Крюки и крюковые подвески. Крюки служат для захватывания грузов, которые подвешивают с помощью съемных грузозахватных устройств. Крюки вместе с подвижными блоками полиспаста образуют отдельный узел — крюковую подвеску.
Крюковая подвеска грузоподъемностью 16 т состоит из крюка, траверсы, щек и блоков.
Крюк хвостовиком входит в траверсу и удерживается гайкой, стопорящейся шайбой и винтами. Свободное вращение крюка обеспечивается упорным подшипником, заключенным в кольцо. Траверса закреплена в щеках подвески оседержателями. Щеки соединены между собой втулками. Оси блоков удерживаются от выпадения и проворачивания в щеках специальными гайками. В верхней части щек подвески закреплена ось, на втулке которой помещается коуш с грузовым канатом.
Рис. 1. Крюковые подвески грузоподъемностью:
а — 6,3 т, б — 16 т; 1 — крюк, 2 — предохранительный замок, 3,8 — траверсы, 4 — щека, 5 — шайба, 6 — шпилька, 7, 19— гайки, 9 — штырь, 10 — серьга, 11 — коуш, 12 — канат, 13 — блок, 14 — втулка, 15 — ось, 16, 17 — подшипники, 18 — кольцо
Крюковые подвески кранов различают по грузоподъемности, количеству и расположению блоков. Крюковые подвески грузоподъемностью 6,3 т не имеют блоков, и грузовой канат закрепляется в коуше, соединяемом с верхней траверсой с помощью серег.
Грузовые крюки изготовляют по ГОСТ 2105—75 и 6627—74.
Наибольшая грузоподъемность крюка устанавливается в зависимости от режима работы и типа привода. По этим признакам различают три категории крюков: для ручного привода, для легкого и среднего режимов и для тяжелого режима работы.
Крюки по наибольшей грузоподъемности разделены на номера от 1 до 26. Для каждого номера принято три крюка.
Для стреловых кранов грузоподъемностью от 6,3 до 100 т крюки выбирают соответственно от № 14 до № 26 для легкого и среднего режима работы:
14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 6,3 8 10 12,5 16 20 25 32 40 50 63 80 100
Согласно ГОСТ 22827—77 грузоподъемность стреловых самоходных кранов принимается по определенному ряду и выбор крюков для них производится по тому же ряду, которому соответствуют №№ 14, 16, 18, 20, 22, 24 и 26.
Крюки, предназначаемые для подъема грузов на основной и удлиненных стрелах, называются крюками механизма основного подъема (основными крюками); крюки, используемые для подъема грузов на гуськах, называются крюками механизма вспомогательного подъема (вспомогательными крюками).
Форма крюка препятствует выпадению чалочных канатов, колец, стропов и серег из его зева. Кроме того, грузовые крюки должны быть снабжены предохранительным замком, удерживающим съемное грузозахватное приспособление от самопроизвольного выпадения. Согласно «Правилам» Госгортехнадзора крюки без предохранительного замка можно применять при условии использования гибких грузозахватных приспособлений. Крюки кранов грузоподъемностью 25 т и выше, применяемых на монтажных работах, снабжают предохранительными замками.
Машинист должен следить за тем, чтобы износ крюка в зеве не превышал 10% проектной высоты сечения в этом месте. На крюке не должно быть трещин, надрывов или искривлений. Поломка крюка может вызвать аварию крана, травму людей. На крюке обязательно должен быть указан его номер по ГОСТу, наименование завода-поставщика и год изготовления.
Крюки для стропов изготовляют из стали 20 или из спокойной мартеновской стали.
Грейферы. На стреловых самоходных кранах грузоподъемностью до 25 т в комплект сменного рабочего оборудования входят челюстны ковши — грейферы.
Грейферы применяют на погрузочно-разгрузоч-ных и складских операциях с кусковыми и сыпучими материалами (песком, шлаком, щебнем, гравием). По конструкции различают три типа грейферов: одноканатные, двухканатные и моторные.
Двухканатные грейферы более надежны в работе, лучше заполняются, чем одноканатные и моторные, поэтому ими оборудуют строительные краны.
Двухканатный грейфер подвешивают на стреле крана на поддерживающем (подъемном) и замыкающем канатах, навиваемых на грузовой и грейферный барабаны главной лебедки экскаваторов-кранов или на барабаны двух лебедок стрелового крана. Поддерживающий канат служит для подъема и опускания грейфера, закрепляемого на канате головкой.
Рис. 2. Двухканатный грейфер:
а — грейфер опущен на перегружаемый материал, б — зачерпывание материала, в — подъем заполненного грейфера, г — разгрузка грейфера; 1,2 — поддерживающий и замыкающий канаты, 3, 8 — верхняя и нижняя головки, 4 — тяга, 5 — блок, 6 — челюсть, 7 — оттяжной канат-успокоитель
С головкой шарнирно соединены тягами ковшеобразные челюсти. Челюсти также шарнирно соединены между собой в нижней головке, в которой проходит замыкающий канат. Для уменьшения раскачки грейфера и предотвращения закручивания основных канатов к грейферу прикрепляют оттяжной канат-успокоитель. Канат натягивается специальным грузом, перемещаемым в направляющих, которые укреплены внутри стрелы крана.
Для набора материала ослабляют замыкающий канат, что сопровождается опусканием тяжелой нижней головки с блоками и разведением челюстей в стороны. В таком положении грейфер на поддерживающем канате ускоренно опускают на материал, что позволяет дополнительно использовать кинетическую энергию падающего грейфера и сильнее заглублять челюсти ковша. После этого ослабляют поддерживающий канат и начинают выбирать замыкающий канат, благодаря чему нижняя головка подтягивается вверх, увлекая за собой челюсти. Челюсти, смыкаясь, захватывают материал. Чтобы увеличить усилие врезания челюстей в материал, замыкающий канат запасовывают между блоками головок в полиспаст. После набора материала в ковш грейфера включают лебедку замыкающего каната и затем лебедку поддерживающего каната, перенося грейфер к месту разгрузки одновременно на двух основных канатах. Над местом разгрузки грейфера растормаживают лебедку замыкающего каната и ослабляют его, что вызывает автоматическое размыкание челюстей под действием собственной массы и опоражнивание ковша.
В отличие от одноканатного грейфера двухканатный можно разгружать на весу в любом положении, что значительно сокращает продолжительность цикла (особенно эффективно на массовых перегрузочных работах с сыпучими грузами)..В случае навивания поддерживающего каната грейфер можно разгружать при заторможенной лебедке замыкающего каната.
Емкость двухчелюстных грейферов, применяемых на стреловых кранах грузоподъемностью до 25 т, — от 0,4 до 2 м3 с насыпной массой перемещаемого материала от 500 до 1700 кг/м3.
Грейферы должны быть снабжены табличкой с указанием завода-изготовителя, номера, собственной массы, емкости и насыпной массы материала, для которого предназначен грейфер. Суммарная масса грейфера и поднимаемого в нем материала не должна превышать грузоподъемности крана на данном вылете крюка.
Масса поднимаемого грейфером материала определяется как произведение насыпной массы на емкость грейфера (геометрическая емкость ковша плюс объем «шапки», образуемой углом естественного откоса и размером ковша по верху).
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Грузозахватные органы крана"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы