Горные дороги характеризуются большим числом затяжных подъемов и спусков с извилистой трассой, поворотами малого радиуса и крайне ограниченной видимостью. Они имеют отвесные стены скал с одной стороны и обрывы с другой, часто встречаются размытые участки дорог и завалы. На горных дорогах, проходящих через перевалы, встречаются снежные заносы, на которых часто возникают опасные обвалы.
Горная местность характеризуется также резким изменением температуры и атмосферных явлений, следствием чего нередко являются продолжительные густые туманы и обледенелые дороги. Надо иметь в виду и такие обстоятельства: на больших высотах снижается атмосферное давление, уменьшается плотность воздуха, что резко ухудшает наполнение цилиндров двигателя воздухом, что приводит к уменьшению его мощности на 20—25% против обычных условий.
По мере подъема автомобиля в гору увеличивается разность между атмосферным давлением и внутренним давлением в шинах. Однако отметим, что давление в шинах колес не корректируется при движении через перевал.
Еще одно обстоятельство. На горных дорогах водитель вынужден часто притормаживать или даже резко тормозить, энергично действовать рулевым колесом. Шины и детали рулевого управления, тормозов в горах отказывают в работе гораздо быстрее, чем в обычных дорожных условиях. И, пожалуй, больше всего в горах достается двигателю: часто нарушается его нормальный тепловой режим. В тяжелых условиях в горной местности работают системы охлаждения и смазки двигателя. Низкая плотность воздуха и малые скорости движения на длинных подъемах приводят к частому перегреву двигателя и, следовательно, к вынужденным остановкам для его охлаждения.
С уменьшением плотности воздуха ухудшается работа приборов электрооборудования, снижается электрическое сопротивление изоляции электропроводки, особенно при ее перегреве, усиливается испарение электролита из аккумуляторных батарей. Все это приводит к перебоям в работе электрооборудования.
Высокогорные условия оказывают существенное влияние и на организм водителя. Недостаток кислорода в горах затрудняет дыхание, вызывает головные и сердечные боли.Длительное воздействие отраженных солнечных лучей, особенно во время преодоления снежных перевалов, нередко раздражает слизистую оболочку глаз, ухудшает зрение.
Для управления автомобилем в горах необходимо принимать меры по улучшению работы двигателя: проверять натяжение ремней привода вентилятора, генератора, доливать дистиллированную воду в аккумуляторы до нормального уровня, специально подготавливать систему охлаждения (произвести заправку, проверить исправность пробки радиатора, герметичность системы).
Перед тем как совершить поездку в горных условиях, надо тщательно проверить техническое состояние автомобиля, наличие дополнительного имущества (солнцезащитных щитков, темных очков, лопаты, буксирного троса).
При проверке технического состояния автомобиля, направляющегося в горы, особое внимание обращается на исправность тормозов, рулевого управления, контролируются давление воздуха в шинах, четкость работы двигателя на всех режимах и правильность показания контрольно-измерительных приборов, а также укладка и крепление груза на крыше автомобиля. Осматривая автомобиль, надо выявить, нет ли подтекания бензина, охлаждающей жидкости и при необходимости довести их до нормы. Только при полной исправности всех механизмов можно совершать поездку.
Сжорость движения выбирается в зависимости от состояния дороги. При тумане, когда видимость дороги ограничивается 10—15 м, движение автомобиля необходимо осуществлять с включенными про-тивотуманными фарами. Рекомендуется двигаться на крутых и закрытых поворотах с минимальной скоростью. Использовать в горах накат не следует.
При подъезде к вершине для предупреждения встречного транспортного средства о своем движении в дневное время целесообразно подавать звуковые, а в ночное время световые сигналы. То же самое рекомендуется делать в густой туман.
Перед преодолением подъемов водитель обязан проверить и оценить местность, выявить характер дороги и заблаговременно включить такую передачу, которая обеспечит преодоление всего подъема. Длинные и крутые подъемы преодолевают на пониженных передачах. Переключать передачи и останавливаться на подъеме не рекомендуется. Не разрешается совершать обгон перед вершиной подъема, если дорога закрыта перевалом.
При вынужденной остановке на крутом подъеме следует затормозить автомобиль и обязательно подложить под колеса башмаки, колодки или клинья. Обычно колодки перевозят в багажнике автомобиля, а перед преодолением крутых длинных подъемов целесообразно держать их в салоне для быстроты и удобства применения.
Если случится так, что скатывание автомобиля никакие противооткатные средства предотвратить не в состоянии, нужно немедленно включить заднюю передачу и осторожно направить автомобиль на естественное препятствие. Конечно, при этом надо стремиться к тому, чтобы автомобиль не пострадал при наезде на препятствие.
Какие технические приемы можно рекомендовать при подъеме в гору?
По скользкой, обледенелой или заснеженной дороге необходимо двигаться на одной и той же переда- < че, так как при переключении передач автомобиль быстро теряет инерцию, в результате чего может j остановиться двигатель и произойти скатывание ав- ; томобиля назад. Для надежного преодоления кру- ! тых скользких подъемов рекомендуется посыпать дорогу песком, шлаком. Двигаться, развивая боль- ; шую частоту вращения коленчатого вала двигателя на подъеме, не рекомендуется, так как двигатель быстро перегревается и возможно закипание охлаждающей жидкости (воды) в радиаторе.
Спуски преодолевать намного труднее, нежели подъемы. Это надо делать на пониженной передаче. Чем круче спуск, тем ниже должна быть передача. Частое пользование только рабочим тормозом приводит к перегреву тормозов, и их работа становится ненадежной. Могут произойти самоторможение колес одной стороны автомобиля и занос, чреватый аварией.
Запрещается на спусках обгонять идущие впереди автомобили. Обгон допустим лишь тогда, когда впереди есть достаточное расстояние для обгона, нет встречных транспортных средств и обгоняемый автомобиль принял вправо.
На крутых спусках рекомендуется тормозить комбинированным способом. Применять стояночный тормоз на спусках не рекомендуется. Также нельзя выключать сцепление и передачи. Ни в коем случае нельзя на спусках увеличивать скорость движения.
На уклонах с поворотами нельзя допускать резкого торможения. Это может вызвать боковой занос или опрокидывание автомобиля.
Особую предосторожность надо соблюдать при движении на закрытых поворотах: давать предупредительные сигналы (днем — звуковые, ночью и в туман— световые и звуковые). Держаться следует возможно правее, добиваясь наилучшего «вписывания» автомобиля в поворот. Водитель должен знать минимально допустимый радиус поворота управляемого им автомобиля, который указан в инструкции завода-изготовителя.
При разъездах с встречными автомобилями в горах требуется особая осторожность, так как от правильного выполнения разъезда зависит безопасность движения.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Движение по горным дорогам"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы