Для перемещения груза на кране используют лебедку. Лебедка включает в себя барабан, механизм привода, промежуточные передачи, тормозное устройство и опорную станину (раму). По роду привода лебедки делятся на две группы: с машинным приводом и ручным. На стреловых пневмоколесных и гусеничных кранах установлены лебедки с машинным приводом.
Рис. 1. Грузовая лебедка основного подъема крана СКГ-40А:
1,8 — электродвигатели, 2 — барабан, 3,7 — электромагнитные тормоза, 4,6 — редукторы, 5 — рама редуктора
Грузовые лебедки основного подъема стрелковых кранов предназначены для подъема и опускания грузов, лебедки вспомогательного подъема — для подъема меньших грузов на гуське или грейфере.
На рис. 1 представлен общий вид многоскоростной лебедки основного подъема крана СКГ-40А. Кинематическая схема этой лебедки была рассмотрена ранее.
На рис. 2 изображена конструкция лебедки основного подъема крана КС-5363. Лебедка приводится в действие от электродвигателя. Выходной вал электродвигателя соединен с первичным валом трехступенчатого редуктора зубчатой муфтой. На первичном валу редуктора на шлицах посажен шкив колодочного тормоза, управляемого короткоходовым электромагнитом.
Четыре вала редуктора опираются на его корпус с помощью шарикоподшипников.
В редуктор заключены три пары цилиндрических косозубых шестерен. Редуктор соединен с барабаном зубчатой муфтой, одна из половин которой закреплена на выходном валу редуктора, вторая — на валу барабана. Зубчатая муфта одновременно служит одной из опор оси барабана.
Ось барабана с одной стороны с помощью двухрядных роликоподшипников поддерживается опорой. С другой стороны ось соединена зубчатой муфтой с выходным валом редуктора.
Рис. 2. Грузовая лебедка основного подъема крана КС-5363:
1 — электродвигатель, 2, 7 — зубчатые муфты, 3 — тормоз, 4 — электромагнит, 5 — редуктор, 6 — входной вал, 8 ~ барабан, 9 — опора
барабана
На стреловом пневмоколесном кране КС-4361А с одномоторным приводом при рассмотрении кинематической схемы его механизмов понятие лебедки основного и вспомогательного подъема не полностью применимы, так как компоновка механизмов при одномоторном приводе не позволяет четко выделить ту или иную лебедку; многие элементы кинематической цепи механизмов являются передачами для ряда исполнительных органов. Поэтому на данном кране рассмотрена лишь конструкция механизмов, непосредственно связанных с исполнительными органами — барабанами.
На общем валу смонтированы три барабана: грузовой, вспомогательный (грейферный) и стреловой. Все три барабана имеют шарикоподшипниковую посадку и свободно вращаются на валу. Включаются барабаны с помощью пневмокамерных муфт, жестко соединенных с валом, а удерживаются от свободного вращения или от вращения под действием грузов (нагруженных канатов) с помощью ленточных тормозов.
Рис. 3. Многобарабанная лебедка крана КС-4361А:
1, 7, 12, 14 — пневмока мерные муфты, 2, 10 — опоры, 3 — грузовой барабан, 4 — шкив ленточного тормоза, 6, 13 — шланги, 6 — вал, 8 — стреловой барабан, 9 — звездочка, 11 — зубчатое колесо, 15 — шина, 16 — пневмокамера, 17 — тормозной шкив, 18 — грейферный барабан (вспомогательный)
Вал вращается в двухрядных сферических подшипниках опор и приводится в действие от звездочки или зубчатого колеса с шарикоподшипниковой опорой. Колесо приводится с помощью пневматической муфты. Реверсирование вала осуществляется включением цепной передачи с помощью пневмокамерной муфты, смонтированной на реверсивном валу, или включением зубчатого колеса.
Принцип действия пневмокамерной муфты основан на трении шины о поверхность шкива барабана под действием сжатого воздуха.
Муфта состоит из шкива, пневмокамеры и шины. Воздух в пневмокамеры подается через вращающиеся шарнирные соединения с торцов вала (по каналам в нем) и от вала — к камерам (через гибкие шланги). При подаче сжатого воздуха по шлангу в камеру последняя расширяется и прижимает фрикционную ленту шиной к внутренней поверхности шкива барабана.
К внешней поверхности шкива барабана прилегает лента тормоза. Лента состоит из двух частей, соединенных стяжным болтом. Один конец ленты шарнирно укреплен с помощью пальца на косынке, второй конец подсоединен к проушине . Проушина с помощью системы рычагов соединена со штоком гидроцилиндра.
Управление тормозом гидравлическое. При нажатии ногой на педаль гидроцилиндра поршень перемещается влево и через шток и вилку поворачивает рычаг . При этом проушина перемещается вверх и тормоз затягивается (барабан заторможен). Если снять ногу с педали, поршень гидроцилиндра под действием пружины возвратится в первоначальное положение (барабан будет расторможен). Для равномерного отхода ленты тормоза от шкива барабана служит пружина.
Тормоз аналогичной конструкции установлен на грейферном (вспомогательном) барабане.
На стреловом барабане установлены два ленточных тормоза: постоянно замкнутый и регулируемый.
Проушина постоянно замкнутого тормоза укреплена на кронштейне; сбегающий конец ленты тормоза натягивается пружиной. На барабане установлено храповое колесо; с помощью собачки барабан удерживается от вращения. Если необходимо опустить стрелу, собачку выводят из зацепления с храповым колесом с помощью тяги, рычага и пневмокамеры: Ход штока пневмокамеры ограничивает регулируемый (винтовой) упор.
Лента управляемого тормоза, так же как и лента тормоза грузовой лебедки, состоит из двух частей, соединенных стяжным болтом. Равномерный отход ленты от барабана регулируется пружиной оттяжки.
Рис. 4. Ленточный тормоз грузового и грейферного барабанов крана КС-4361А:
1 — стяжной болт, 2, 8 — пружины, 3 — тормозная лента, 4, 5— гайки, 6 — гидроцилиндр, 7 — шток, 9 — вилка, 10, 11 — рычаги, 12 — проушина
Проушина тормоза укреплена на кронштейне с помощью валика, на котором также установлен рычаг, соединенный одним концом с проушиной тормозной ленты, другим — со штоком пневмокамеры.
Натяжение тормозной ленты (торможение стрелового барабана) осуществляется пружиной через тягу, растормаживание ленты — с помощью пневмокамеры.
Рис. 5. Регулируемый тормоз стрелового барабана крана КС-4361А:
1, 3 — тяги, 2, 12 — рычаги, 3, 9 — пневмокамеры, 4, 8 — пружины, 5 — лента постоянно замкнутого тормоза, 6 — оттяжка, 7 — барабан, 10, 18 — кронштейны, 11, 17 — упоры, 14 — лента управляемого тормоза, 15 — собачка, 16 — храповое колесо, 19, 20 — проушины тормозов
Главная и вспомогательная лебедки стреловых кранов снабжены специальными устройствами — канатоукладчиками. Они обеспечивают правильную укладку в ручьи барабана каната и предотвращают сход его с барабана.
Главная лебедка крана КС-6471 оборудована гидравлическим приводом, поэтому конструктивное ее исполнение намного отличается от рассмотренных ранее. Лебедка значительно компактнее (с учетом кратности грузового полиспаста), например лебедки крана КС-5362, хотя грузоподъемность крана, на котором она установлена, выше более чем в 1,5 раза. Лебедка приводится в действие от гидромотора типа 210.25 мощностью 55 л. с, вмонтированного в барабан.
Рис. 6. Главная лебедка крана КС-6471:
1 — вал, 2, 9 — пробки, 3— вал-шестерня, 4 — дисковый тормоз, 5 — кронштейн, 6 — гидроцилиндр, 7 — болт, 8— пружина, 10, стерни, 12 — венец, 13 — барабан, 14 — кронштейн, 15 — гидромотор, 16 — клин
Мощность от гидромотора к исполнительному органу — барабану передается через вал с шарнирным соединением и планетарный редуктор с передачами, вал-шестерню, находящуюся в зацеплении с шестерней; от шестерни мощность передается шестерне, сидящей с ней на общем валу. Шестерня находится в зацеплении с венцом, запрессованным во внутреннюю полость барабана.
На внутренней полости мотор-редуктора смонтирован постоянно замкнутый дисковый тормоз с гидравлическим приводом; внутренние диски тормоза соединены с валом-шестерней.
Рис. 7. Главная лебедка крана ДЭК-251:
1,9 — электродвигатели, 2,8 — тормоза, 3 — тормозной шкив муфты, 4,7 — редукторы, 5,6 — барабаны
В нерабочем состоянии диски сжимаются пружиной и вал-шестерня находится в заторможенном состоянии. При включении лебедки масло поступает в гидромотор и одновременно под давлением — в полость гидроцилиндра. Под действием внутреннего давления в гидроцилиндре его шток смещается вправо, пружина сжимается, диски тормоза размыкаются и барабан начинает вращаться. Тормоз регулируют болтами. Изменяя дросселированием частоту вращения гидромотора, можно осуществлять бесступенчатое регулирование частоты вращения барабана. Это выгодно отличает данную лебедку от лебедок с механическим приводом.
Валы зубчатых передач крепятся в расточках корпуса мотор-редуктора и опираются на шарикоподшипники.
На барабане выполнена кольцевая нарезка. Навивка каната на барабан — четырехслойная. Канат крепят к барабану клином.
Все подшипники и зубчатые колеса смазываются маслом, залитым во внутреннюю полость барабана. Заливают и сливают масло Через пробку. Количество масла контролируют с помощью пробки.
Общий вид главной лебедки (лебедки подъема груза) крана ДЭК-251 показан на рис. 7. В лебедке использована блочная схема двух электродвигателей, тормозов, редукторов и барабанов. Конструкция лебедки позволяет снимать один барабан, оставляя другой на месте, что весьма ценно при ремонте лебедки.
—
На башенных кранах применяют одно-, двух- и многоскоростные лебедки. Поскольку скорость плавной посадки груза является обязательной для лебедок всех типов, то она не учитывается при определении числа скоростей лебедки.
Односкоростные лебедки выполнены моноблочной конструкции на базе редуктора с трехопорным статически определимым опиранием. Моноблоч-ность достигается тем, что двигатель крепят на фланце к редуктору, а барабан лебедки жестко насаживают на выходной вал редуктора. Моноблочность позволяет обойтись без выверки соосности соединений редуктора с двигателем и барабаном, это упрощает монтаж и обслуживание лебедки. Односкоростные лебедки используют на кранах третьей и четвертой размерных групп (КБ-309ХЛ, КБ-402В и др.). Скорость плавной посадки в этих лебедках обеспечивается с помощью тормозной машины ТМ-4А, которая закреплена на фланце на втором быстроходном валу редуктора. Тормозной шкив размещен на свободном валу электродвигателя, а рама тормоза прикреплена к лапам двигателя.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Грузовые лебедки"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы