Для электропривода подъемных установок применяют трехфазнне электрические двигатели переменного тока с контактными кольцами типов АКН и AT. На некоторых установках эксплуатируют также аналогичные двигатели других типов.
Электрические двигатели изготовляют с одним свободным концом вала для соединения с валом редуктора подъемной машины. К другому концу вала пристраивают тахогенератор. Допускаются кратковременные колебания напряжения сети в пределах ±5%. Увеличение напряжения на 5% нежелательно, так как приводит к повышенному нагреву двигателя. При длительном понижении напряжения (но не более 10%) следует снижать нагрузку на валу двигателя.
Для электропривода постоянного тока применяют двигатели серии П, быстроходные 15, 17 и 18 габаритов и тихоходные 21, 23 и 26 габаритов и двигатели серии ПБК.
Для питания подъемных двигателей постоянного тока выпускают преобразовательные агрегаты. Быстроходные генераторы постоянного тока серии П (750—1000 об/мин) изготовляют с одним и двумя свободными концами вала: один для соединения с приводным синхронным двигателем, другой — для соединения с возбудителем.
Генераторы постоянного тока в системах Г — Д приводятся во вращение высоковольтным синхронным двигателем, обычно серии СДН. Синхронные двигатели изготовляют с двумя свободными концами вала для соединения с генератором и возбудителем (со стороны контактных колец). Соединение возбудителя с валом осуществляется клиноременной передачей или эластичной муфтой. Синхронные машины выпускают открытыми и продуваемыми. Воздух в продуваемые машины подается через специальные патрубки в предохранительных щитах, а нагретый воздух выбрасывается через нижнюю горловину по отдельному каналу.
Электромашинные усилители используют в схемах автоматического регулирования.
Отечественной промышленностью выпускаются электромашинные усилители типа ЭМУ пяти габаритов мощностью от 0,2 до 10 кВт, со скоростью вращения 3000 об/мин со встроенными приводными двигателями трехфазного тока. Первые три габарита имеют две-три обмотки управления, а остальные две-четыре.
Тахогенераторы применяют в качестве датчика-индикаторь действительной скорости подъемной машины. Вал тахогенератора соединяется с валом подъемного двигателя муфтой через редуктор или клиноременную передачу.
Напряжение тахогенератора пропорционально его скорости вращения. В качестве тахогенераторов на подъемных установках обычно применяют электрические машины постоянного тока типа ПН или П; генераторы П41 имеют мощность 3,2 кВт, напряжение 220 В, скорость вращения вала ротора 1450 об/мин, а генераторы ПН85 — соответственно 3 кВт, 230 В.
Контактные кольца, коллектор и щетки должны быть всегда чистыми. Особенно вредна для них угольная и металлическая пыль, которая, смешиваясь с попавшим на контактные поверхности маслом, образует грязь и вызывает искрение.
Ось расположения щеток в машинах постоянного тока должна быть параллельна оси коллектора. Расстояния между сбегающими краями щеток соседних бракетов траверс по окружности коллектора должны быть одинаковыми во избежание искрения щеток вследствие плохой коммутации. Щеточная траверса у машин постоянного тока должна быть установлена на нейтрали. Установку щеток на нейтрали проверяют следующим образом. Отключают обмотку возбуждения и подводят к ней напряжение от аккумуляторной батареи. К зажимам якоря присоединяют милливольтметр. При замыкании и размыкании цепи тока возбуждения стрелка прибора отклоняется в ту или другую сторону в зависимости от положения щеток.
Рис. 1. Проверка установки щеток на нейтрали
При расположении щеток на нейтрали э. д. с. практически равна нулю.
Траверсу со щетками передвигают до тех пор, пока при включении и выключении тока возбуждения стрелка прибора не перестанет давать отклонений. Это положение щеток и будет соответствовать нейтральной зоне.
Щетки должны достаточно свободно перемещаться в щеткодержателях, но без излишней слабины. Нормальная слабина щетки в щеткодержателе должна составлять 0,2—0,3 мм.
Давление на щетку, создаваемое пружиной щеткодержателя, должно соответствовать определенному удельному давлению, зависящему от марки и размеров щетки. Разница в давлении на отдельные щетки не должна превышать 10% его среднего значения.
Угольные щетки должны иметь зеркально блестящую поверхность на всей площади соприкосновения с коллектором или контактными кольцами. Щетки должны быть хорошо притерты к поверхности коллектора или контактных колец. Для этого под щетки двух-трех бра-кетов траверсы подкладывают стеклянную бумагу, обращенную рабочей стороной к щеткам, и передвигают бумагу вперед и назад. Применение наждачного или карборундового полотна для пришли-фовки щеток недопустимо. Для правильной притирки щеток концы бумаги нужно отогнуть вниз. После притирки щеток коллектор, контактные кольца, щетки и щеткодержатели очищают и продувают сжатым воздухом для удаления пыли и зерен стекла.
Щетки нужно выбирать в соответствии с рекомендациями завода-изготовителя.
Контактные поверхности коллектора и контактных колец должны быть цилиндрическими и гладко отполированными, без неровностей, Царапин и горелых мест. Изоляционные прокладки между коллекторными пластинами не должны выступать за поверхность коллектора. При большом биении коллектора (более 0,5 мм) его обтачивают резцом или шлифуют, а при биении и неровностях до 0,5 мм — шлифуют.
Коллектор протачивают при скорости резания около 90 м/мин и подаче не более 0,05—0,1 мм на оборот. Перед проточкой коллектор следует нагреть до 100 °С, затянуть в нагретом состоянии, затем дать остыть и снова затянуть. Затягивать следует только ослабшие болты.
Коллектор шлифуют мелкозернистыми камнями, укрепленными неподвижно в суппорте, либо вращающимся карборундовым мелкозернистым кругом диаметром 150—300 мм. При шлифовке коллектора
неподвижным камнем окружная скорость коллектора должна быть 10—12 м/с. При шлифовке коллектора вращающимся кругом последний должен вращаться навстречу коллектору, его подача должна быть весьма малой.
При наличии царапин, нагара и других местных дефектов коллектор необходимо полировать. Полировку производят также после проточки или шлифовки при нормальной скорости вращения, применяя мелкую стеклянную бумагу № 00. При полировке коллектора стеклянную бумагу прикрепляют к деревянной колодке, которую пригоняют точно по диаметру коллектора.
Контактные кольца протачивают шлифуют, и полируют так же, как коллектор.
При проточке, шлифовке и полировке коллектора и контактных колец необходимо следить за тем, чтобы стружка или абразивная пыль не попадали внутрь машины.
Изоляция между коллекторными пластинами должна быть выпилена на глубину 1—2 мм. Выпиливание (продороживание) производят специальным резцом, изготовляемым из небольшого куска ножовочного полотна, зажатого в рукоятку. Выпиливание изоляции следует выполнять, как показано на рис. 2, а. Края коллекторных пластин следует притупить шабером под углом 45° на ширину не более 0,5 мм.
Смазывать подшипники электрических машин следует определенными сортами масел. Выбирают сорт масла в основном по его вязкости. Масло необходимой вязкости можно получить смешиванием различных сортов.
Для подшипников с циркуляционной смазкой применяют главным образом турбинные масла: При скоростях 1000 об/мин и выше — турбинное 22 (легкое), а при скоростях 250—1000 об/мин — турбинное 30 (утяжеленное).
Температура подшипников скольжения и качения не должна превышать соответственно 80 и 95 °С.
Рис. 2. Выпиливание изоляции в коллекторе:
а — правильно; б — неправильно
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Электрические машины"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы