Дорожное движение представляет собой процесс движения транспортных средств по дорогам, во время которого действия его участников определяются специальными правилами. Этот процесс характеризуется взаимодействием его основных элементов: водителя, транспортного средства, дороги. Пешеход тоже является участником дорожного движения, не использующим транспортного средства. Основным нормативным документом, определяющим требования к дорожному движению, взаимодействие между его элементами и участниками, являются «Правила дорожного движения».
Качество дорожного движения характеризуется безопасностью, которая, в свою очередь, оценивается количественно по числу дорожно-транспортных происшествий. Обеспечение безопасности дорожного движения в условиях роста автомобильного парка означает снижение общего количества дорожно-транспортных происшествий, числа раненых и погибших.
Безопасность повышается за счет улучшения организации дорожного движения, предусматривающей подготовку и воспитание его участников, совершенствование транспортных средств, дорожных условий, методов и средств регулирования движения, контроль за соблюдением «Правил дорожного движения». Эти задачи в нашей стране решаются государственной системой обеспечения безопасности дорожного движения путем контроля, убеждения или принуждения всех организаций и граждан к соблюдению норм, связанных с безопасностью движения. При необходимости создаются ведомственные или межведомственные службы безопасности движения. Координирует всю их деятельность Комиссия по безопасности движения при МВД СССР, а научно-исследовательскую работу направляет специальный совет при Госкомитете по науке и технике.
Основным рабочим органом в государственной системе обеспечения безопасности дорожного движения является Государственная автомобильная инспекция МВД СССР (ГАИ), которая разрабатывает или участвует в разработке правил, нормативов и стандартов, касающихся безопасности движения, а также контролирует соблюдение организациями и гражданами требований указанных документов.
Водитель играет главную роль во взаимодействии элементов дорожного движения. От его действий в решающей степени зависит безопасность движения, так как установлено, что 75% всех дорожно-транспортных происшествий происходит по вине водителей. Труд водителя отличается значительной напряженностью и предъявляет высокие требования к его способностям, навыкам и чувству ответственности за безопасность окружающих, т. е. общему психофизическому состоянию организма.
Способности водителя ориентироваться в окружающей обстановке определяются специальными медицинскими комиссиями путем освидетельствования водителя не реже чем через 5 лет. Навыки управления автомобилем вырабатываются у водителя в процессе его подготовки на курсах, в школах или комбинатах путем сознательного повторного выполнения специальных упражнений. Чувство ответственности воспитывается у водителя путем применения широкого комплекса государственных и общественных мер, направленных на то, чтобы убедить водителя в необходимости соблюдения «Правил дорожного движения», а при необходимости принудить его к выполнению этих правил.
Право на управление автомобилем водитель приобретает после необходимой подготовки и сдачи экзамена в регистрационно-экзаменационных подразделениях ГАИ, где ему выдается удостоверение. При этом в зависимости от подготовки и умения водителя в удостоверении делается отметка о праве управления транспортными средствами следующих категорий:
категория А — мототранспортные средства: мотоциклы, мотороллеры, мопеды;
категория В —автомобили с полной массой (масса автомобиля с номинальной нагрузкой) не более 3500 кг и числом мест, помимо водителя, не более восьми (все легковые автомобили и
грузовые моделей УАЗ);
категория С — автомобили с полной массой свыше 3500 кг; категория D — автомобили с числом пассажирских мест более восьми (автобусы);
категория Е — автопоезда.
Для последующего получения отметки, разрешающей управление транспортными средствами более высокой категории, необходимо пройти дополнительное обучение, сдать теоретический и практический экзамены. Получение отметки о праве управле-> ния средствами низшей категории возможно после сдачи только практического экзамена по вождению.
Квалификация водителя определяется администрацией автотранспортных предприятий, которая присваивает ему 1-й, 2-й или 3-й класс, что обусловливает надбавку к заработной плате.
Транспортные средства оказывают важное влияние на безопасность движения, так как совершенство их конструкции и техническая исправность во многом определяют вероятность дорожно-транспортного происшествия.
Безопасность конструкции современного автомобиля согласовывается с ГАИ и учитывает требования активной и пассивной безопасности. Активная безопасность автомобиля обеспечивается конструктивными мерами, направленными на предупреждение дорожно-транспортных происшествий, пассивная безопасность связана с особенностями конструкции, предусматривающими снижение тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий.
Активная безопасность требует улучшенных тормозных свойств, устойчивости и управляемости автомобиля при движении, повышенной прочности и сцепных качеств автомобильных шин, надежности и легкости рулевого управления, хорошей обзорности с места водителя, эффективной работы приборов системы освещения и сигнализации, повышенного удобства работы водителя. Эти условия выполняются за счет применения усилителя привода тормозов, дисковой конструкции тормозов передних колес, раздельного (двухконтурного) привода тормозов колес каждой оси и регулятора тормозных сил тормозов задних колес; бескамерных шин и усилителя рулевого управления; панорамного ветрового стекла, двух зеркал заднего вида и противо-туманных фар.
Пассивная безопасность предусматривает отсутствие острых выступающих частей наружной и внутренней поверхности кабины, наличие ремней безопасности и подголовников сидений, про-тивоосколочных стекол в окнах кабины, энергопоглощающую конструкцию рулевой колонки и передней части кабины, наличие огнетушителя. Одним из самых эффективных средств защиты водителя и пассажиров являются ремни безопасности. При столкновениях на скорости менее 100 км/ч они почти полностью исключают гибель людей и на 50% уменьшают возможность травмирования. Такие же результаты обеспечиваются благодаря энергопоглощающей рулевой колонке, а подголовник на 50j% снижает опасность перелома шейных позвонков при сильном ударе по автомобилю сзади.
Техническая исправность автомобиля определяет возможность получения тех его эксплуатационных качеств, которые заложены в нем конструкцией и обеспечивают надежность, долговечность и безопасность работы. Главным средством поддержания автомобилей в работоспособном состоянии является система планово-предупредительного технического обслуживания и ремонта, выполняемых на автотранспортных предприятиях или станциях технического обслуживания.
Контроль за технической исправностью транспортных средств производится органами ГАИ согласно «Правилам проведения государственных периодических осмотров автомобилей, мотоциклов и прицепов». Автобусы и легковые автомобили-такси, техническая исправность которых имеет особое значение для безопасности массовых перевозок пассажиров, подвергаются осмотру два раза в год. Остальные транспортные средства осматриваются один раз в год, при этом транспортные средства, принадлежащие предприятиям, — в период с 1 февраля по 31 мая, принадлежащие индивидуальным владельцам,— с 1 января по 31 октября. Техническая неисправность транспортных средств служит причиной всего около 4% всех дорожно-транспортных происшествий, что говорит о несомненной эффективности принятой системы технического обслуживания и контроля исправности транспортных средств.
Дорожные условия в значительной мере определяют характер движения транспортных средств, являясь причиной около 20% дорожно-транспортных происшествий. К дорожным условиям относятся характер проезжей части и обочин, дорожных устройств и оборудования дорог. В наибольшей степени на безопасность движения влияют состояние дорожного покрытия и обочин, а также геометрические параметры дороги и освещенность проезжей части. В связи с этим проектирование автомобильных дорог и городских улиц производится в соответствии со строительными нормами и правилами (СНиП II—60—75), материалы которых предписывают согласование с органами ГАИ проектов автомобильных дорог в части, касающейся безопасности дорожного движения.
Регулирование дорожного движения представляет собой координацию действий всех его участников в интересах повышения скорости и безопасности. Эта задача осуществляется методами обязывания, запрещения или указания водителям и пешеходам выполнять те либо иные действия. Основные требования регулирования движения содержат «Правила дорожного движения», в которых характеризуются также средства регулирования: ограничения скорости, дорожные знаки, разметка проезжей части, светофорная сигнализация. Этими средствами, а также распорядительными действиями органы ГАИ осуществляют дорожное регулирование, смысл которого состоит в том, чтобы сообщить водителю, по какой зоне дороги, с каким режимом и скоростью он должен двигаться.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Дорожное движение автомобилей"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы