Вибраторы ручные электромеханические глубинные (ТУ 22-4666—80) применяют для уплотнения бетонных смесей при укладке их в монолитные конструкции с различной степенью армирования, а также при изготовлении бетонных и железобетонных изделий.
Климатическое исполнение У, категория 2, класс защиты I.
Питание вибраторов осуществляется от сети трехфазного переменного тока.
Устройство вибраторов глубинных с гибким валом. Вибраторы состоят из электродвигателя, вибронаконечника и гибкого вала, токоподводящего кабеля с пакетным выключателем.
Электродвигатель вибраторов ИВ-66 и ИВ-67 состоит из основания, переднего и заднего щитов, статора, ротора, шпинделя, двух подшипников, муфты сцепления и вентилятора.
Вибронаконечник вибратора состоит из герметически закрытого корпуса, внутри которого находится дебалаис-бегунок, соединенный со шпинделем упругой резинометаллической муфтой.
Дебаланс-бегунок при вращении обкатывается рабочей поверхностью по конусной поверхности втулки, составляющей одно целое с корпусом, и создает вибрационные колебания корпуса вибронаконечника.
Рис. 1. Вибратор электромеханический ручной глубинный с гибким валом ИВ-66, ИВ-67
1 — электродвигатель; 2 — гибкий вал; 3 —вибронаконечник
Рис. 2. Электродвигатель вибраторов ИВ-66 и ИВ-67
1 — задний щит; 2 — ротор; 3 — статор; 4 — подшипник; 5 — основание; 6 — шпиндель; 7 — передний щит; 8 — выключатель
Рис. 3. Устройство вибронаконечника вибратора ИВ-47В
1 — сердечник; 2 — корпус; 3 — дебаланс-бегунок; шпиндель; 6 — подшипник; 4 — муфта упругая;
Все наружные соединения корпусов вибронаконечников и гибкого вала с электродвигателем имеют левую резьбу, так как гибкий вал, состоящий из сердечника и защитной брони, рассчитан на вращение только в правую сторону. В целях предохранения гибкого вала от раскручивания на валу электродвигателя предусмотрена муфта сцепления, допускающая одностороннее (правое) вращение.
Принцип работы вибраторов. Нажатием на кнопку «Пуск» выключателя электрический ток приводит во вращение ротор. Крутящий момент от ротора через шпиндель и муфту сцепления передает вращение на гибкий вал, который, в свою очередь, приводит во вращение дебаланс-бегунок, расположенный в вибронаконечнике. Вращение дебаланса-бегунка создает вибрационное воздействие на массу бетона и тем самым уплотняет ее. Для остановки вибратора нажимается кнопка «Стоп» выключателя, и работа вибратора прекращается.
Рис. 4. Устройство вибратора ИВ-102
1 —дно, корпуса; 2 — корпус; 3 — подшипник качения; 4 — дебаланс; 5 — статор; 6 — ротор; 7 — головка; 8 — резинотканевый рукав; 9 — выключатель
Проверка исправности вибраторов с гибким валом и подготовка их к работе. Перед началом работы с вибратором необходимо изучить указания по мерам безопасности.
При подготовке к работе следует произвести осмотр вибраторов и убедиться:
- в надежности затяжки резьбовых соединений;
- в соответствии напряжения и частоты тока сети напряжению и частоте электродвигателя;
- в выходной мощности трансформатора, которая должна быть не менее 1 кВ-А;
- в исправности выключателя;
- в правильности направления вращения вала ротора путем кратковременного пуска электродвигателя.
Если при включении электродвигателя возник стук кулачковой муфты (вал ротора вращается в левую сторону), то необходимо поменять местами две жилы кабеля на зажимах источника питания.
Вибратор электромеханический глубинный ручной со встроенным электродвигателем ИВ-102 состоит из цилиндрического корпуса, вибронаконечника, встроенного электродвигателя, рукоятки с выключателем и провода для присоединения к источнику электроэнергии.
Вал ротора опирается одним концом на подшипник качения, установленный во фланце корпуса, а другим связан с дебалансом с помощью фасонной шпонки.
Электродвигатель включается и отключается выключателем, смонтированным на рукоятке. Вибронаконечник и рукоятка соединены между собой резинотканевым рукавом.
Принцип работы вибратора ИВ-102. Поворотом выключателя до положения «Пуск» включается электродвигатель. Ротор через муфту сцепления со шпонкой передает вращение на вал дебаланса. Вращение дебаланса создает вибрационное воздействие на массу бетона и тем самым уплотняет ее.
Проверка исправности и подготовка вибратора к работе. При подготовке вибратора к работе производится внешний осмотр, в результате которого необходимо убедиться:
- в надежности крепления узлов и элементов вибратора;
- в отсутствии вмятин на корпусе;
- четкости работы выключателя;
- в соответствии напряжения и частоты тока источника электроэнергии техническим данным вибратора.
Проверка исправности вибратора производится путем кратковременного холостого пуска на воздухе. Исправный вибратор издает равномерный звук низкого тона.
Если неисправностей не обнаружено, а обнаруженные устранены, можно приступать к практической работе.
Приемы и порядок работы глубинными вибраторами. Для работы вибратором необходимо включить электродвигатель и убедиться в наличии вибрации вибронаконечника. Для запуска вибронаконечников вибраторов, имеющих наружную обкатку, необходимо 1—2 раза слегка ударить нижней частью корпуса о землю или об опалубку.
При работе вибронаконечник погружают в бетон на всю длину рабочей части. Вынимать вибронаконечник из бетона нужно только при включенном электродвигателе.
Если при работе в бетоне вибронаконечник перестал вибрировать, то необходимо выключить электродвигатель и проверить:
- надежность соединения питающего кабеля;
- величину напряжения, подводимого к зажимам выключателя;
- чистоту конусных поверхностей вибронаконечника.
Во время работы не допускается: натяжение и крутые изгибы гибкого вала, зажим вибронаконечника между стержнями арматуры или между арматурой и опалубкой во избежание перегрузки электродвигателя и преждевременного выхода из строя деталей вибратора. При погружении в бетонную смесь вибронаконечника электродвигатель не должен заметно снижать скорость вращения. Затяжной пуск или заметное снижение скорости вращения при погружении вибронаконечника в бетонную смесь свидетельствует о недостаточной мощности преобразователя частоты тока, малом сечении жил при данной длине питающего кабеля, пониженном напряжении на клеммах выключателя вибратора. Питание вибратора ИВ-102 рекомендуется осуществлять от преобразователя частоты тока ИЭ-9405. При этом допускается подключать к одному преобразователю частоты тока не свыше 3—4 вибраторов.
В условиях низких температур (ниже —10 °С) пуск вибратора затруднен в результате увеличения вязкости жидкой смазки. Поэтому необходимо производить прогрев вибратора путем кратковременного трехкратного включения его в сеть на 10—15 с с интервалом 2—3 мин. После пробного пуска необходимо подтянуть резьбовое соединение головки вибронаконечника с корпусом.
После окончания работы вибронаконечник, гибкий вал и электродвигатель следует очистить от бетонной смеси и грязи и сдать на хранение.
Меры безопасности при работе глубинными вибраторами. Подключение вибратора и все виды ремонта электрооборудования должны производиться квалифицированным электриком.
При работе с вибратором запрещается:
- работать без средств индивидуальной защиты (диэлектрических перчаток и галош);
- допускать к работе посторонних лиц;
- начинать работу вибратором, не убедившись в его исправности;
оставлять вибратор, подключенным к сети, без надзора.
Все виды ремонта вибраторов должны производиться только после отсоединения вибратора от электрической сети.
Техническое обсуживание и смазывание вибраторов проводят с целью поддержания вибратора в технической исправности и готовности к работе.
Технические обслуживания бывают: ежесменные и периодические.
Ежесменное техническое обслуживание проводится ежедневно и включает очистку вибратора от бетона и грязи, протирку токоподводящего кабеля сухой ветошью после окончания работ, подтяжку резьбовых соединений, проверку корпусных и других деталей на наличие трещин и вмятин, исправности изоляции кабеля и четкость работы выключателя.
Периодические технические обслуживания проводятся, как правило, через 50 ч работы вибратора, но не реже одного раза в б мес специалистами в ремонтных мастерских и включают:
- выполнение работ по ежесменному техническому обслуживанию;
- проверки технического состояния вибратора на холостом ходу, в том числе надежность крепления наконечников на клеммах выключателя и состояние контактов не реже 2 раз в месяц:
- измерение сопротивления изоляции;
- устранение обнаруженных неисправностей;
- смазывание узлов вибратора.
Смазывание узлов вибраторов глубинных с гибким валом:
через 50 ч работы смазывают гибкий вал жировой смазкой.
Перед этим гибкий вал предварительно тщательно промывают в бензине и очищают его внутреннюю поверхность от старой смазки.
Смазку наносят на сердечник гибкого вала ровным слоем;
через каждые 200 ч работы заменяется смазка в шарикоподшипниках вибронаконечников и электродвигателя, а также в шарнирном соединении внутри упругой муфты. В качестве смазки для шарикоподшипников применяют смазку марки ЦИАТИМ-203 по ГОСТ 8773-73 или ВНИИ НП-242 по ГОСТ 20421-75. Для шарнирного соединения применяют бензиноупорную смазку.
При сборке вибронаконечника и при соединении его с гибким валом все резьбовые соединения следует уплотнять пастой № 111 по ТУ МХП 2607-51. Допускается уплотнять резьбовые соединения белилами или суриком со льном. Торцы резьбовых соединений должны плотно соприкасаться.
Смазочные масла и консистентные смазки, не рекомендованные для эксплуатации, могут применяться только после официального подтверждения их пригодности предприятием-изготовителем.
Вибратор следует разбирать в специализированных мастерских только в случае крайней необходимости:
- при чрезмерном нагреве корпуса электродвигателя;
- при отсутствии вибрации вибронаконечника;
- при замене смазки.
После каждого ремонта вибратора с его разборкой производят проверку на правильность сборки и испытание вибратора по специальной программе, в которую входят:
- обкатка вибратора на холостом ходу;
- проверка сопротивления изоляции на электрическую прочность;
- измерение звуковой мощности;
- проверка потребляемой мощности и силы тока под нагрузкой.
В случае длительного хранения вибратора наружные металлические поверхности после очистки покрывают смазкой К-17 ГОСТ 10877—76. Хранят вибраторы в отапливаемом вентилируемом помещении при положительных температурах, а также при отрицательных температурах без конденсации влаги в помещении. Помещение для хранения вибраторов оборудуется специальными стеллажами, полками, обеспечивающими их сохранность.
Рис. 6. Устройство вибратора ИВ-91А для поверхностного уплотнения
1 — вибратор ИВ-92А; 2 — основание; 3 — изолирующая тяга; 4 — детали крепления вибратора к основанию
Вибратор электромеханический ИВ-91А (ТУ 22-3552—76) для поверхностного уплотнения служит для уплотнения бетонных смесей методом поверхностной вибрации при бетонировании дорог, тоннелей, аэродромов, полов, а также для уплотнения деталей из железобетона. По условиям эксплуатации вибратор соответствует исполнению V категории 1 по ГОСТ 15150—69 и должен применяться для работы во взрывобезопасной среде, не содержащей агрессивных паров и газов в концентрациях, разрушающих металлы и изоляцию, и в средах, не насыщенных токопроводящей пылью.
Устройство вибратора ИВ-91А. Комплект вибратора ИВ-91А состоит из съемного вибратора ИВ-92А и основания, которое непосредственно контактируется с поверхностным слоем уплотняемого бетона. Вибратор ИВ-92А жестко закреплен на основа-нии болтами. Для ручного перемещения вибратора имеется тяга, служащая изолирующим устройством и средством управления. Тяга крепится к основанию с помощью захватов и может легко переноситься на нужную сторону основания. Для подключения вибратора имеется кабель со штепсельным соединением.
Электрический вибратор ИВ-92А представляет собой трехфазный асинхронный короткозамкнутый электродвигатель, в котором на обоих концах вала ротора попарно установлены эксцентрики, при вращении которых создается вибрация.
Статор электродвигателя встроен в алюминиевый корпус-станину. В верхней части корпуса в коробке, отлитой заодно с корпусом, укреплена клеммная колодка, предназначенная для подключения проводов электродвигателя и питающего кабеля. В нижней части корпуса имеются отверстия для крепления вибратора.
Вал с ротором опирается на два подшипника, запрессованные в щиты. Концы вала с эксцентриками закрыты алюминиевыми крышками. Щиты и крышки стянуты с. корпусом шпильками.
Для регулирования величины вынуждающей силы вибратора используются эксцентрики в двух исполнениях. Эксцентрики, расположенные внутри, имеют по одному шпоночному пазу и занимают постоянное положение, а наружные эксцентрики имеют четыре шпоночных паза, расположенные под определенными углами. Регулирование осуществляется путем изменения положения наружных эксцентриков относительно внутренних.
Принцип работы вибратора PIB-91A. Вибратор включается с помощью пускового устройства. При включении электродвигателя вращающиеся эксцентрики вызывают круговые колебания вибратора, передающиеся основанию и через него бетонной массе.
Проверка исправности и подготовка к работе вибратора ИВ-91А. При подготовке к работе необходимо произвести внешний осмотр вибратора и убедиться в том, что:
- напряжение питающей сети соответствует напряжению электродвигателя;
- резьбовые соединения затянуты прочно;
- отсутствует замыкание на корпус токоведущих частей.
При подключении вибратора необходимо установить эксцентрики в положение, соответствующее выбранной вынуждающей силе. Для этого необходимо снять боковые крышки и стопорные кольца с обоих концов вала, затем наружные эксцентрики установить в нужное положение.
Приемы и порядок выполнения работ вибратором ИВ-91А. Сначала прокладывают питающий кабель таким образом, чтобы при работе он не соприкасался с вибратором, не был натянут или скручен. Для вибрирования бетонной конструкции вибратор с помощью тяги устанавливают на поверхность. Включение вибратора производится пусковым устройством. После пуска вибратора его перемещают по поверхности с помощью тяги с ручкой, за которую берется руками рабочий. После окончания работы вибратор отключают пусковым устройством, отсоединяют от сети, очищают от грязи и осматривают для определения наличия дефектов. Проверяют затяжку гаек и устраняют обнаруженные неисправности.
Меры безопасности при работе с вибратором ИВ-91А. К работе с вибратором допускаются лица не моложе 18 лет, специально обученные обращению с вибраторами и способные оказать первую помощь при поражении электрическим током, а также имеющие не ниже первой квалификационной группы по технике безопасности и прошедшие инструктаж по безопасному производству работ непосредственно на рабочем месте.
Вибратор, предназначенный для эксплуатации, должен быть проверен электромонтером на отсутствие замыканий на корпус и исправность питающего кабеля. Вибратор должен проходить в плановом порядке проверки состояния изоляции не реже одного раза в месяц. Подключение вибратора и все виды ремонта электрооборудования вибратора должен проводить электромонтер, имеющий квалификационную группу не ниже второй.
При эксплуатации вибратора ИВ-91А запрещается:
- включать и выключать вибратор штепсельным соединением, разъединять под токовой нагрузкой;
- работать вибратором при снятой крышке, ограждающей эксцентрики и клеммную колодку;
- работать с неисправным вибратором.
Все виды ремонта и осмотр вибратора должны производиться только после отсоединения вибратора от электросети.
Лица, работающие с вибраторами, обязаны:
- не допускать натяжения, скручивания, образования петель и резких перегибов кабеля;
- не допускать соприкосновения кабеля с горячей и масляной средой, а также случайных механических повреждений его изоляции;
- в случае прекращения подачи электроэнергии во время работы, а также при перерывах в работе и ремонте отключить вибратор от электросети, а затем рассоединить штепсельный разъем;
- перемещать вибратор по бетонируемому участку только с помощью виброизолирующей тяги.
По окончании работы следует:
- отключить вибратор от электросети, а затем рассоединить штепсельный разъем;
- очистить вибратор от загрязнений, затянуть все резьбовые соединения и свернуть кабель;
- доложить мастеру о неисправностях, обнаруженных во время работы.
Техническое обслуживание и смазывание вибратора ИВ-91А. В период эксплуатации вибратор нуждается в ежесменном и периодическом обслуживании.
Ежесменное техническое обслуживание включает:
- очистку вибратора от грязи и пыли;
- затяжку всех резьбовых соединений;
- проверку целостности резиновой оболочки питающего кабеля;
- затяжку установочных болтов.
Периодическое техническое обслуживание проводится через каждые 250 ч работы вибратора и предусматривает:
- выполнение работ по ежесменному техническому обслуживанию;
проверку наличия и состояние смазки в подшипниках, если смазки недостаточно или она загрязнена, ее следует заменить или восполнить в соответствии с картой смазки;
- проверку исправности клеммной коробки, состояния и надежности крепления питающего кабеля;
- проверку сопротивления изоляции относительно корпуса;
проверку крепления эксцентриков и установку стопорных колес;
замену смазки.
Для замены смазки необходимо снять крышки, закрывающие оба конца вала; снять с обоих концов вала стопорные кольца, эксцентрики, шпонки и втулки; вывернуть винты крепления крышек и снять эти крышки; подшипники заполнить консистентной смазкой в соответствии с картой смазки.
Монтаж деталей вибратора выполняется в обратном порядке, при этом необходимо зафиксировать все резьбовые соединения пружинными шайбами. В табл. 9 приведены основные неисправности в работе вибратора и рекомендации по их устранению.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Электромеханические вибраторы"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы