Применение скреперов с ковшом большой емкости потребовало значительного увеличения тягового усилия, что привело к установке на них мощных дизелей 350— 900 л. с. В этих скреперах оказалось целесообразным использовать дизель-электрический привод. Привод скреперов с электрической передачей (электроприводом) выполняется обычно с электродвигателями постоянного тока по системе генератор — двигатель. Электродвигатель вместе с редуктором встраивается в колесо, которое в таком исполнении называется мотор-колесом. На базе этого конструктивного комплекса (мотор-колесо) можно создать целый ряд самоходных строительных машин: скерперов, грейдер-элеваторов, бульдозеров и др.
Недостатками привода с мотор-колесами являются плохие весовые и энергетические показатели. В электрических машинах расходуется около 20% энергии, передаваемой от дизеля. В смешанной системе привода, где передняя ось приводится во вращение непосредственно от дизеля (механическая передача), а задняя — от электропривода, потери энергии значительно уменьшаются. В этом случае электродвигатель работает только во время копания, а в транспортном режиме он выключается. Так как продолжительность копания составляет незначительную часть цикла, то потери энергии в электроприводе составляют только 1—1,5% мощности дизеля. Установленная мощность электрических машин резко уменьшается по сравнению с полной электрической передачей и составляет около 20% мощности дизеля.
В грейдерах-элеваторах и автогрейдерах рабочий процесс заключается в послойном непрерывном резании грунта. На рис. 106 приведена электрическая схема привода рассматриваемых машин с мотор-колесами.
Каждое колесо оснащено индивидуальным двигателем по конструктивной схеме мотор-колеса. Все четыре колеса являются ведущими. Управление электродвига-§ 51. ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ ЗЕМЛЕСОСНЫХ СНАРЯДОВ
Основным рабочим механизмом земснаряда является главный центробежный насос, всасывающий грунт с водой и нагнетающий пульпу для транспортирования по пульпопроводу.
Для размягчения грунта на земснаряде применяется рыхлитель, имеющий форму фрезы. Фреза закрепляется на поворотной раме и может перемещаться в вертикальной плоскости путем опускания или подъема рамы. В горизонтальной плоскости фреза перемещается при рабочем повороте всего земснаряда на требуемый угол (папильонирование) в процессе разработки грунта. Лебедки, подтягивающие земснаряд при перемещении поперек прорези, называются папильонажными. В настоящее время для замены фрезерного рыхлителя создан рыхлитель, конструктивно аналогичный роторному колесу многоковшовых экскаваторов.
На землесосных снарядах небольшой производительности (до 200 м3/ч) устанавливаются дизельный и электрический приводы, на мощных земснарядах — электропривод.
Приводной двигатель центробежного насоса должен иметь запас мощности для предотвращения его перегрузки при работе на пульпопровод небольшой длины, когда вследствие малого напора возрастает расход и потребная мощность приводного двигателя.
Рис. 106. Электрическая схема привода с мотор-колесами грейдер-элеватора
Л1, Д2, ДЗ, Д4 — мотор-колеса; Г — генератор постоянного тока; ОВД1, ОВД2, ОВДЗ и ОВД4 — обмотки возбуждения моторколес; ОВГ — обмотка возбуждения генератора
В отличие от других землеройных машин земснаряды приспособлены к любой перегрузочной способности двигателя насоса, для которого достаточна кратность максимального момента 1,3—1,5. Изменение скорости вращения двигателя достаточно в пределах 1,2—1,4.
Для двигателя рыхлителя диапазон регулирования скорости более значителен и достигает 2—4. Особенно он велик для электропривода папильонажных лебедок, т. е. 15—20.
Для привода насосов используются асинхронные или синхронные двигатели, мощность которых в крупных земснарядах достигает нескольких тысяч киловатт. В электроприводах всех вспомогательных механизмов применяются асинхронные двигатели с короткозамкну-тым ротором, работающие на напряжении 380/220 в.
Мощность двигателя рыхлителя на земснарядах средней и большой производительности составляет около 8—15% мощности двигателя главного насоса.
Мощность двигателей наиболее важных вспомогательных механизмов — папильонажных лебедок колеблется в пределах 5—15 кет, в зависимости от производительности земснаряда.
В земснарядах последних выпусков для привода рыхлителя и папильонажных лебедок успешно применяют асинхронные короткозамкнутые двигатели с электромагнитными муфтами скольжения.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Дизель-электрический привод скреперов и грейдеров"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы