Между требованиями, предъявляемыми к коробкам передач автобусов и грузовых автомобилей, нет большой разницы, за исключением того, что для автобусов не требуется такого большого диапазона передаточных отношений в коробке передач, какой нужен для грузовых автомобилей, и поэтому они могут обходиться меньшим числом передач. Это объясняется тем, что относительная разница в весе автобусов с полной нагрузкой и без нагрузки меньше, чем у грузовых автомобилей, и, кроме того, тем, что автобусы не работают в таких тяжелых дорожных условиях, как грузовые автомобили. Как травило, автобусные коробки передач выполняются трех- или четырехступенчатыми. Трехступенчатые коробки применяются преимущественно на междугородных автобусах, четырехступенчатые — на городских. Работа городских автобусов связана с частыми остановками и разгонами, поэтому они проектируются в расчете на больший коэффициент рабочего объема и имеют более высокое ускорение (и лучше преодолевают подъемы) на высшей передаче, чем междугородные автобусы.
Рис. 1. Трехступенчатая коробка передач автобусов Йеллоу Коуч.
Рис. 2. Трехступенчатая коробка передач автобусов Уайт.
Легкость управления коробкой передач особенно важна для городских автобусов, и по этой причине на автобусах широко применяются коробки передач с синхронизаторами, тогда как на грузовых автомобилях они встречаются лишь как исключение. Здесь необходимо отметить, что в трехступенчатых коробках передач вполне достаточно иметь синхронизаторы только на двух высших передачах, что легко может быть осуществлено. В случае же коробок передач для грузовых автомобилей с пятью и более передачами синхронизаторами необходимо оборудовать четыре высшие передачи, чтобы получить реальный выигрыш в удобстве управления, В автобусных коробках передач применяются почти исключительно постоянно сцепленные шестерни с косыми зубьями (кроме шестерен заднего хода) и зубачтые муфты. Большинство неполадок с коробками передач в последние годы, особенно в городских условиях работы при интенсивном уличном движении, требующем частого и длительного пользования промежуточными передачами, было связано с неудовлетворительной смазкой постоянно сцепленных шестерен, свободно вращающихся на валах. Было предложено два решения этой проблемы: смазка под давлением и применение роликовых подшипников. Установка шестерен на роликовых подшипниках применена в трехступенчатых коробках передач автобусов йеллоу Коуч и автобусов Уайт.
Комбинированная четырех-пятиступенчатая коробка передач. Обычно фирмы, изготовляющие грузовые автомобили, предлагают покупателям каждую модель автомобиля на выбор с четырех-или пятиступенчатой коробкой передач, с высшей прямой или ускоряющей передачей. Фирма Фоден (Англия) разработала конструкцию коробки передач, которая без значительных переделок может выпускаться в четырех- или пятиступенчатом варианте. Продольный разрез пятиступенчатого типа коробки передач приведен на рис. 3.
Четырехступенчатая коробка передач выполнена по обычной схеме с двумя скользящими каретками на ведомом валу и скользящим блоком промежуточных шестерен заднего хода, сцепляющихся с соответствующими шестернями низшей передачи. Для получения пятиступенчатой коробки передач удаляется крышка заднего подшипника промежуточного вала и на ее место устанавливается дополнительный агрегат, показанный заштрихованным. Как видно на фигуре, шестерня низшей передачи основной коробки, свободно вращающаяся на промежуточном валу, снабжена удлинителем с наружными шлицами, на который посажена скользящая шестерня, имеющая на заднем торце внутренние зубья муфтового соединения- Эта шестерня может входить в зацепление с передней шестерней блока промежуточных шестерен. Другая шестерня блока постоянно сцеплена с шестерней, установленной на шлицевом конце промежуточного вала основной коробки и имеющей на своем переднем торце наружные зубья муфтового соединения. Шестерня низшей передачи промежуточного вала основной коробки может быть жестко связана с этим валом через муфтовое соединение-скользящей шестерни дополнительного агрегата и использоваться для получения второй передачи и заднего хода. При включении же двух пар шестерен дополнительного агрегата получается первая передача или замедленная передача заднего хода.
Рис. 3. Комбинированная четырех-пятиступечатая короОка передач грузовых автомобилей Фоден.
Кроме дополнительного картёра и комплекта шестерен, для переоборудования четырехступенчатой коробки передач в пятиступенчатую требуется только специальный удлиненный промежуточный вал. Недостатком конструкции является то, что требуется второй рычаг переключения передач для перемещения скользящей ше стерни дополнительного агрегата.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Коробки передач автобусов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы