Гидросистема служит для управления рабочим оборудованием и поворотом машины.
Гидросистема автогрейдера ДЗ-98 (рис. 36) типична и для других машин.
Рис. 36. Схема гидросистемы автогрейдера ДЗ-98:
1— масляный бак, 2, 17 — насосы, 3 — фильтр, 4 — поток жидкости в гидрораспределитель, 5 — гидрораспределитель, 6 — гидроцилиндр отвала, 7 — гидроцилиндр выноса тяговой рамы, 8 — гидроцилиндр кирковщика, 9 — гидромотор, 10 — цилиндр выноса отвала, 11 — гидроцилиндр усилителя руля, 12 — слив жидкости из гидрораспределителя, 13 — гидрораспределитель рулевого управления, 14 — предохранительный клапан, 15 — муфта сцепления, 16 — порционер (делитель потока)
Гидросистема имеет два самостоятельных контура закрытого типа.
Первый контур представляет собой систему управления рабочим оборудованием. Питание системы обеспечивается насосом, который, забирая рабочую жидкость из бака, нагнетает ее поток в блок гидрораспределителей. Пять секций гидрораспределителя с помощью трубопроводов связаны с гидроцилиндрами двойного действия, предназначенными для подъема-опускания отвала, выноса тяговой рамы, выноса отвала и управления кирковщиком. Одна секция гидрораспределителя связана с гидромотором механизма поворота отвала. В средних и легких автогрейдерах в первый контур входит также гидроцилиндр наклона передних колес. Масло, перепускаемое потоком из гидрораспределителя в бак, проходит через фильтр. Второй контур системы предназначен для питания рулевого управления и поворота передних колес. Кроме того, второй контур автогрейдера ДЗ-98 обеспечивает работу сервомеханизма муфты сцепления . Насос второго контура нагнетает масло из бака в делитель потока, откуда часть жидкости направляется в сервомеханизм муфты сцепления, а часть — в гидрораспределитель рулевого управления.
Рис. 37. Шестеренный насос:
а — устройство, б — схема работы; 1 — болт, 2 — бронзовая втулка, 3 — корпус, 4 — ведомая шестерня, 5 —ведущая шестерня, 6 — уплотнительная прокладка, 7 — крышка, 8 — манжета, 9 —стопорное кольцо, 10 — переливной канал, 11 — отверстие для нагнетания масла, 12 — отверстие для всасывания масла; А — полость высокого давления
В зависимости от положения золотника гидрораспределителя, жидкость направляется в одну из полостей гидроцилиндра усилителя руля или на слив через
фильтр в бак.
В системе предусмотрен предохранительный клапан, с помощью которого регулируется давление в пределах 60—70 кгс/см2. В случае повышения давления клапан перепускает жидкость в бак до гидрораспределителя.
Давление в системе управления рабочим оборудованием регулируется на 100 кгс/см2 с помощью предохранительного клапана, установленного в напорной секции гидрораспределителя.
Гидробаком служит поперечная труба основной рамы автогрейдера. Заливают масло в бак через горловину с фильтрующей сеткой. В баке предусматривается сапун, соединяющий полость с атмосферой, масломер в виде щупа или контрольной пробки и сливная пробка. Для подвода и отвода рабочей жидкости в стенках бака вварены штуцеры.
Шестеренные насосы (рис. 37), применяемые на различных автогрейдерах, отличаются только производительностью.
Насос состоит из двух цилиндрических шестерен, постоянно зацепленных и вращающихся в расточках литого корпуса.
Шестерни выполнены заодно с валами, опирающимися на бронзовые втулки. Положение втулок, которые являются также торцовыми уплотнениями шестерен, фиксируется от поворота. Шейки втулок уплотнены в крышке прокладкой, а хвостовик ведущей шестерни проходит через манжету, прижатую стопорным кольцом. Стык крышки и корпуса также уплотнен прокладкой.
Благодаря такому уплотнению масло не вытекает из полости высокого давления А, соединенной с нагнетательной полостью корпуса насоса. Под давлением масла в полости А торцы втулок прижимаются к торцам шестерен, прижимая, в свою очередь, и торцы втулок с другой стороны шестерен к торцу расточки корпуса. Таким образом образуется уплотнение между всеми внутренними торцами деталей насоса. Причем торцы прижимаются тем сильнее, чем больше давление в нагнетательной полости.
Для разгрузки манжеты 8 полость перед ней соединена с полостью всасывания корпуса каналом. Таким образом масло, просочившееся в полость перед манжетой, отводится во всасывающую полость.
Привод насоса осуществляется через шлицевой хвостовик ведущей шестерни.
Подвод и отвод масла к всасывающей и нагнетающей полостям обеспечиваются по отверстиям, расположенным на обработанных поверхностях приливов корпуса.
Техническое обслуживание при эксплуатации насосов сводится к обеспечению уровня масла в баке и герметичности трубопроводов, особенно всасывающего, так как подсос воздуха приводит к ценообразованию и потере производительности насоса.
Гидрораспределитель является механизмом управления гидросистемы. Он предназначен для направления потока рабочей жидкости от насоса к соответствующим исполнительным механизмам рабочего оборудования — гидроцилиндрам или гидромотору.
Рис. 38. Схема работы секции гидрораспределителя:
а — положение «заперто», б — положение «спуск», в — положение «подъем»; 1, 2, 4, 9, 10 — полости, 3 — золотник, 5 — корпус, 6 — кожух, 7 — пружина, 8 — рукоятка
На автогрейдерах применяются гидрораспределители различного конструктивного исполнения — выполненные в одном блоке или наборные из секций, однако принципиально они подобны.
Гидрораспределитель (рис. 38) состоит из золотника, корпуса и рукоятки управления с рычагом, проходящим через кожух с пружинами.
В корпусе сделано осевое отверстие, к которому подведены сверления ответвляющих полостей. Полость соединяет секцию распределителя с насосом. Полости предназначены для подвода масла к гидроцилиндрам или гидромотору, полости соединяют распределитель со сливом масла в бак.
В положении «заперто» (см. рис. 38, а) пояски золотника перекрывают доступ масла от насосной полости к полостям и слив из них через полости. В этом случае рабочая жидкость, находящаяся в гидроцилиндре или гидромоторе, заперта и управляемый
элемент рабочего оборудования неподвижен. Рабочая жидкость, подаваемая от насоса, пропускается на слив в бак.
В положении «спуск» (см. рис. 38, б) золотник опущен и открыт доступ масла из насосной полости через полость в одну из полостей исполнительного гидроцилиндра. Масло из другой полости гидроцилиндра при перемещении штока выдавливается в полость распределителя и поступает через открывшийся канал в полость на слив.
При подъеме золотника (рис. 38, в) происходит аналогичная картина с противоположными полостями. Таким образом гидрораспределитель обеспечивает возвратно-поступательное перемещение штока гидроцилиндра или вращение вала гидромотора в обе стороны.
Секционный гидрораспределитель объединяет в единый блок напорную, рабочие и сливную секции.
Напорная секция (рис. 39, а) предназначена для подвода рабочей жидкости к рабочим секциям. В ней предусмотрен предохранительный клапан.
Рис. 39. Гидрораспределитель:
а — напорная секция, б — рабочая секция; 2 — обратный клапан, 2 — предохранительный клапан, 3 — пружина, 4 — поршень, 5 — регулировочный болт, 6 — общий слив, 7, 9, 10 — сливная полость гидроцилиндра, 8 — полость подачи масла в гидроцилиндр, 11 — золотник, 12 — корпус, 13 — пружина
При повышении давления в напорной линии свыше заданного (например 100 кгс/см2) рабочая жидкость преодолевает сопротивление пружины, открывает клапан 2 и сливается, снизив давление до нормы. Встроенный в напорную секцию обратный клапан предотвращает противоток рабочей жидкости из гидроцилиндров в насосную линию, а также утечки масла из гидроцилиндров в переливные каналы при включении и выключении гидрораспределителя.
Рабочая секция (рис. 39, б) аналогична изображенной на рис. 38.
В рабочей секции предусмотрена сквозная полость, соединяющая общий слив через все секции при «запертом» положении золотника.
При перемещении золотника любой секции вверх или вниз полость общего слива перекрывается и рабочая жидкость поступает в соответствующую полость этой секции и далее к исполнительному механизму.
Золотник рабочей секции управляется и удерживается в рабочем положении вручную, а возвращается в положение «заперто» под действием пружины.
Регулировка гидрораспределителя заключается в ограничении рабочего давления с помощью предохранительного клапана. Регулируется клапан болтом, поджимающим поршень с пружиной.
Для проверки давления необходимо подсоединить манометр в систему какого-либо рабочего органа и, включив гидрораспределитель, довести шток гидроцилиндра до упора.
Рис. 40. Гидроцилиндр: 1 — шток, 2, 5 — сверления для подачи масла, 3 — манжета поршня, 4 — поршень, 6 — пресс-масленка, 7 — манжета штока, 8 — грязесъемник
Гидроцилиндры (рис. 40) автогрейдеров однотипны. Это гидроцилиндры двойного действия, т. е. обеспечивающие перемещение штока и передачу усилия в обе стороны.
Полость гидроцилиндра, в которой расположен шток, называется штоковой; полость под поршнем — поршневой. Жидкость в полости гидролиндра поступает и вытесняется из них через сверления. Для того чтобы рабочая жидкость не перетекала из полости в полость, на поршне установлены резиновые уплотнительные манжеты, а на штоке — манжета. Кроме того, предусмотрен грязесъемник 8, счищающий грязь со штока при его втягивании в гидроцилиндр.
Техническое обслуживание гидроцилиндров заключается в систематическом удалении грязи и проверке крепления. Шарниры крепления гидроцилиндров к раме и рабочему органу необходимо смазывать согласно карте смазки.
Аксиально-плунжерные гидромоторы (рис. 41) служат для привода механизма поворота отвала.
Рабочая жидкость по сверлениям в корпусе и распределителе поступает в блок цилиндров.
Под давлением жидкости поршни перемещаются в осевом направлении, передавая усилие через шатун фланцу вала. В шарнире соединения шарового наконечника шатуна с гнездом фланца вала это усилие раскладывается на осевую и тангенциальную составляющие. Осевая сила воспринимается радиально-упорными шарикоподшипниками, а тангенциальная сила создает крутящий момент, вызывающий вращение вала.
Рис. 41. Аксиально-плунжерный гидромотор:
1 — вал, 2, 10 —крышка, 3, 4 — подшипники, 5 —корпус, б —шатун, 7—поршень, 8 — блок цилиндров, 9 — распределитель
Сетчатые и пластинчатые фильтры предназначаются для очистки масла от загрязнения. На автогрейдере ДЗ-98 сетчатый фильтр установлен в баке на магистрали слива из рабочих органов (см. рис. 36).
При засорении фильтрующих элементов и увеличении сопротивления проходу масла через них до 2 кгс/см2 открывается перепускной клапан и масло сливается в бак, минуя фильтр.
На автогрейдере ДЗ-31-1 установлен магистральный фильтр (рис. 42). Его крепят к поперечной трубе рамы.
Масло из системы поступает через крышку в отстойник, в котором оседают наиболее крупные частицы загрязнений.
Регулируются предохранительные клапаны фильтров тарированными пружинами.
Техническое обслуживание фильтров заключается в периодической очистке и промывании их в бензине.
Рис. 42. Магистральный масляный фильтр:
1 — крышка, 2 — предохранительный клапан, 3 — фильтрующий элемент, 4 — отстойник
Техническое обслуживание гидросистемы в целом включает периодический осмотр и устранение утечки жидкости из агрегатов, дозаправку системы маслом.
При заправке важно соблюдать правила, обеспечивающие надежное заполнение маслом гидросистемы и удаление из нее воздуха.
В соответствии с инструкцией по эксплуатации автогрейдера ДЗ-98 для полной заправки гидросистемы маслом необходимо кир-ковщик опустить на землю, отвал установить в направляющих в левое крайнее положение и опустить на землю.
Заправляют гидросистему в следующем порядке. Полностью заправляют бак, запускают двигатель, установив частоту вращения 1000—1500 об/мин, поднимают и опускают пятикратно кирковщик, Доводя поршень гидроцилиндра до крайних положений, поднимают отвал на 100—200 мм от поверхности земли, передвигают отвал в направляющих, доводя поршень гидроцилиндра до крайнего положения; операцию повторяют пятикратно. Дают поработать цилиндру выноса тяговой рамы, доводя его поршень до крайних положений четыре раза; при необходимости рычаг цилиндра выноса тяговой рамы переставляют в нужные положения. Опускают отвал на землю. Доливают бак маслом до нормального уровня. Отсоединяют штоки гидроцилиндров подъема от тяговой рамы или же устанавливают автогрейдер на такой участок местности, чтобы можно было поднимать и опускать отвал, доводя поршни гидроцилиндров до крайних положений. Дают поработать каждому цилиндру подъема отвала, доводя поршень до крайних положений пять раз; подсоединяют штоки гидроцилиндров к тяговой раме, если они были отсоединены. Устанавливают рабочие органы автогрейдера в транспортное положение, заправляют бак до нормального уровня. Дают проработать рабочим органам вхолостую в течение 10—12 мин, переводя поршни цилиндров из одного крайнего положения в другое.
Снимают и промывают фильтр гидросистемы. Устанавливают фильтр на место.
Если гидросистему автогрейдера необходимо только дозаправить (в случае ремонта, замены цилиндров или утечки масла), манипуляцию рабочими органами проводят согласно указанной выше последовательности.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Гидросистема автогрейдеров"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы