Большая часть сцеплений имеет обшивки из асбестового волокна, являющегося весьма теплостойким материалом. Смолистые Материалы, связывающие асбестовые волокна, дают плотную однородную массу, а медная проволока или хлопковая пряжа, с которыми сплетены асбестовые волокна, обеспечивают необходимую прочность на разрыв. Хлопковая пряжа из-за ее чувствительности к нагреву редко применяется в обшивках современных сцеплений.
Одно время широко применялись так называемые прессованные обшивки: их вырубали из листового коротковолокнистого асбеста, смешанного с небольшим количеством связующих веществ. Диски пропитывали асфальтовыми смолами, подвергали в течение нескольких часов действию высокой температуры и после охлаждения правили, сверлили в них отверстия под заклепки и шлифовали. Обшивки этого типа, несмотря на то, что они отличаются дешевизной, в настоящее время практически не применяются, поскольку они относительно быстро изнашиваются и вызывают у сцепления склонность к «дерганию». Другим типом применявшейся раньше обшивки дисков сцепления была обшивка, составленная из кусков асбестовой ленты, изогнутых по дуге, концы которых соединялись вместе при помощи проволочных скобок. Обшивка этого типа также не получила распространения, так как соединение концов было недостаточно прочным и не выдерживало действия центробежной силы при высоких скоростях вращения.
Большинство фрикционных обшивок сцепления современного производства изготовляется из длинноволокнистой асбестовой пряжи. Существуют различные методы изготовления таких обшивок. Наиболее распространен так называемый метод спиральной навивки. В этом случае навивка производится на V-образную оправку, диаметр которой приблизительно равен внутреннему диаметру обшивки. Навивка продолжается до тех пор, пока не будет достигнут наружный диаметр обшивки. Затем образовавшееся кольцо пропитывают специальным составом, помещают в штамп и сильно сжимают под прессом, после чего обшивку подвергают действию высокой температуры. Изготовленные таким способом обшивки обычно также относятся к прессованным, хотя применимость этого термина здесь сомнительна. На рис. 5 показана типичная современная обшивка для дисков сцепления.
При другом методе нить пряжи или несколько нитей одновременно навивается на оправку между двумя дисками. Обшивки, изготовленные этим методом, имеют недостаточную прочность в радиальном направлении, которая лишь немногим больше, чем у обшивок, составленных из кусков асбестовой ленты, изогнутых по дуге. Для устранения этого недостатка была введена так называемая пе-реплетающаяся кольцевая навивка. При такой навивке нити пряжи навиваются зигзагообразно, что придает обшивке радиальную прочность, которая необходима в первую очередь для предотвращения разрывов под действием центробежных сил. Во всех так называемых плетеных обшивках для скрепления асбестовых волокон применяется резина или смолы в соединении с другими связующими веществами или наполнителями. Секрет плавной работы сцепления кроется в правильном выборе пропиточных материалов.
Коэффициент трения обшивок с асбестовой основой при работе по чугуну обыкновенно равен 0,28—0,3.
Обшивки для сильно нагруженных сцеплений. Новый тип прессованной обшивки был предложен фирмой Рейбестос Манхэттен. Обшивка имеет пропитанное специальным составом основание из спирально намотанных асбестовой пряжи и латунной проволоки, которое спрессовано со слоем медно-асбестовой массы. Медно-асбесто-вая сторона, являющаяся стороной трения, составляет примерно половину общей толщины обшивки. Противоположная сторона для улучшения теплоотдачи покрыта алюминиевым составом. Эти обшивки намного легче металлических и могут быть приклепаны к диску, как обыкновенные плетеные обшивки. Они показали хорошую сопротивляемость износу и применяются все шире, особенно в сильно нагруженных сцеплениях. Для тяжелых условий работы сцепления, обусловливающих более жесткое крепление двигателя и большую жесткость рамы, а также учитывая удобство переклепки обшивок, эластичное крепление обшивок к диску признано нежелательным. В некоторых случаях обшивки приклепывают и приклеивают к диску. Это намного увеличивает прочность соединения обшивок с диском и предупреждает повреждения их при высоких скоростях вращения, например при спуске под уклон на низших передачах с выключенным сцеплением.
Рис. 1. Типичная обшивка ведомого диска современного сцепления.
Обшивки для легковых автомобилей часто делают с канавками На поверхности трения, которые препятствуют образованию вакуума между обшивками и поверхностями ведущих элементов при выключении сцепления, облегчая освобождение ведомого диска.
Металлические обшивки. Сцепления с металлокерамическими обшивками применяются для работы в тяжелых условиях. Высокая теплопроводность таких обшивок предотвращает чрезмерное нагревание их, особенно в многодисковых сцеплениях. Фрикционные свойства их практически не меняются при повышении температуры, а износ сравнительно невелик.
Фирмой Веллман изготовляются фрикционные диски из биметаллического материала «Вельветач». Для их изготовления слой фрикционной композиции толщиной 0,25 мм и больше, состоящей из порошковых металлов, графита и других порошкообразных составных частей, опекается с обеими сторонами стального диска.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Фрикционные обшивки"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы