Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Буровое оборудование

Публикация:
   Долота шарошечные для сплошного и колонкового бурения

Читать далее:




Долота шарошечные для сплошного и колонкового бурения

Классификация долот

Долота для сплошного бурения в зависимости от твердости пород изготовляют разных диаметров и различных типов. Долота типа М предназначаются для мягких пород и имеют двух- или трехконусные самоочищающиеся шарошки.

Зубья периферийных венцов имеют Г- или Т-образную форму и у двух шарошек расположены в шахматном порядке.

Долота типа С предназначаются для пород средней твердости и имеют двух- или трехконусные самоочищающиеся шарошки.

Периферийные зубья на двух шарошках косые с углом наклона 15° (на одной вправо, на другой влево), а на третьей прямые. Допускается применение прямых зубьев для всех шарошек.

Рис. 1. Модернизированная пусковая задвижка Ермакова Щеголева.
1 — переводник; 2 — корпус; 3 — руцоятка; 4 — седло; 5 — шпиндель; в — грундбукса; 1 — колпак; 8 — шар; 9 — прокладка; 10 — набивка; 11 — шплинт.

Долота типа GT предназначаются для пород средней твердости (твердых и абразивных) и имеют двух- или трехконусныд самоочищающиеся шарошки. Периферийные зубья прямые или косые.

Долота типа Т предназначаются для твердых пород и имеют одноконусные несамоочшцающиеся шарошки. Все зубья шарошек прямые и обеспечивают полное перекрыгщ забоя. Допускается изготовление долот типа Т с самоочищающимися шарошками.

Долота типа К предназначаются для крепких и очень крепких пород. Шарошки их имеют вставные зубья из твердого сплава.

Бурильные головки для колонкового бурения с отбором керна в зависимости от твердости пород изготовляются разных диаметров (от № 5 до № 16) и двух различных типов. Бурильные головки имеют двух- или трехконусные шарошки.

В зависимости от конструкции корпуса все долота и бурильные головки независимо от их назначения делятся на две группы:
а) группа А — корпус сваривается из отдельных секций (лап), на которых монтируются шарошки.
б) группа Б — цельный литой корпус, к которому привариваются лапы со смонтированными на них шарошками.

Рис. 2. Долото группы А.
1 — шарошка; 2 — ролики; 3 — шарики; 4 и 7 — штифты; 5 — палец; в — штифт; 8 — присоединительная резьба; 9 — место для маркировки; 10 — товарный знак завода.

Рис. 3. Бурильная головка группы А.
1 и 2 — шарики; 3 и 7 — штифты; 4 — палец; 5 — ролики; 6 — шарошка; 8 — присоединительная резьба; 9 — место для маркировки; 10—товарный знак завода.

Основные параметры долот

Рис. 4. Долото группы Б.
1 — шарошка; 2 — ролики; з — шарики; 4 — штифт; Л — палец: 6 — плита; 7 — лапа; 8 — корпус; 9 — присоединительная резьСа; 10 — поясок для маркировки; 11—товарный знак завода.

Рис. 5. Бурильная головка группы Б.
1 — шарики; 2 и 5 — ролики; 3 — штифт; 4 — палец; 6 — шарошка; 7 — лапа; 8 — корпус; 9 — присоединительная резьОа; 10 — поясок для маркировки; 11 — товарный знак завода.

Опоры шарошек в долотах и бурильных головках разных размеров рекомендуется выполнять по следующим схемам.
Схема 1 — два подшипника скольжения и между ними одив шариковый замковый.
Схема 2 — два шариковых подшипника, из которых один замковый.
Схема 3 — один роликовый подшипник, один шариковый замковый и один подшипник скольжения.
Схема 4 — один роликовый подшипник и два шариковых, из которых один замковый.
Схема 5 — два роликовых подшипника и один шариковый замковый.

На шарошках долот типа К только тыльные поверхности армированы твердым сплавом.

Для нормальных долот являются обязательными следующие условия.

Шарошки долота должны вращаться от руки.

В долотах и бурильных головках шарошки должны располагаться на одном уровне, считая от торца резьбовой муфты или от упора на резьбовом ниппеле, симметрично относительно оси резьбы.

Наружные поверхности корпуса долота или бурильной головки, кроме поверхности резьбы и торцов ниппеля или муфты, имеют следующую окраску.

Маркировка труб

На каждой трубе, сдаваемой заводом, на расстоянии от 0,4 до 0,8 м от конца выбиты клейма в следующем порядке.

Клейма обведены светлой краской. Рядом с клеймом на каждой трубе нанесено устойчивой светлой краской следующее.

Рис. 6. Примеры маркировки труб (от 27/8” до 41/2”).
а — трубы, изготовляемые из стали марки Д; б и в — трубы из стали марки 36Г2С. 1 — предохранительное кольцо; 2 — бурильная труба; 3 — предохранительный ниппель; 4 — муфта; 5 — поясок.

Рис. 7. Примеры маркировки бурильных труб размером 59/l8” и 65/8” по ГОСТ 631-50.
а — трубы, изготовленные из стали марки Д; б — трубы, изготовленные из стали марки 36Г2С-Е.

Рис. 8. Примеры маркировки 58/15” и 65/8” труб по ГОСТ 631-50 (завод- изготовитель — Южно-трубный завод).
а — трубы, изготовленные из стали марки 36Г2С; б — трубы для приварки с соединительными концами. 1 — предохранительное кольцо; 2—труба.

Трубы бурильные с приваренными соединительными концами (нормаль 11504-53)

Трубы с приваренными соединительными концами отличаются от труб с высаженными внутрь концами тем, что бурильные замки соединяются с трубой стыковой электросваркой. Трубы с приваренными соединительными концами равного проходного сечения, что благоприятно для применения их в турбинном бурении, где скорости течения жидкости большие, а давления высокие.

Устранение сужений в стволе бурильной трубы позволяет повысить литраж прокачиваемой жидкости без относительного повышения давления и затраты мощности. Трубы эти изготовляются Бинагадинским труборемонтным заводом из трубной заготовки завода ЮТЗ и замковой заготовки Бакинского завода им. Кирова. Маркировка этих труб показана на рис. 9.

Рис. 9. Пример маркировки 53/4” и 65/8” бурильпых труб с приварными соединительными концами (завод-изготовитель — Бинагадинский труборемонтный завод).
1 — ниппель; 2 — поясок для маркировки; 3 — предохранительные деревянные планки; 4 — труба; 5 — муфтовый конец; 6 — предохранительная деревянная пробка; I — маркировка клеймением; II — маркировка краской ЮТЗ; О; Г; Т — клейма контролеров операционных проверок; ЮТЗ — марка Бинагадинского завода; 10 — толщина стенки в мм; С — клеймо сварщика; Н — клеймо контролера по приему сварки; 8-53 — месяц и год выпуска.

Утяжеленные бурильные трубы

Утяжеленные бурильные трубы предназначены для создания жесткости и утяжеления низа бурильных труб. В роторном бурении длина колонны утяжеленных труб определяется нагрузкой на долото, которая составляет 75% от ее веса.

Рис. 10. Пример маркировки 65/8” трубы (203 X 100 мм) марки Д.
1 —труба; 2 — ниппельный конец; з — муфтовый конец, I — маркировка клеймением в белой рамке; II — маркировка белой краской; 628 — порядковый номер трубы; 02441 » номер плавки; 6,30 — длина трубы в м; 10-9-53 — число, месяц и год выпуска; 203 — наружный диаметр трубы в мм; 100 — внутренний диаметр трубы в мм; Д — марка стали трубы; КЛ — товарный знак завода им. К. Либкнехта; Т°К — клеймо OTK; О — клеймо приемщика.

Увеличение веса колонны утяжеленных бурильных труб по сравнению с создаваемой нагрузкой на долото вызвано стремлением погасить возникающие при бурении вибрации и тем самым предотвратить их распространение на бурильные трубы.

В качестве утяжеленных бурильных труб распространены гладкоствольные.

Утяжеленные трубы могут быть изготовлены из стали марок Д и 36Г2С. На рис. 10 показан пример маркировки утяжеленных бурильных труб завода им. К. Либкнехта.

Рабочие трубы

Форма поперечного сечения рабочих труб бывает квадратной, шестигранной, крестообразной.

По форме концов рабочие трубы бывают двух типов:
1) с концами без высадки и с резьбой под переводники (гладко-прокатные);
2) с высаженными концами, не требующие навинчивания переводников.

На нижнем конце рабочей трубы для нормальной работы резьба правая, а на верхнем конце — левая.

Для работы инструментом с левой резьбой рабочую трубу необходимо перевернуть, вниз поставить конец с левой резьбой, а вверх с правой резьбой. Соответственно необходимо заменить

Рис. 11. Пример маркировки 6” штанги из стали марки Д.
1 — переводник верхний; 2 — штанга; 3 — переводник нижний; I — маркировка клеймением; II — маркировка белой краской; Д — марка стали; 77 — порядковый номер изготовленной штанги; 5269 — номер плавки; 27553 — число, месяц и год изготовления штанги; 155 —сторона квадрата штанги в мм; 27,5 —толщина стенки в мм; 14,65 — Длина штанги в м; КЛ — товарный знак завода им. К. Либкнехта; Т°К — клеймо OTK; клеймо приемщика; 17853 — число, месяц и год обработки концов; БТЗ — марка Бинагадинского завода; № 1С — порядковый номер обработанной штанги.

Рис. 12. Квадратная штанга гладкопрокатная.

Замки для бурильных труб

Для соединения бурильных труб применяют замковое резьбовое соединение. Замок состоит из ниппеля и муфты.

Замки изготовляют как с правой, так и с левой резьбой двух типов:
а) с широким проходным отверстием ЗШ;
б) с нормальным проходным отверстием ЗН.

Для соединения с трубой замковой ниппель и муфта имеют соответствующую внутреннюю резьбу конусностью 1 : 16 по ГОСТ 631-50.

Материал готовых термически обработанных замков характеризуется следующими механическими свойствами.

На поверхности ниппеля и муфты каждого замка имеется поясок, на котором выбиваются шифр, дата выпуска, а также буква С (если резьба нарезана до термической обработки) или Н (если резьба нарезана после термической обработки). Эти возможности присущи только рабочим трубам гладкопрокатанным.

Рис. 13. Замок ЗН.

Переводники для колонн бурильных труб

Переводники служат для соединения различных частей колонн бурильных труб, обсадных труб, для соединения бурильных труб с обсадными, а также для присоединения инструмента.

Оощая характеристика переводников

Переводники для колонн бурильных труб изготовляются по нормали нефтяной промышленности Н546-51.

Замковая резьба переводников изготовляется по калибрам замков ГОСТ 5286-53.

На переводниках с левой резьбой на расстоянии 15 мм от пояска для маркировки имеется опознавательный поясок шириной 5 мм.

На переводниках с комбинированной замковой резьбой (ЗН-ЗШ или ЗШ-ЗН) имеется дополнительный опознавательный поясок шириной 3 мм.

По условиям работы и расположению в колонне переводники бывают промежуточные и штанговые.

Рис. 14. Переводники.
а — верхний ПШВ: 1 — резьба замковая левая, 2 — резьба квадратной штанги; б — нижний переводник ПШН: 1 — резьба квадратной штанги, 2 — резьба замковая.

Рис. 15. Переводник муфтовый ПБМ.

Рис. 16. Переводники ниппели ПБН.

Переводники с бурильных труб на обсадные имеют в конце верхней муфты резьбу замковую (ЗН или ЗШ) и на нижнем конце трубную резьбу — ниппель.

Переводники бывают с правой и левой резьбой.

Переводники с левыми резьбами имеют дополнительный поясок шириной 5 мм на глубину 1,5 мм на расстоянии 8 мм от маркировочных клейм.

Обратные клапаны для бурильных труб

Обратные клапаны типа Б1 и Б2 предназначены для предупреждения выбросов газированной жидкости через бурильные трубы из скважины в процессе спуска и подъема бурильных труб, а также при прекращении промывки скважины D процессе бурения.

Рис. 17. Обратные клапаны для бурильных труб. а — клапан Б1; б — клапан Б2.

Обратные клапаны устанавливают над удлинителем или под рабочей трубой.

Герметичность в клапане Б1 достигается при помощи резинового уплотнения.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Буровое оборудование

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Долота шарошечные для сплошного и колонкового бурения"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства