Проверку и регулировку давления воздуха в шинах передних и задних колес производят в следующем порядке.
Очищают от грязи колпачок вентиля камеры шины каждого колеса, отвертывают колпачок и кладут его на чистое место. Замеряют давление воздуха в шине при помощи шинного манометра (с точностью до 0,1 атм). Проверять давление без манометра, например, по звуку при ударе по шине запрещается.
Для проверки давления воздуха в шинах задних колес, камеры которых заполнены жидкостью, устанавливают трактор так, чтобы вентили камер находились в крайнем верхнем положении, затормозив задние колеса и застопорив педали тормозов. Проверять давление воздуха в таких шинах при ином положении вентилей запрещается во избежание попадания жидкости в шинный манометр.
При двухсменной работе проверяют и регулируют давление воздуха в шинах в конце технического обслуживания, дав шинам остыть. При односменной работе проверяют и регулируют давление воздуха В шинах после перерыва перед пуском трактора.
Величина нормального давления воздуха в шинах колес тракторов МТЗ-5М, используемых в агрегате с навесными и прицепными машинами или двухосными прицепами, необходимо поддерживать в пределах: в передних колесах —1,7 атм и в задних колесах —1,0 атм.
Если трактор работает в агрегате с другими навесными машинами, давление воздуха в шинах необходимо поддерживать в зависимости от нагрузки, приходящейся на каждое колесо. При нагрузках на переднее колесо 520, 800 и 890 кГ давление должно быть соответственно: 1,7; 2,3; 2,7 атм. При нагрузках на заднее колесо 1550, 1650, и 1780 и 1900 кГ давление должно поддерживаться соответственно в пределах: 1,0; 1,1; 1,3 и 1,4 атм. Указанные нормы давлений воздуха в шинах обязательны независимо от времени года и состояния погоды.
При обнаружении резкого снижения давления воздуха в шине необходимо проверить надежность крепления и исправность золотника вентиля. В случае необходимости следует заменить золотник. Для регулировки давления подкачивают воздух в шину или выпускают из нее часть воздуха, нажав пальцем на золотник вентиля. Подкачивание воздуха производят шинным насосом или при помощи специального приспособления от дизеля. Для накачивания воздуха от дизеля форсунку первого цилиндра и прилегающие к ней детали очищают от грязи и вытирают слегка смоченной в бензине тряпкой. Отсоединяют трубку высокого давления и снимают сливную трубку. Для предохранения от загрязнения навертывают на топливоприемный штуцер форсунки защитную гайку-колпачок и заглушают сливной штуцер форсунки защитной пробкой. Снимают форсунку, надевают на распылитель защитный колпачок, закрепляют его или обвертывают распылитель чистой тряпкой либо плотной бумагой и обвязывают шпагатом.
Закрепляют корпус приспособления в отверстии головки цилиндров вместо снятой форсунки. Устанавливают отсоединенную трубку высокого давления в такое положение, при котором топливо может сливаться в какую-либо посуду и не попадать на дизель.
Рис. 1. Приспособление для накачивания воздуха в шину колеса от дизеля:
1 — нагнетательный клапан; 2— впускной клапан; 3— корпус; 4— шланг; 5— штуцер шланга; 6—расширительный резервуар
Рис. 2. Присоединение приспособления к дизелю и шине:
1 — штуцер шланга; 2 —шланг; 3 — корпус приспособления
Пустив и прогрев дизель, переводят его на средние обороты. При этом нужно проверить, поступает ли воздух через штуцер 5 шланга 4 и при необходимости прочистить отверстия в штуцере иглой или тонкой проволокой. Прокачивают воздух через приспособление, чтобы пары топлива перестали выходить из штуцера. Отвертывают колпачок вентиля камеры шины и навертывают на вентиль штуцер шланга. Необходимо убедиться в отсутствии просачивания воздуха через соединения и при необходимости подтянуть их.
Накачивают воздух до нормального давления, периодически проверяя шину на ощупь. При достижении примерно нормального давления нужно отвернуть штуцер шланга и замерить давление воздуха в шине при помощи шинного манометра. Если давление недостаточно, повторяют накачивание воздуха, если велико — выпускают часть воздуха, а затем навертывают на вентиль колпачок.
После накачивания шин следует остановить дизель. Отсоединяя корпус приспособления, снимают с распылителя форсунки колпачок и устанавливают форсунку. Отвертывают с топливоприемного штуцера форсунки гайку-колпачок. Вывертывают пробку из накидной гайки трубки высокого давления и присоединяют ее к форсунке. Вынимая пробку из сливного штуцера форсунки, присоединяют к ней сливную трубку. Заполняя топливную систему топливом, следует убедиться в отсутствии подтекания топлива в местах соединений.
Шинный манометр, насос и приспособление необходимо содержать в исправности и чистоте. Манометр хранить в чехле и оберегать от ударов. Штуцер шланга приспособления после использования обвернуть пыленепроницаемой тканью и обвязать шпагатом. Шинный манометр рекомендуется периодически проверять. Для этого в ремонтной мастерской необходимо установить бачок емкостью 1—2 л с контрольным манометром и вентилем от шинной камеры. Перед проверкой манометра бачок следует заполнить сжатым воздухом под давлением 4—5 атм от компрессора, после чего подачу воздуха прекратить. Наконечник проверяемого манометра прижимают к вентилю бачка и сравнивают его показания с показаниями контрольного манометра. Выпуская воздух через вентиль, сличают показания проверяемого манометра с показаниями контрольного.
Проверка и перестановка шин. Осматривают почвозацепы протекторов шин задних колес. Если почвозацепы на одном колесе изношены больше, следует поменять шины местами.
Снятие и установка шин. Снимать и устанавливать шины приходится при замене поврежденных камер и в случае перестановки шин. Это делают только на чистом полу, деревянном помосте или ровной сухой грунтовой площадке, покрытой брезентом, при помощи тупых монтажных лопаток и ломиков, не имеющих заусенцев и острых углов. Запрещается применять кувалды и ломы во избежание повреждения шин и дисков колес.
Для снятия шины необходимо поставить трактор на ровную площадку, затормозить задние колеса и застопорить педали тормозов при помощи защелки горного тормоза.
Приподнимая соответствующую сторону трактора при помощи домкрата, чтобы колесо не касалось грунта, снимают колесо и кладут его. Отвернув колпачок вентиля камеры, вывернув из вентиля золотник, выпускают воздух из шины. Проталкивают корпус вентиля из отверстия обода внутрь покрышки. Для проталкивания корпуса вентиля камеры заднего колеса отвертывают кожух. Если в камере заднего колеса налита жидкость, следует провернуть колесо до снятия с трактора так, чтобы вентиль занял крайнее нижнее положение. Подставив под вентиль чистую посуду, вынимают из вентиля золотник, спускают из камеры основную часть жидкости и одновременно выпускают воздух, отвернув колпачок и сняв металлическую втулку с ввернутым в нее золотником.
Сдвигают каким-либо тупым предметом вначале один борт покрышки, а затем, перевернув колесо, другой борт с полок обода колеса в углубление. Начинать эту операцию следует со стороны, противоположной вентилю камеры.
Вставив две монтажные лопатки между бортом покрышки и ободом колеса со стороны вентиля камеры на расстоянии 100 мм по обеим сторонам от вентиля и постепенно перемещая их, перетягивают через кромку обода сначала часть борта покрышки у вентиля, а затем весь борт. Вынимают камеру из покрышки.
Камеру заднего колеса с остатками жидкости нужно сложить так, чтобы вентиль расположился на одном конце камеры и выдавить из нее жидкость.
Для снятия покрышки шины с обода колеса следует повернуть колесо снятым бортом вниз. Сдвигая с полки обода в углубление часть другого борта, а с противоположной стороны между бортом и ободом, вставив монтажные лопатки на расстоянии 300—400 мм одна от другой, вынимают из покрышки обод с диском.
Перед установкой шины необходимо проверить состояние обода колеса. Обод, имеющий трещины, вмятины, острые кромки, забоины, царапины или следы ржавчины, следует заменить и сдать в ремонтную мастерскую для ремонта.
Осмотрев покрышку, удаляют из нее посторонние предметы. Протирают сухой тряпкой внутреннюю поверхность покрышки, камеру, обод колеса и припудривают их тонким слоем сухого хорошо просеянного талька из марлевого мешочка. Излишки талька с поверхности деталей нужно удалить во избежание перетирания камеры.
Обод колеса с диском кладут на чистое место. Заводят один борт покрышки через кромку обода, надев один край покрышки, а затем перетягивают остальную часть при помощи монтажных лопаток. Покрышку заднего колеса надевают на обод так, чтобы стрелка на боковине совпала с направлением вращения колеса.
Накачивают немного воздуха, сделав пять-—шесть качаний шинным насосом, чтобы не защемить камеру при установке покрышки. Вкладывают камеру в покрышку вентилем против отверстия в ободе и расправляют ее. Вставляют вентиль в отверстие обода перпендикулярно к поверхности ребра седла обода. Установка вентиля с перекосом запрещается. Слегка привернув кожух закрепляют вентиль заднего колеса в ободе.
Затем заводят через кромку обода часть другого борта покрышки со стороны, противоположной вентилю, и при помощи монтажных лопаток перетягивают остальную часть покрышки, закончив перетягивание около вентиля.
Подкачивают воздух в камеру шинным насосом так, чтобы борта покрышки расправились и заняли правильное положение на полках обода колеса. При этом нужно проверить положение вентиля камеры в отверстии обода. Затянув кожух вентиля заднего колеса, накачать воздух в шину до нормального давления при помощи приспособления от дизеля. При необходимости заполнить камеру заднего колеса жидкостью.
Рис. 3. Снятие покрышки заднего колеса трактора
Установив колесо на трактор, опускают приподнятую сторону трактора.
Для сокращения простоя трактора на техническом обслуживании и обеспечения надлежащего качества операций при снятии и установке покрышек рекомендуется -применять специальные приспособления и инструмент.
Прочие операции ухода за шинами. Для увеличения срока службы шин, кроме ежесменной проверки и регулировки давления воздуха в шинах, необходимо устанавливать трактор для проведения технических обслуживаний, а также при кратковременных остановках в местах, где нет пролитых нефтепродуктов и оберегать покрышки шин от попадания на них топлива и масел; при попадании нефтепродуктов немедленно протирать шины чистой тряпкой.
В жаркое время года при технических обслуживаниях, а также при остановках более чем на 30 мин, покрышки защищают от воздействия солнечных лучей, для чего трактор устанавливают в тени или покрывают покрышки мело-казеиновым составом, который препятствует нагреванию и замедляет процесс самовулканизации. Мело-казеиновый состав приготовляют из неочищенного мела — 75%, казеинового клея — 20, гашеной извести — 4,5, фенола — 0,25 и кальцинированной соды —0,25%- Шины покрывают при помощи кисти
или чистой ветоши. При пуске трактора в работу шины от состава очищать не следует. Если состава нет, нужно предохранять шины °т солнца защитными устройствами (деревянные щиты, соломенные маты, плотная рогожа).
При каждом техническом обслуживании покрышки очищают от грязи, которая повышает буксование шин и способствует прилипанию к ним посторонних предметов (гвоздей, стекла). После очистки нужно внимательно осматривать всю поверхность покрышек, особенно беговые дорожки, приподнимая колеса при помощи домкрата; застрявшие в протекторах предметы немедленно удаляют.
Рис. 4. Приспособление для демонтажа и монтажа шин колес трактора:
1 — рычаг; 2 — цепь; 3 — ломик; 4 — стойка; 5 — подставка; 6 — колпак; 7 — винт; 8 — втулка с кольцом; 9 — предохранитель; 10 — зажимы
Рис. 5. Инструменты (лопатки) для монтажа и демонтажа шин
В случае обнаружения даже незначительных повреждений протектора шину сдают в ремонт, так как такая шина быстро приходит в негодность. Поврежденные камеры нужно заменять запасными из обменного фонда и сдавать в мастерскую на вулканизацию, избегая ремонта камер в полевых условиях. Нужно следить за тем, чтобы вентили камер были постоянно закрыты колпачками во избежание утечки воздуха, а также загрязнения и преждевременного выхода из строя золотников; следует избегать замены неисправных золотников самодельными пробками или заглушками, так как они не позволяют замерять давление воздуха в шинах при помощи манометра.
Рис. 6. Проверка и регулировка осевого зазора в подшипниках переднего колеса: а — проверка; б — регулировка;
1 — корончатая гайка; 2 — колпак ступицы
При перерывах в работе свыше трех дней рекомендуется устанавливать трактор на козлы-подставки так, чтобы шины находились на расстоянии 100—150 мм от грунта, и спускать из камер часть воздуха до 0,7—0,8 от нормального давления.
Проверка и регулировка осевого зазора в подшипниках передних колес. При проведении этой операции необходимо затормозить задние колеса и застопорить педали тормозов, приподнять поочередно левую и правую стороны передней оси, чтобы шина колеса не касалась грунта, проверить на ощупь осевой зазор в подшипниках каждого колеса, передвигая его вручную в ту и другую сторону вдоль оси. При нормальном зазоре 0,1—0,2 мм перемещение колеса не должно ощущаться.
Для регулировки зазора нужно снять колпак ступицы с прокладкой, расшплинтовать корончатую гайку и затЯнуть ее так, чтобы колесо с трудом проворачивалось от усилия руки, приложенного к беговой дорожке покрышки. При затягивании гайки нужно проворачивать колесо для правильного размещения роликов в обоймах подшипников. Отпустить гайку на 1/2 оборота, совместив одну из прорезей гайки с отверстием в полуоси под шплинт. Убедиться в легкости вращения и ощутимом осевом перемещении колеса. Зашплинтовать гайку новым шплинтом. Остановить колпак с прокладкой, проверив ее состояние. Опустить приподнятую сторону передней оси.
Рис. 7. Проверка сходимости передних колес трактора «Беларусь» МТЗ-5М:
а — схема проверки; б — шаблон; А — расстояние между шинами сзади; Б — расстояние между шинами спереди;
1 и 7 — наконечники штанг шаблона; 2 и 6 — штанги шаблона; 3 — втулки; 4 — винт М10Х20; 5 — заглушка
Проверка и регулировка сходимости и углов поворота передних колес. Работа производится в следующем порядке.
После проверки и регулировки давления воздуха в шинах сле-Дует установить трактор на горизонтальную ровную и сухую площадку.
Передние колеса устанавливают вращением рулевого колеса в положение, соответствующее движению трактора по прямой. При помощи специального шаблона замеряют расстояние Б между внутренними краями шин спереди на уровне оси колес и отмечают мелом на шинах места, по которым производился замер. Передвигают трактор вперед настолько, чтобы метки расположились сзади на том же уровне, и опять замеряют расстояние А между метками. Разность расстояний А и Б равна величине сходимости колес и должна быть в пределах 8—12 мм (для трактора МТЗ-5М).
Поворачивают рулевое колесо в одно из крайних положений, а затем в другое, считая число оборотов, затем поворачивают рулевое колесо на половину сделанных оборотов. Необходимо проверить, какое положение заняли колеса. При одинаковых наибольших углах поворота колеса должны занять положение, соответствующее движению трактора по прямой.
Сходимость и наибольшие углы поворота колес регулируются одновременно. Дл* этого нужно установить рулевое колесо в среднем положении, установить правое и левое колеса в положение, параллельное продольной оси трактора, соответственно изменив длину толкающей и поперечной рулевых тяг. Уменьшить расстояние между шарнирами обеих тяг на величину, которая обеспечивается вращением трубы каждой тяги на один оборот. Затянув до отказа контргайки крепления наконечников толкающей тяги и стяжные болты наконечников поперечной тяги, убедиться в правильности регулировки, проверив сходимость и наибольшие углы поворота колес.
Проверка и регулировка рулевого управления. После подтягивания ослабленных креплений деталей рулевого управления, проверки и регулировки осевых зазоров в подшипниках передних колес нужно замерить свободный ход рулевого колеса при помощи автомобильного люфтомера. Свободный ход должен быть не более 15° (1/24 оборота) при положении передних колес, соответствующем прямолинейному движению трактора и не более 30° (1/12 оборота) при повернутых в сторону до отказа передних колесах.
При недопустимом свободном ходе рулевого колеса нужно проверить и отрегулировать зазоры в шарнирных соединениях продельной и поперечной рулевых тяг, а также толкающей тяги. При нормальном зазоре перемещение шарнира наружу и внутрь не должно ощущаться.
Рис. 8. Проверка осевого зазора в подшипниках червяка рулевого управления
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Ходовая часть и рулевое управление трактора «Беларусь»"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы