Проверка работы генератора. В конце технического обслуживания немедленно после пуска дизеля при выключенных фарах нужно убедиться по амперметру в том, что генератор отдает зарядный ток аккумуляторным батареям. Стрелка амперметра сразу после пуска дизеля должна показывать величину зарядного тока 10—23 а, а через несколько минут должна находиться вблизи нулевого деления. Если амперметр постоянно показывает большой зарядный ток при исправных батареях, это является признаком того, что реле-регулятор поддерживает повышенное напряжение и нуждается в проверке и регулировке. О ненормальной работе реле-регулятора свидетельствуют также «кипение» электролита в аккумуляторных батареях и необходимость частой доливки дистиллированной воды.
Очистка и проверка генератора и стартера. Снимают с приводного шкива генератора ремень, а с корпусов генератора и стартера защитную ленту с прессшпановой прокладкой. Очищая прокладку, следует убедиться в ее исправности. Приподняв концы пружин, вынимают щетки из щеткодержателей и очищают их.
Следует удалить через смотровые люки в корпусе генератора или стартера грязь с коллектора якоря, щеткодержателей и внутренней стороны крышки чистой тряпкой и продуть внутреннюю полость генератора или стартера сжатым воздухом при помощи компрессорной установки.
Если компрессорная установка для получения сжатого воздуха отсутствует, удаляют грязь и медно-графитовую пыль с деталей генератора или стартера после их снятия и частичной разборки в закрытом помещении.
При обнаружении на поверхностях коллекторов масла следует протереть коллекторы через смотровые люки в корпусе чистой тряпкой, слегка смоченной в бензине.
Если после протирки коллектора якоря генератора обнаружено, что его поверхность темного цвета без политуры и имеет шероховатости и изъяны, значит коллектор обгорел. При незначительном обгорании нужно зачистить и отполировать коллектор.
Для зачистки и полировки коллектора нужно продеть через смотровые люки в корпусе полоску новой мелкой стеклянной или наждачной шкурки № 100—120, ширина которой несколько меньше длины коллектора, и охватить полоской коллектор на 120—180° по окружности. Перемещая полоску, прижимают ее к коллектору и одновременно поворачивают якорь. Вынув полоску шкурки, отполировать коллектор якоря такой же шкуркой, побывавшей в употреблении. Вынуть полоску шкурки, удалить образовавшуюся медную пыль из межламельных пазов коллектора якоря и внутренней полости корпуса сжатым воздухом при помощи компрессорной установки. Если такая установка отсутствует, разрешается зачищать и полировать коллектор якоря генератора или стартера только после их снятия и частичной разборки в закрытом помещении в мастерской.
Наружная очистка и проверка аккумуляторных батарей. Подняв боковины облицовки трактора, следует очистить снаружи от грязи крышки ящика батареи и снять их, а также очистить внутреннюю поверхность крышек и батарей во избежание попадания грязи в электролит и сокращения срока службы батареи.
Электролит на поверхности батареи нужно стереть чистой тряпкой, смоченной в растворе нашатырного спирта или в десятипроцентном растворе кальцинированной (бельевой) соды. При этом необходимо остерегаться попадания электролита на кожу и одежду, так как электролит вызывает ожоги и разрушает ткань. Попавший на кожу электролит нужно немедленно вытереть насухо и нейтрализовать пораженное место десятипроцетным раствором кальцинированной соды или сильной струей воды. Оставлять электролит даже в самом незначительном количестве на поверхности батареи запрещается, так как это вызовет повышенный ее саморазряд. Выплескивание электролита может происходить в большинстве случаев из-за чрезмерно большой величины зарядного тока. При систематическом выплескивании электролита нужно проверить и при необходимости отрегулировать регулятор напряжения.
Следует проверить, нет ли трещин в баках и мастике батарей и не просачивается ли электролит.
Если обнаружены даже незначительные трещины, нужно заменить батареи исправными из обменного фонда и отправить на ремонт в ремонтную мастерскую. Допускается временно (до замены батарей) устранять трещины в мастике, замазывая их мастикой. Запрещается устранять трещины в мастике путем оплавления пламенем паяльной лампы, так как это может вызвать взрыв гремучего газа, скопившегося в элементах батареи.
Следует осмотреть выводные клеммы и наконечники проводов и в случае окисления снять провода и зачистить клеммы и наконечники, сняв минимальный слой металла, чтобы не ослабить контакта; смазать неконтактные части клемм и наконечников техническим вазелином или солидолом. Проверить от руки надежность крепления и плотность контакта наконечников проводов с выводными клеммами батареи и при ослаблении закрепить их. Контактные поверхности наконечников и клемм должны плотно прилегать друг к другу. Следует убедиться в том, что провода, соединяющие батареи со стартером и «массой», не натянуты; при необходимости нужно ослабить их.
Следует проверить, не засорились ли вентиляционные отверстия батареи; засорившиеся отверстия нужно прочистить проволокой. Запрещается работать на тракторе с засоренными вентиляционными отверстиями во избежание скопления внутри элементов батареи газов.
При осмотре батарей ни в коем случае нельзя пользоваться открытым огнем (спички, свечи). После ухода за батареями нужно тщательно вымыть руки с мылом.
В холодное время года батареи следует утеплить войлоком. При стоянке трактора продолжительностью более 5 ч на открытой площадке или в неотапливаемом помещении батареи снимают и хранят в помещении, имеющем температуру выше 0 °С.
Проверка уровня электролита, доливка дистиллированной воды и проверка степени разряженности аккумуляторных батарей. Вывернув пробки из заливных отверстий батарей, опускают поочередно в каждый элемент до упора стеклянную трубку с внутренним диаметром 3—5 мм и длиной 150—180 мм с двумя рисками на расстоянии 10 и 15 мм от конца. Закрывая пальцем верхний конец трубки, приподнимают ее. Высота столбика при этом показывает уровень электролита в элементе. Отпустив палец, сливают электролит и ввертывают пробку. Нормальный уровень электролита должен быть на 10—15 мм выше предохранительного щитка. Проверка уровня электролита металлическими предметами запрещается.
Если уровень электролита понижен, нужно вывернуть из заливного отверстия пробку и плотно надеть ее на вентиляционный штуцер, долить в элемент при помощи резиновой груши дистиллированную воду до уровня на 10—20 мм ниже края заливного отверстия, снять пробку с вентиляционного штуцера, после чего уровень электролита повысится до нормального.
В холодное время года нужно доливать воду в элементы батарей непосредственно перед пуском трактора или при работающем дизеле, чтобы избежать замерзания воды.
Доливать в элементы следует только чистую дистиллированную воду, получаемую в перегонных аппаратах — дистилляторах. Дистиллированную воду можно хранить в стеклянной, фарфоровой, пластмассовой, эбонитовой или свинцовой посуде; нельзя хранить воду в медной или железной посуде. Окислы меди и особенно железа загрязняют электролит, что сильно увеличивает саморазряд и сокращает срок службы батарей. При отсутствии дистиллированной воды допускается применение дождевой или снеговой воды при условии, если она не собиралась с железных крыш и не содержалась в металлической посуде. Такую воду перед использованием следует профильтровать через бумажный фильтр. Применение грунтовой воды (речной, колодезной, родниковой), а также воды из водопровода запрещается, так как в этой воде имеются вредные примеси (железо, хлор и др.), разрушающие батарею.
Рис. 1. Проверка уровня электролита в аккумуляторной батарее
Запрещается доводить уровень электролита до нормы, доливая в элементы электролит. При необходимости доливки электролита нужно заменить батареи исправными из обменного фонда, а старые отправить в ремонтную мастерскую.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Электрооборудование трактора"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы