняющие возможность получения ушибов персоналом, производящим испытания.
Смазка направляющих кабин и противовеса, которая производится с потолка кабины, разрешается только при движении кабины сверху вниз. При этом в кабине должны находиться помощник монтера или лифтер.
Какие основные требования предъявляются к безопасной эксплуатации лифтов?
При эксплуатации лифтов обслуживающему персоналу необходимо строго выполнять специальные Правила устройства и эксплуатации этих установок.
В целях обеспечения безопасной и безаварийной работы лифтов их необходимо ежегодно проверять испытанием, проводимым органами Госгортехнадзора.
На каждый лифт должна быть специальная шнуровая книга-паспорт, зарегистрированная в Управлении Госгортехнадзора. В паспорт заносятся результаты испытаний лифта и описание проводимых ремонтов. Здесь же указывается фамилия лица, ответственного за исправное состояние и безопасное действие лифта.
К паспорту прилагается установочный чертеж, схема электропроводки, сведения о конструкции и испытании канатов, коэффициент запаса прочности канатов и техническое описание лифта.
Администрация эксплуатируемого объекта обязана организовать регулярное наблюдение за работой лифта путем периодических осмотров всех его частей электромехаником, хорошо знакомым с его устройством и имеющим специальное удостоверение квалификационной комиссии. Электромеханик обязан не реже чем через каждые десять дней проверять правильность работы всех механизмов и аппаратов лифта, а также правильность его обслуживания.
Обслуживание лифта.
Постоянное обслуживание лифта должно быть поручено одному или нескольким (при работе лифта в несколько смен) лифтерам-проводникам. Лифтеры должны пройти проверку знания ими своих обязанностей в квалификационной комиссии, организуемой администрацией, в ведении которой находится лифт.
Лифтеры обязаны точно выполнять инструкции о пользовании лифтом, производить очистку кабин внутри и шахт снаружи от грязи и пыли, сопровождать кабину в тех случаях, когда это предусмотрено его конструкцией, сопровождать кабины пассажирских лифтов с кнопочным управлением, если в кабине поднимаются малолетние пассажиры, и наблюдать, чтобы нагрузка кабины не превышала установленного предела.
Ведение журналов при эксплуатации лифтов.
На каждый эксплуатируемый лифт должен быть заведем отдельный журнал. Хранение и ведение этого журнала лежит на обязанности лифтеров, обслуживающих данный лифт. В журнале ведутся записи о всех неисправностях лифта, замеченных лифтерами, а также заносятся отметки электромеханика, ведущего регулярное наблюдение за работой лифта, о произведенных исправлениях и результатах периодических осмотров.
Что должен делать лифтер, если заметит неисправности у лифта?
Лифтер при обнаружении неисправностей в работе лифта обязан немедленно остановить его, сделать соответствующую запись в журнале и сообщить об этом администрации, эксплуатирующей лифт, для срочного вызова электромеханика, которому поручено регулярное наблюдение за лифтами.
В случае угрожающего состояния лифта электромеханик, ведущий за ним регулярное наблюдение, принимает меры к прекращению дальнейшего пользования им и одновременно извещает об этом (в письменной форме под расписку) администрацию. В случае возражения администрации электромеханик обязан об этом сообщить в местный орган Госгортехнадзора.
Лифт, бездействовавший по какой-либо причине более 10 дней, может быть вновь пущен в эксплуатацию только после предварительного подробного его освидетельствования электромехаником, ведущим за ним регулярное наблюдение. Если при этом окажется, что срок испытания, указанный в паспорте, истек, необходимо предъявить лифт для освидетельствования инженеру Госгортехнадзора.
У кого должны храниться ключи от машинного и блочного помещения лифта?
Двери машинного помещения и помещения для верхних блоков должны быть всегда заперты на замок, ключи должны храниться у лица, ответственного за лифт, и у лифтера.
Какие мероприятия по технике безопасности должны быть проведены при монтаже лифта?
Мероприятия по технике безопасности во время монтажа лифтов чрезвычайно важны и им следует уделить особое внимание. Монтажники должны быть обучены и инструктированы в соответствии с Правилами техники безопасности. Рабочие, не прошедшие специального обучения, не должны допускаться к монтажу лифтов, также не должны допускаться к монтажу и те рабочие, которые нарушали Правила по безопасности монтажа лифтов.
Основные моменты безопасности монтажа:
1. Все места, где производятся монтажные работы: шахта, машинное помещение, блочное помещение, приямок и все подходы к шахте должны быть хорошо освещены.
2. Присутствие посторонних лиц в местах производства монтажных работ запрещается.
3. Работы должны производиться только исправным инструментом.
4. Настилы и подмости укладываются так, чтобы между досками не было щелей более 5 мм. Сбрасывать с подмостей какие-либо предметы запрещается. Спускать их следует с помощью веревки или каната.
5. Не допускается производство монтажных работ с неисправных лестниц и стремянок. Высота их должна быть не менее одного метра больше от того места, где требуется производить работу. Лестницы устанавливаются под углом не менее 66°, причем должны быть предусмотрены приспособления от самопроизвольного сдвига. Инструмент и детали нельзя поднимать в руках, передвигаясь по лестнице, они должны быть помещены в сумку, перекинутую на ремне через плечо.
6. Все электросварочные работы должны производиться в полном соответствии с правилами по сварке, а корпуса сварочных аппаратов надежно заземлены.
7. Во время монтажа лифта, до установки шахтных дверей, все дверные проемы в шахте должны быть надежно ограждены. После установки дверей они должны быть всегда закрыты и пользование ими допускается лишь с разрешения руководителя монтажом лифта.
8. Те работы, которые необходимо выполнить с крыши кабины, можно допустить при условии надежной подвески кабины на канатах и только при движении ее вниз. Подъем кабины, с находящимися на ее крыше работающими людьми, ни в коем случае не допускается.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Техника безопасности при монтаже, эксплуатации и ремонте лифтов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы