Влияние вида привода на величину динамической нагрузки может быть рассмотрено на примере механизма подъема ковша экскаватора с рабочим оборудованием прямой лопаты. Наиболее тяжелым режимом работы механизма является стопорение ковша при встрече последнего с непреодолимым препятствием. При этом усилие, действующее на ковш и механизм подъема, а следовательно, и нагрузочный момент на валу двигателя резко возрастают. Для ограничения динамических усилий момент на валу двигателя не должен превышать безопасной величины. Превышение этого предела должно приводить к прекращению движения ковша и остановке приводного вала. Как только нагрузочный момент уменьшится, приводной вал, а следовательно, и механизм подъема ковша должны снова автоматически прийти в движение. Механическая характеристика, отвечающая поставленным выше требованиям, способная ограничить максимальный момент на валу двигателя при перегрузке, получила название экскаваторной или падающей характеристики.
Падающие механические характеристики, представленные на рис. 1, разделяются на жесткие, полужесткие и мягкие. С увеличением жесткости характеристики обеспечивается более полное использование мощности двигателя, что, способствует повышению производительности экскаватора, но с другой стороны, при таких характеристиках соответственно возрастет доля инерционной составляющей динамического усилия, возникающего при стопорении ковша. Падающая механическая характеристика может быть получена при любом приводе.
Ограничение динамических нагрузок может осуществляться за счет специальных предохранительных устройств, вводимых в трансмиссию, электрическую схему (при электроприводе) или непосредственно в конструкцию рабочих органов машины. Широкое распространение получили муфты предельного момента.
Рис. 1. Падающие механическйе характеристики
С точки зрения снижения динамических нагрузок предпочтительно размещение предохранительной муфты в последних звеньях трансмиссии, передающей движение от вала двигателя, в непосредственной близости от исполнительного механизма. Так, у цепных траншеекопателей предохранительная муфта устанавливается на приводном валу ковшовой цепи. В этом случае инерционная составляющая динамического усилия в переходном процессе будет минимальной.
Еще большего эффекта в снижении инерционных нагрузок можно добиться введением предохранительного элемента непосредственно в конструкцию рабочих органов или смежных с ними узлов. Так, у щековых камнедробилок подобным предохранительным устройством является обычно распорная плита.
Что касается защиты, включаемой в цепь электродвигателей в виде различных реле предельного тока и быстродействующих выключателей, то время срабатывания подобных автоматов, как правило, слишком велико (порядка 0,1 с), чтобы предохранить конструкцию от пика напряжения, и они обеспечивают обычно только защиту самих двигателей.
Величина возникающей при внезапном стопорении рабочего органа машины динамической нагрузки определяется моментом, развиваемым на валу двигателя привода, и инерционной составляющей от вращающихся масс трансмиссии и движущихся частей рабочего оборудования машины или всей машины. В большинстве случаев инерционная составляющая — основная.
Снижение динамических усилий может быть достигнуто и за счет факторов, способствующих снижению инерционных нагрузок. Это возможно посредством уменьшения движущихся масс или скоростей их движения, а также путем снижения жесткости конструкции. Так как массы движущихся элементов определяются необходимым запасом прочности, то уменьшение их возможно только за счет применения более качественных и более легких материалов. Эффективно применение сдвоенных, строенных и т. д. приводов механизмов мощных машин, а также использование тихоходных двигателей с безредукторным приводом. Однако последнее увеличивает общую массу машины. Снижение рабочих скоростей движения требует снижения производительности машин и поэтому, как правило, неприемлемо.
Снижение жесткости конструкции машин или их привода, в результате чего переходный процесс растягивается во времени, в ряде случаев оказывается эффективным. Этого можно добиться путем придания конструкции специфической формы, а также включением в систему специальных амортизаторов. Примером снижения жесткости за счет конструктивных изменений могут служить балансирные и подпружиненные натяжные устройства гусениц, мачтово-вантовые конструкции стрел драглайнов. На кафедре «Строительно-дорожные машины» Грузинского политехнического института разработана гидравлическая система управления для землеройно-транспортных машин с повышенным амортизирующим эффектом, который достигается благодаря наличию между распределительным устройством и гидроцилиндрами емкостей.
Рис. 2. Подпружиненное натяжное устройство гусениц
Жесткость амортизирующего элемента должна быть такой, чтобы ощутимые деформации его развивались при достижении нагрузкой значений, близких к предельным, номинальные же нагрузки не должны по возможности вызывать деформации. Для этого жесткость амортизатора должна быть соизмерима с жесткостью наиболее податливого элемента системы.
Системы с неравномерным установившимся движением даже при отсутствии внешних нагрузок могут испытывать ощутимые динамические воздействия. Примером таких систем являются кривошипно-шатунный механизм, цепная передача, многочисленные вращающиеся или движущиеся по криволинейной траектории элементы, на которые действует центробежная нагрузка, и т. д.
В тех случаях, когда возникновение динамических усилий обусловлено самим характером движения механизма (как, например, в цепных рабочих органах), где возникают колебания линейной скорости, устранение их может быть достигнуто введением в привод специальных устройств для выравнивания скорости. В качестве таких устройств могут быть использованы некруглые передачи. В этом случае динамические явления переносятся с рабочего органа на привод, где они менее опасны, а вызываемые ими отказы легче устранимы.
Рис. 3. Гидросистема управления бульдозером с повышенным амортизирующим эффектом
Для тех же целей — устранения неравномерности движения цепного рабочего органа могут быть использованы устройства, подобные изображенному на рис. 5. На приводном шкиве установлен на болте коленчатый рычаг, ролик которого обегает копир в виде многогранника с числом граней, соответствующим числу граней ведущего барабана. Копир неподвижно закреплен на ковшовой раме. К рычагу посредством тяги шарнирно крепится коромысло, связанное с ведущим барабаном. Плечи рычагов и размеры копира подобраны так, что колебания скорости, возникающие в результате работы механизма, компенсируют неравномерность линейной скорости цепи.
Рис. 4. Привод с некруглой звездочкой для цепных передач с равномерной скоростью цепи
Рис. 5. Устройство для выравнивания скорости цепного рабочего органа
Таким образом, путем конструктивных изменений, автоматического регулирования характеристик привода, включения в кинематическую схему машин специальных устройств, амортизаторов 1 и т. д. можно в значительной мере влиять при заданной среде на величину динамических нагрузок. Однако, как свидетельствуют проведенные кафедрой «Строительные машины» МИСИ исследования, не меньшее, а иногда и большее влияние на величину динамических нагрузок оказывают качества оператора, управляющего машиной. Только комплексное рассмотрение всех факторов системы рабочая среда — машина — человек во всем ее многообразии в конечном счете определяет величину возникающих динамических нагрузок.
Следует отметить, что у одноковшовых экскаваторов, щековых камнедробилок и других машин, связанных при работе с неоднородной средой, возникающие перегрузки частично преодолеваются за счет инерции масс рабочего органа и привода. В этих случаях снижение динамических нагрузок необходимо только до безопасных для конструкции пределов.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Факторы, влияющие на динамические нагрузки, необходимость и методы их снижения"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы