Общие сведения
Электрический привод автомобильных кранов работает на переменном трехфазном токе напряжением 380 е. Генератор, приводимый во вращение двигателем автомобиля, вырабатывает электрический ток, который по кабелю поступает в силовой шкаф, расположенный на неповоротной раме крана, затем через токоприемное устройство он подается на поворотную платформу и далее через распределительный шкаф, пульт управления и пусковые устройства направляется к электродвигателям исполнительных механизмов. Такой привод называется многомоторным.
Для получения переменного трехфазного тока используется синхронный генератор. Такой генератор состоит из неподвижного корпуса, в котором закреплено кольцо статора, спрессованное из тонких листов электротехнической стали, разделенных лаковой или бумажной изоляцией. В пазы статорного кольца, расположенные по внутренней цилиндрической части его, заложены обмотки, образующие три фазовые катушки, пространственно сдвинутые одна относительно другой.
Вращающейся частью генератора является ротор — индуктор, состоящий из вала, с закрепленными на нем пакетами полюсов, на которых находятся катушки с обмоткой возбуждения. Число полюсов индуктора (ротора) генератора при частоте тока 50 гц и номинальном числе оборотов ротора 1500 в минуту равно четырем, у генераторов с номинальным числом оборотов 1000 в минуту — шести.
Концы обмотки ротора присоединены к двум контактным кольцам, установленным на его валу и электрически изолированным одно от другого. К кольцам прилегают электрощетки, установленные в неподвижных щеткодержателях, образуя вращающийся контакт с кольцами. Если к обмотке ротора подвести напряжение от источника постоянного тока и вращать при этом ротор, в обмотках статора будет индуктироваться переменный трехфазный ток.
Питается обмотка ротора (обмотка возбуждения) синхронных генераторов переменного тока от небольших электрических машин — генераторов постоянного тока (называемых возбудителями) или выпрямителей переменного тока в постоянный; возбудители и выпрямители обычно объединяются с генераторами в одном корпусе.
Некоторые синхронные генераторы имеют систему возбуждения, работающую по принципу самовозбуждения. Такая система состоит из дополнительной обмотки, расположенной на статоре генератора, механического или селенового выпрямителя и обмотки возбуждения, расположенно на роторе.
Ротор генератора вращается от двигателя автомобиля через коробку отбора мощности при помощи клиноременной передачи или карданного вала.
Мощность синхронных генераторов переменного трехфазного тока устанавливается заводом-изготовителем и обозначается в кило-вольтамперах, или сокращенно, в ква.
Мощность того же генератора, когда он питает электродвигатели исполнительных механизмов крана, зависит от их коэффициента мощности фи (cos<p) и определяется в киловаттах (кет). Например, если мощность генератора 15 ква, то при работе на сеть, имеющей cos <p = 0,8, мощность его будет равна 15X0,8= 12 кет.
В электрическом приводе кранов применяются асинхронные электродвигатели переменного трехфазного тока кранового типа.
Крановые электродвигатели предназначены для работы в условиях повторно-кратковременных нагрузок. Они защищены от проникновения пыли и влаги и имеют повышенную механическую прочность.
Асинхронные электродвигатели трехфазного тока состоят из неподвижного статора, обмотка которого выполнена аналогично обмотке статора синхронного генератора, и вращающегося ротора. По способу выполнения обмоток ротора асинхронные двигатели могут быть с короткозамкнутой обмоткой ротора и с фазовой обмоткой.
Проводники в короткозамкнутых электродвигателях размещены в пазах ротора. Они представляют собой толстые медные или алюминиевые стержни, замкнутые с торцов кольцами.
В двигателях с фазовым ротором обмотка образует три секции. Внутренние концы обмоток сведены в одну точку, начальные концы подключены к кольцам, укрепленным на валу ротора. Такое устройство позволяет с помощью контроллера через щетки и кольца вводить добавочное сопротивление в цепь ротора.
Мощность электродвигателей, устанавливаемых на автомобильных кранах, приведена в табл. 7.
Таблица 7
Характеристика асинхронных электродвигателей переменного трехфазного тока 380 в, применяемых на автомобильных кранах
В синхронных электродвигателях переменного тока косинус фи (coscp) зависит от нагрузки двигателя. При холостом ходе двигателя coscp составляет примерно 0,3, а при номинальной (предельной) нагрузке — 0,88.
Количество потребляемой электроэнергии зависит от трех факторов: напряжения, величины тока и времени. Чтобы определить расход электроэнергии, нужно потребляемую мощность умножить на время. При работе двигателя с номинальной нагрузкой энергия расходуется рационально, при работе с незначительной нагрузкой расход ее возрастает.
Следует помнить, что с повышением коэффициента мощности фи (cos ф) электродвигателей экономичность работы крана увеличивается.
Повышение коэффициента мощности дает экономию электроэнергии, теряемую в двигателях при низком косинусе фи, и позволяет лучше использовать мощность генератора, установленного на кране.
Управление электродвигателями исполнительных механизмов на кране производится при помощи системы управления, средств защиты и контрольно-измерительных приборов.
Система управления состоит из коммутационной аппаратуры и пускорегулирующей для ручного управления. К первой относятся рубильники, пакетные выключатели и контакторы, ко второй — контроллеры барабанного и кулачкового типа, осуществляющие пуск, реверсирование, регулирование скорости и остановку двигателя.
Пускорегулирующие сопротивления уменьшают пусковой ток до величины, безопасной для двигателя и сети, увеличивают вращающий пусковой момент и регулируют скорость вращения электродвигателя во время работы.
Чтобы передать электроэнергию с неповоротной рамы крана, от генератора или внешней сети на поворотную часть, к электродвигателям и другим приборам, применяют кольцевой токоприемник. Токоприемник состоит из неподвижной и подвижной частей. Неподвижная часть имеет несколько медных контактных колец, электрически изолированных одно от другого; число их зависит от схемы коммутации электрооборудования. Закреплена неподвижная часть на верхней части ступицы круга катания (опорно-поворотного устройства). Подвижная часть состоит из корпуса и щеткодержателя и установлена на поворотной платформе крана. К кольцам токоприемника присоединяются провода, идущие из силового шкафа, а к щеткам — провода идущие из распределительного шкафа. Щетки соприкасаются с кольцами и при вращении поворотной части крана скользят по ним, не нарушая контакта.
Наиболее простым защитным устройством являются плавкие предохранители, предназначенные для отключения от сети защищаемого генератора или двигателя, если по его обмотке пройдет ток, величина которого превышает допустимую. Это имеет место при пуске в ход, торможении, а также при загрузке крана выше допустимой.
Чтобы предупредить чрезмерный нагрев генератора и электродвигателей, применяют автоматические выключатели — электромагнитные реле максимального тока.
Электрические схемы автомобильных кранов
Электрическая схема крана К-2.5-1Э показана на рис. 59. На кране установлен синхронный генератор типа ЕСС-62-4 переменного трехфазного тока напряжением 400 в, мощностью 15 ква.
Чтобы число оборотов ротора генератора было постоянным, на двигателе автомобиля применяют центробежный регулятор числа оборотов. Привод регулятора осуществляется клиноремен-ной передачей от вала вентилятора.
Генератор ЕСС-62-4 работает по принципу самовозбуждения. Переменный трехфазный ток, возбуждаемый в обмотках статора генератора, питает обмотку трансформатора. Ток вторичной обмотки трансформатора в селеновом выпрямителе преобразуется в постоянный, который питает обмотку возбуждения генератора.
Постоянство напряжения на клеммах генератора обеспечивается электрическим стабилизатором напряжения, обмотка которого включена в сеть перед генератором. Изменение тока в сети генератора определяет величину напряжения переменного тока, подводимого к селеновому выпрямителю.
Генератор ЕСС-62-4 способен при 1500 оборотах в минуту и cos ф = 0,8 развивать мощность 12 кет, поэтому он обеспечивает запуск короткозамкнутых асинхронных электродвигателей, суммарная мощность которых может быть равна полной мощности генератора.
Путь тока при питании от собственного генератора: генератор, переключатель питания (положение показано на схеме), автоматический выключатель, конечные выключатели, кольца токоприемника, пакетный выключатель, клеммная сборка пульта управления.
При питании от внешней сети переключатель замыкает пластинами правые контакты с соответствующими верхними контактами, к которым подключен кабель от внешней сети. Путь тока в этом случае: автоматический выключатель, конечные выключатели, кольца токоприемника, пакетный выключатель, клеммная сборка пульта управления.
Электрическая схема крана СМК-7 показана на рис. 60. На кране установлен синхронный генератор типа СГТ-25/6 с самовозбуждением, переменного трехфазного тока напряжением 400 в, мощностью 25 ква. Постоянство напряжения на клеммах генератора обеспечивается стабилизатором напряжения.
Рис. 59. Электрическая схема крана К-2.5-1Э:
1 — генератор; 2 — обмотка возбуждения генератора; 3 и 23 — предохранители; 4 — обмотка самовозбуждения; 5 и 20 — трансформаторы; б — селеновый выпрямитель; 7 — переключатель вольтметра; 8 — сопротивление вольтметра; 9 — вольтметр; 10 — переключатель питания; 11, 15, 22 и 31 — пакетные выключатели; 12 — электродвигатель гидронасоса; 13 — автоматический выключатель; 14 — звонок громкого боя; 16, 17, 18 и 25 — конечные^ выключатели; 19 — токоприемник; 21 — амперметр; 24, 30, 33 и 34 — универсальные переключатели; 26 — электродвигатель грузовой лебедки; 27 и 29 — тормозные электромагниты; 28 — электродвигатель стреловой лебедки; 32 — отопитель; 35 — электродвигатель механизма вращения; 36 — кнопка сигнала; 37 — включатель плафона; 42 — переключатель фары;
На грузовой лебедке главного подъема и механизме вращения установлены электродвигатели с фазовым ротором, управляемые контроллерами. На лебедке вспомогательного подъема, а также стреловой и трелевочной установлены электродвигатели с короткозамкнутым ротором, управляемые универсальными переключателями.
Путь тока при питании от собственного генератора: генератор, предохранители, пакетный переключатель (нижнее положение), кольца токоприемника, блок-контакты Магнитного пускателя (пускатель включен), клеммная сборка пульта управления.
При питании от внешней сети кабель присоединяется к зажимам клеммной коробки. Путь тока в этом случае: пакетный переключатель (верхнее положение), кольца токоприемника, блок-контакты магнитного пускателя, клеммная сборка пульта управления.
Опускание груза лебедкой главного подъема при питании от собственного генератора или внешней сети может производиться при динамическом торможении электродвигателя. Для этого цепи питания должны быть переключены. Источником питания одной фазы двигателя становится селеновый выпрямитель. При нормальной работе контакты универсального переключателя разомкнуты, электромагнит тормоза подключен к контактам. При переключении универсального переключателя в положение «Спуск» контакты замыкаются, а электромагнит тормоза подключается к контактам. Через положение нуль контакты размыкают цепь питания катушки магнитного пускателя и последний снимает с электродвигателя напряжение.
При динамическом торможении электромагнит отключается от контактов — обесточенной части схемы. Через контакты напряжение постоянного тока от выпрямителя подается на обмотку одной фазы электродвигателя, а через контакты электромагнит тормоза подключается к питанию переменным током от генератора. Скорость опускания груза регулируется контроллером.
Для подъема груза универсальный переключатель устанавливают в положение «Работа», нажатием кнопки напряжение подается клеммной сборке пульта управления.
Путь тока при подъеме груза лебедкой вспомогательного подъема: пульт управления, универсальный барабанный переключатель (левое положение — подъем, правое — опускание, среднее — нейтраль), электродвигатель и электромагнит тормоза.
Путь тока при работе генератора на внешнего потребителя: генератор, предохранитель, пакетный переключатель (нижнее положение), клеммная коробка, внешний потребитель.
Цепи управления работают на постоянном токе напряжением 12 б от аккумуляторной батареи системы электрооборудования автомобиля МАЗ-200.
Магнитный пускатель замыкает блок-контакты, чем шунтирует кнопку и ток подается на клеммную сборку пульта управления. Отключается магнитный пускатель нажатием на кнопку «Отключено».
Генератор от перегрузки защищен тепловым реле магнитного пускателя. При его срабатывании магнитный пускатель выключается и разрывает силовую цепь. Возврат теплового реле осуществляется нажатием на кнопку возврата, находящуюся на магнитном пускателе.
При крайнем верхнем положении груза или стрелы срабатывает соответствующий конечный выключатель и разрывает цепь питания электродвигателя. Для последующего опускания груза или стрелы соответствующий контроллер или барабанный переключатель необходимо поставить в положение «Спуск» и вновь включить магнитный пускатель.
На пульте управления имеются амперметр и вольтметр для контроля работы генератора, а также красная сигнальная лампа, загорающаяся при включении магнитного пускателя.
Электрическая схема крана К-52 показана на рис. 61. На кране применен синхронный генератор типа МСА-73/4А переменного трехфазного тока напряжением 400 в, мощностью 30 ква, с машинным возбудителем типа МПВ 11,7/8А постоянного тока напряжением 32 в и мощностью 0,69 кет. Постоянное напряжение на клеммах генератора поддерживается стабилизатором напряжения, который состоит из трансформатора тока, включенного в сеть перед генератором, селенового выпрямителя и сопротивления. Обмотка получает питание от возбудителя, а обмотка — от селенового выпрямителя.
На кране установлены электродвигатели с фазовым ротором, управляемые контроллерами.
При питании от собственного генератора пакетный переключатель переводят в верхнее положение, переключатель устанавливают в рабочее положение в соответствии с включенной передачей в коробке передач автомобиля.
Нажатием кнопки (рис. 62) включения стартера из кабины крановщика или ножной кнопки в кабине автомобиля, питание от аккумуляторной батареи подается на катушку пускового переключателя. Втягивающийся при этом сердечник переключает схему соединения двух аккумуляторных батарей на последовательную работу, и к стартеру для пуска двигателя подается напряжение 24 в.
Нажатием кнопки (рис. 61) питание подается на катушку магнитного пускателя, блок-контакты пускателя, шунтирующие кнопку, замыкаются и питание подается контроллерам
Рис. 61. Электрическая схема крана К-52:
1 и 2 — обмотки возбуждения возбудителя; 3 — возбудитель; 4 — обмотка возбуждения генератора; 5 — генератор; 6 и 11 — автоматические выключатели; 7 — селеновый выпрямитель; 8 и 34 — трансформаторы; 9 и 13 — сопротивления; 10 — пакетный переключатель; 12 — кабель; 14 — вольтметр; 15 — токоприемник: 16, 17 и 18 — сопротивления возбудителя; 19, 20, 21, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29 и 31 — контакты универсального переключателя; 22 — переключатель возбуждения; 30 — электродвигатель лебедки; 32 — электромагнит тормоза; 33 — контакты контроллера; 35 и 44 — контакты магнитного пускателя; 36 и 48 — предохранители; 37 — амперметр; 38 и 45 — кнопки управления; 39, 41, 42 и 46 — контакты цепи управления; 40 и 43 — конечные выключатели; 47 — катушка магнитного пускателя; 49 — сопротивления пуско-регулировочные
При питании от внешней сети отключают автоматический выключатель, пакетный переключатель переводят в нижнее положение, а кабель от внешней сети подключают к трехпо-люсному установочному автомату. Четвертую, нулевую, жилу кабеля подключают к нулевому контакту автоматического выключателя.
Рис. 62. Электрическая схема пуска двигателя крана К-52:
1 — электромагнитное тяговое реле; 2 — кольца токоприемник?; 3 — кнопка управления; 4 — предохранитель; 5 — выключатель освещения; 6 — плафоны; 7 — звуковой сигнал; 8 — реле сигнала: 9 — кнопка сигнала; 10 — пусковой переключатель стартера; 11 — аккумуляторная батарея; 12 — стартер
После этого питающий кабель подсоединяют к внешней сети. Магнитный пускатель включают кнопкой.
Скорость опускания груза при питании от собственного генератора может изменяться динамическим торможением электродвигателя. Для этого источником питания одной фазы статора электродвигателя становится возбудитель.
При переходе через нулевое положение контроллера контакт размыкает цепь питания катушки магнитного пускателя. Контакт, размыкаясь, вводит в цепь возбуждения генератора добавочное сопротивление для ограничения тока в обмотке возбуждения генератора. В связи с повышением напряжения возбудителя при динамическом торможении контакты отключают электромагнит тормоза от обесточенной части схемы. В положении «Спуск» отключаются контакты. Контакты замыкаются и подключают вторую обмотку возбуждения параллельно обмотке возбуждения возбудителя. Ток в обмотках и напряжение в возбудителе резко возрастают. Через контакты напряжение подается на обмотку статора электродвигателя, а через контакты от генератора на электромагнит тормоза. Скорость опускания груза регулируется контроллером.
При подъеме груза универсальный переключатель ставится в положение «Работа», нажатием кнопки 38 включается магнитный пускатель — напряжение от генератора подается в сеть питания электродвигателей.
В схеме предусмотрены следующие блокировки.
При динамическом торможении и промежуточном положении универсального переключателя напряжение генератора резко снижается из-за введения в цепь возбуждения генератора сопротивления. При установке универсального переключателя в положение «Спуск» напряжение генератора восстанавливается с некоторым запаздыванием по отношению к нарастанию магнитного потока статора электродвигателя в связи со значительной индуктивностью цепи. Поэтому электромагнит тормоза включается при полном индуктивном потоке в электродвигателе, что исключает срыв груза.
При питании от внешней сети скорость опускания груза снижается однофазным включением обмотки статора электродвигателя при первом положении контроллера на спуск. Однофазным включением можно пользоваться и при работе от собственного генератора.
Нормальной считается работа на кране при включении третьей передачи в коробке передач автомобиля. При этом в цепь возбуждения возбудителя вводится сопротивление, выключатель размыкается. При включении второй передачи необходимо выключателем шунтировать сопротивление. Возбудитель, а следовательно, и генератор дадут нужное напряжение. При повторном переходе на третью передачу переключателем снова вводят в цепь обмотки сопротивление.
Схемой предусмотрена нулевая блокировка, которая не допускает включать кран в р.аботу (пускатель), если рукоятки контроллеров не находятся в нулевом положении. При снятии напряжения пускатель отключают и цепь питания размыкается. При повторной подаче напряжения пускатель включают кнопкой.
Рассмотрим электрическую схему крана К-Ю4 выпуска после 1960 г. На кране может быть применен синхронный генератор типа ЕС-82-4С или типа МСА-73/4А, который работает на четвертой передаче в коробке передач автомобиля (прямой пере-даче).
Рис. 63. Электрическая схема крана К-104 выпуска после 1960 г. с генератором ЕС-82-4С:
1 — генератор; 2 — обмотка возбуждения; 3 — механический выпрямитель; 4 — обмотка самовозбуждения; 5 и 13 — установочный автомат; 6 — трансформатор тока; 7 — первая вторичная обмотка; 8 — первичная обмотка; 9 — вторая вторичная обмотка; 10 .— омические сопротивления; 12 — пакетный переключа
тель; 14 — кабель; 15 — кольца токоприемника; 16 — частотомер; 17 — вольтметр; 18 — сопротивление к вольтметру; 19, 38, 60 — предохранители; 20 — главные контакты магнитного пускателя; 21 — селеновый выпрямитель; 22 — релейный блок; 23 — трансформатор амперметра; 24 — амперметр; 25 и 27 блок-контакты; 26 и 28 — кнопки управления; 29 — катушка пускателя; 30, 35, 36 и 37 — контакты контроллера; 31, 32 и 33 — конечные выключатели; 34 — контакты ограничителя грузоподъемности; 39 — контроллер кулачковый; 40 «- электродвигатель лебедки; 41 — сопротивления пуско-регулировочные; 42 — электродвигатель тормоза; 43 — электромагнит тормоза; 44 — выключатель ограничителя грузоподъемности; 45 — кнопка звукового сигнала;45 — звуковой сигнал; 47 —фара; 48 а 49 — плафоны; 50 — выключатель освещения; 51 — датчик температуры; 52 — датчик давления; 53 и 56 — переключатели; 54 — указатель температуры; 55 — указатель давления; 58 — аккумуляторная батарея; 59 — амперметр
Электрическая схема крана К-Ю4 с генератором типа ЕС-82-4С показана на рис. 63. Генератор ЕС-82-4С переменного трехфазного тока напряжением 400 в, мощностью 37,5 ква при 1500 об/мин, с самовозбуждением и механическим выпрямителем.
Система возбуждения состоит из трехфазной обмотки, расположенной на статоре, и механического выпрямителя, состоящего из четырех сегментов (разрезного кольца), установленного на валу ротора генератора. Два диаметрально противоположных сегмента закоммутированы между собой. К двум рядом расположенным сегментам присоединены концы обмотки возбуждения генератора. К сегментам коллектора выпрямителя прикасаются электрощетки.
При вращении ротора в обмотке самовозбуждения индуктируется переменный трехфазный ток, который в механическом выпрямителе преобразуется в постоянный, питающий обмотку возбуждения генератора.
Постоянное напряжение на клеммах генератора обеспечивается регулятором напряжения, состоящим из трехфазного трансформатора тока 6, имеющего на каждой фазе .по две вторичные обмотки. Одна вторичная обмотка первой фазы последовательно соединена с другой вторичной обмоткой второй фазы и зашунтирована омическими сопротивлениями.
К трем таким фазовым контурам регулятора напряжения подключены концы обмотки самовозбуждения. Вторые концы этой обмотки подключены к трем электрощеткам механического выпрямителя.
При питании от собственного генератора схема работает так. Включают установочный автомат, пакетный трехполюсный переключатель переводят в положение «Генератор». Нажимая на педаль акселератора (топливоподачу), находящуюся в кабине крановщика, постепенно увеличивают число оборотов двигателя автомобиля и соединенного с ним генератора до номинального значения (1500 об/мин), при этом частота тока по частотомеру должна быть равна 50 гц.
Одновременно с увеличением числа.оборотов напряжение генератора возрастает до номинального (400 в). Если нажать кнопку, питание от сети генератора будет подаваться на катушку магнитного пускателя, главные контакты замкнутся и питание от генератора через токоприемник начнет подаваться на клеммную сборку пульта управления.
На кране установлены электродвигатели с фазовым ротором. Они управляются кулачковыми контроллерами, регулирующими рабочие скорости исполнительных механизмов крана.
Рассмотрим работу схемы при питании от внешней сети. Пакетный переключатель переводят в положение «Сеть», подключают кабель питания от внешней сети и включают установочный автомат. Нажимая на кнопку, включают магнитный пускатель, подающий питание клеммнои сборке пульта управления.
Остановка дизеля производится из кабины автомобиля в соответствии с заводской инструкцией по трехосным машинам.
Отключается напряжение от установки нажатием кнопки. При работе от внешней сети отключается также и кабель.
Защита двигателей от коротких замыканий и аварийных перегрузок обеспечивается предохранителями, установленными на пульте управления. При перегорании одного из них от сети электродвигателя отключается тормоз, вследствие чего затормаживается соответствующий механизм.
Генератор защищен трехполюсным установочным автоматом. При питании от внешней сети предусмотрена защита питающего кабеля и всей установки автоматом.
Цепь управления напряжением 380 в защищена предохранителями. Цепь освещения напряжением в защищена от коротких замыканий предохранителем.
Схемой предусмотрена нулевая блокировка, не допускающая включения крана в работу (магнитного пускателя, замыкающего контакты), если рукоятки всех контроллеров не находятся в нейтральном положении. Такая блокировка достигается включением в цепь катушки магнитного пускателя, нормально замкнутых контактов контроллеров исполнительных механизмов.
Нулевую защиту схемы осуществляет магнитный пускатель. При исчезновении напряжения в период работы крана магнитный пускатель срабатывает и размыкает контакты, отключая цепь главного тока. При повторной подаче напряжения магнитный пускатель можно включить только нажатием на кнопку. Конечные выключатели автоматически отключают двигатель, когда крюк, грейфер или стрела достигнут конечной точки пути.
Цепь освещения и звуковой сигнализации напряжением 24 в, расположенная на поворотной раме, получает питание от аккумуляторной батареи через кольцо токоприемника. Выключатели подают питание на плафоны и фару. Звуковой сигнал включается кнопкой. Контрольные приборы (указатель давления масла 55 и указатель температуры воды 54 двигателя) получают питание от пульта освещения. Через токоприемник они соединены соответственно с датчиками.
Электрическая схема крана К-Ю4 с генератором МСА-73/4А показана на рис. 64. Генератор МСА-73/4А с машинным возбудителем типа МПВ 11,7/8А аналогичен по устройству с генератором, установленным на кране К-52. Отличается он тем, что обмотке возбуждения возбудителя подается дополнительно питание непосредственно от селенового выпрямителя, а также тем, что в цепь питания обмотки возбуждения возбудителя включено сопротивление. В остальном схема и ее работа не отличаются от генератора ЕС-82-4С.
Электрическая схема крана К-Ю4 выпуска до 1960 г. изображена на рис. 65. В системе электропривода применен синхронный генератор типа МСА-73/4А с машинным возбудителем МПВ 11,78А и стабилизатором напряжения вибрационного типа.
Стабилизатор напряжения состоит из трансформатора, вибрационного регулятора и регулируемого сопротивления.
Рис. 64. Электрическая схема крана К-104 выпуска после 1960 г. с генератором МСА-73/4А:
1 — генератор; 2 — обмотка возбуждения генератора; 3 — возбудитель; 4 — обмотка возбуждения возбудителя; 5 и 6 — омические сопротивления; 7 — селеновый выпрямитель; 8 и 11 — установочный автомат; 9 — трансформатор тока; 10 — пакетный переключатель; 12 — кабель; 13 — кольца токоприемника; 14 — частотомер; 15 — вольтметр; 16 — сопротивление к вольтметру; 17 — главные контакты магнитного пускателя
Ток от трансформатора питает обмотку электромагнита. Обмотка электромагнита регулятора питается от генератора. Изменение тока в сети генератора определяет величину тока в трансформаторе. С возрастанием тока нагрузки повышается ток в трансформаторе, вследствие чего электромагнит притягивает подвижный якорек и контакты регулятора замыкаются. Этим шунтируется сопротивление, ток в обмотке возбудителя увеличивается, повышается напряжение, питающее обмотку возбуждения генерал тора, что приводит к повышению напряжения на зажимах. При уменьшении тока в сети генератора напряжение на его зажимах увеличивается, срабатывает электромагнит и контакты регулятора размыкаются. В цепь питания обмотки возбуждения возбудителя будет снова включено сопротивление, чта вызовет понижение выходного напряжения генератора.
В остальном схема и ее работа аналогичны электрической схеме крана К-104 выпуска после 1960 г. с генератором 106 МСА-73/4А и отличаются только тем, что исполнительные механизмы крана имеют колодочные тормоза с электромагнитным управлением.
Электрическая схема крана К-162 приведена на рис. 66. На кране применен синхронный генератор типа ЕС-82-4С переменного трехфазного тока напряжением 400 в, мощностью 37,5 квас самовозбуждением и механическим выпрямителем. Отличается он от генератора, применяемого на кране К-104, тем, что трансформатор стабилизатора напряжения имеет на каждой фазе по одной вторичной обмотке, зашунтированной омическими сопротивлениями.
Рис. 65. Электрическая схема крана К-104 выпуска до 1960 г.:
1— обмотка возбуждения возбудителя; 2 — возбудитель; 3 — омическое сопротивление; 4 — обмотка возбуждения генератора; 5 — генератор; 6 и 12 — установочные автоматы; 7 и 8 — электромагниты регулятора; 9 — вибрационный регулятор; 10 — трансформатор тока; 11 — пакетный переключатель; 13 — кабель; 14 — токоприемник; 15 — вольтметр; 16 — сопротивление к вольтметру; 77 — амперметр; 18 — трансформатор амперметра; 19 — главные контакты магнитного пускателя; 20 — предохранители; 21 — контроллер; 22 — электродвигатель грузовой лебедки; 23 — сопротивления пуско-регулировочные; 24 — электромагнит тормоза; 25 — электродвигатель грейферной лебедки; 26 — электродвигатель стреловой лебедки; 27 — электродвигатель механизма вращения; 28, 32, 35 и 37 — блок-контакты контроллера; 29, 30 и 31 — конечные выключатели; 33 — катушка магнитного пускателя; 34 и 36 — кнопки управления
На грузовой лебедке главного подъема, вспомогательной лебедке и механизме вращения поворотной части крана К-162 применены электродвигатели с фазовым ротором, управляемые кулачковыми контроллерами типа ККТ-61. На стреловой лебедке использован электродвигатель с короткозамкнутым ротором, управление которым осуществляется с помощью кнопок и магнитных пускателей.
Включается силовая сеть крана кнопкой, отключается кнопкой.
Рассмотрим схему работы электропривода грузовой лебедки главного подъема. Двигатель подключен к сети через кулачковый контроллер. В фазы ротора электродвигателя включены сопротивления, соединенные звездой и подключенные к контактам контроллера. В первом положении контроллера все сопротивление введено в цепь ротора двигателя, в пятом положении — выведено. К трем фазам, идущим к статору двигателя, через магнитный пускатель подключен электродвигатель тормоза. При подаче напряжения на двигатель, т. е. включении контроллера, электродвигатель тормоза получает питание и освобождает механизм подъема груза. При обесточивании двигателя тормоз обесточивается и затормаживает механизм.
Лебедка главного подъема может опускать груз как с большой скоростью, так и на пониженных скоростях.
В первом случае универсальный переключатель устанавливают в положение «Нормальная работа», а рукоятку контроллера переводят на спуск. Для остановки груза рукоятку контроллера возвращают в нейтральное положение.
Во втором случае при работе электродвигателя на режиме динамического торможения универсальный переключатель переводят в положение «Замедленный спуск». При этом универсальный переключатель отключает двигатель лебедки от сети переменного тока. Источником питания одной фазы двигателя становится селеновый выпрямитель, преобразующий’ понизительным трансформатором переменный ток в постоянный. Электродвигатель тормоза лебедки остается подключенным к питанию переменным током. При управлении контроллером на спуск, если сила тока, питающего одну обмотку статора двигателя, достигла нормальной величины, тормоз срабатывает и ротор электродвигателя, вращаясь в постоянном магнитном потоке статора, начинает вырабатывать ток, поглощаемый сопротивлением, в результате чего скорость вращения снижается. Скорость опускания груза в первом положении контроллера наибольшая, в пятом — наименьшая.
Для подъема груза рукоятку контроллера переводят в положение на подъем. В первом положении контроллера скорость подъема наименьшая, в пятом — наибольшая. Опускание груза вспомогательной лебедкой осуществляется так же, как лебедкой главного подъема при ее работе с нормальной скоростью. Для остановки груза рукоятку контроллера возвращают в нейтральное положение.
Рис. 67. Электрическая схема освещения и сигнализации крана К-162:
1 — счетчик моточасов; 2 — генератор автомобиля; 3 — аккумуляторная батарея; 4 — амперметр; 5 — предохранитель; 6, 9 а И — переключатели; 7 и 24 — выключатель; 8 — указатель давления; 10 — указатель температуры; 12 — датчик температуры; 13 — датчик давления; 14 — кольца токоприемника; 15 — мотор вентилятора; 16 — мотор стеклоочистителя; 11 — выключатель освещения; 18 и 19 — плафоны; 20 и 21 — фара; 22 — кнопка сигнала; 23 — звуковой сигнал
Синхронная работа двигателей главной и вспомогательной лебедок при грейферной работе крана достигается одновременным изменением позиций обоих контроллеров.
В зависимости от необходимости контроллер механизма вращения переводят в положение «Вправо» или «Влево». Скорость вращения минимальная на первом положении контроллера и максимальная в пятом положении.
Чтобы поднять или опустить стрелу, нажимают соответственно кнопки. Остановка механизма производится кнопкой, включающей реверсивный магнитный пускатель.
Кран К-162 допускает совмещение рабочих операций всех механизмов с раздельным регулированием скоростей.
Защита и блокировка схемы выполнена такой же, как на кране К-114.
Электрическая схема освещения и сигнализации крана К-162 показана на рис. 67. Освещение и сигнализация крана питаются напряжением 24 в от аккумуляторной батареи электрооборудования автомобиля КрАЗ-219.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Электрический привод автокранов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы