Производительность стреловых самоходных кранов и безопасность производства работ в большой степени зависят от правильного выбора и рациональной эксплуатации грузозахватных и монтажных приспособлений.
Грузозахватные и монтажные приспособления и устройства разделяются на две группы: съемные, навешиваемые на крюк крана, и съемные, устанавливаемые на монтируемых элементах. В первую группу входят универсальные и специальные стропы, универсальные и специальные траверсы, захваты клещевые и подхваты, электромагнитные и вакуумные захваты, грейферы, бадьи. Ко второй группе относятся кондукторы и шарнирные связи.
Каждый стреловой самоходный кран снабжен комплектом грузозахватных приспособлений и приспособлений для временного закрепления и выверки монтируемых конструкций. Количество и номенклатура этих приспособлений должны соответствовать технологической карте Монтажа данного объекта или оборудования. Наиболее распространенными и простыми по конструкции устройствами для захвата различных грузов и подвеса их на крюке крана являются стропы и траверсы. Стропы и траверсы, предназначенные для подъема различных грузов, деталей и конструкций, называются универсальными. Стропы и траверсы, конструкция которых рассчитана для подъема ограниченного количества элементов, называются специальными.
Рис. 25. Стропы:
а — универсальный на сплетке, б ~ универсальный на сжимах, в — облегченный с петлей, г — облегченный с петлей и крюком, д — облегченный с петлей и карабином; 1 — сплетки, 2 — сжим, 3 — петля, 4 — крюк, 5 — карабин
Грузовые стропы грузоподъемностью от 0,32 до 32 т изготовляют по ГОСТ 15150—69 следующих типов: 1СК — одноветвевые; 2СК — двухветвевые; ЗСК—трехвет-вевые; 4СК—четырехветве-вые; УСК1 — двухпетлевые универсальные; УСК2 — исполнения 1 и 2.
Универсальный строп (рис. 25) представляет собой канатную петлю. Концы каната соединены на сплетке или на сжимах.
Рис. 26. Четырехветвевой строп «паук»:
1 — скобы, 2 — гайка, 3 — канат, 4 — карабин
Облегченный строп представляет собой отрезок каната, на концах которого прочно закрепляют крюки, скобы, серьги или карабины. С помощью петли строп надевают на крюк крана. Все детали стропа, за исключением карабина, глухие, неразъемные; их используют для образования петель при обвязке поднимаемых грузов, а также для временного соединения с монтажными петлями, скобами и крюками, закрепляемыми на строительных конструкциях и деталях.
Для подъема плит перекрытий, длинномерных и пакетированных грузов применяют двух- и четырехветвевые стропы. Последние представляют собой облегченные стропы (два — четыре), подвешенные к кольцу или скобе. В четырехветвевом стропе «пауке» (рис. 26) канаты попарно соединяют через две скобы, которые в свою очередь надевают на третью скобу.
Рис. 27. Полуавтоматические стропы:
о — для монтажа ферм, б — для монтажа балок и прогонов; 1 — серьга, 2 — ролик, 3 — запорный штифт, 4 — стакан, 5 — канатик, в — канат, 7 — монтируемая конструкция, 8 — пружина, 9 — вилка, 10 — канатная петля
Такая конструкция обеспечивает равномерное распределение нагрузок от поднимаемых деталей на все четыре ветви стропа.
Простым и эффективным грузозахватным приспособлением являются полуавтоматические стропы; их применяют для захвата деталей, не имеющих монтажных петель и скоб. Полуавтоматические стропы позволяют ускорять съем поднимаемых конструкций с крюка крана без подъема к месту строповки.
Принцип действия полуавтоматического стропа (рис. 27) заключается в следующем. Канат стропа соединяют с вилкой или навешивают на ролик, помещаемый на запорный штифт. Штифт входит в стакан и упирается в пружину. Строп подвешивают на крюк крана серьгой или канатной петлей.
Рабочий с помощью канатика с перекрытия возводимого сооружения выдергивает штифт и освобождает канаты вместе с монтируемой конструкцией от крюка крана.
На рис. 28 показан строп с полуавтоматическим захватом. Строп крепят к захвату, который серьгой подвешивают на крюк крана. Одним концом строп надевают на ось, а другим на шток. Шток может перемещаться в направляющих и удерживать или освобождать канат. Удерживать канат штоком помогает пружина. Для освобождения каната и преодоления усилия пружины служит рычаг, соединенный с электромагнитом. Включая на расстоянии (дистанционно) электромагнит, заставляют рычаг поворачиваться влево, сжимать пружину и перемещать шток, который при этом освобождает канат и вместе с ним монтируемую конструкцию. После этого поднимают крюк крана вместе со стропом.
Грузоподъемность стропов указывают при угле между ветвями 90°.
Рис. 28. Строп с полуавтоматическим захватом:
а — захват, б — схема подъема конструкции; 1 — захват, 2 — ручка, 3 — рычаг, 4 — серьга, 5 — электромагнит, 6 — шток, 7 — пружина, 8 — ось, 9 — канат, 10 — монтируемая конструкция
При использовании стропа необходимо следить за равномерной загрузкой отдельных его ветвей.
Стропы отличаются следующими недостатками: при подъеме крупноразмерных (длинных) конструкций гибкие стропы занимают значительную полезную высоту подстрелового пространства; в поднимаемых элементах и деталях при небольших углах наклона стропов к горизонтали возникают сжимающие усилия, которые в ряде случаев превышают расчетные нагрузки; осложнены, а иногда и невозможны подъем и установка колонн в вертикальном положении.
Рис. 29. Балансирная траверса для подъема перегородок:
1— серьга, 2 — канат, 3 — рейка для крепления крюка, 4 — траверса, 5 — крюк, 6 — петля
Отмеченные недостатки устраняются при использовании стропов с жесткими элементами — траверс или комплекта приспособлений из траверс и захватов.
Крупноразмерные перегородочные панели поднимают балансирной траверсой (рис. 29), оснащенной жесткими металлическими тягами с петлями по концам. В эти петли закладывают штыри, на которые опирают перегородки.
Железобетонные балки и фермы поднимают траверсами с гибкими захватами, удерживающими монтируемые элементы в двух — четырех точках (рис. 30).
С помощью вилочного подхвата или траверсы с коромыслами, к концам которых закрепляют цепи с крюками, можно поднимать одновременно несколько плит покрытий.
На монтажных работах и на складских операциях для подъема и Перемещения тавровых и двутавровых железобетонных и стальных балок иногда используют клещевые захваты.
Клещевой захват состоит из шарнирно соединяемых рычагов — клещей. Клещи с помощью жестких или гибких цепных подвесок закрепляют по концам траверсы, подвешиваемой на квюк крана. Клещевые захваты не требуют монтажных петель и скоб в железобетонных элементах.
Для временного закрепления монтируемых элементов предназначены кондукторы. Конструктивные исполнения кондукторов различны: они зависят от вида монтируемых элементов и месла установки.
Рис. 30. Траверса длт подъема балок с фонарем
1 — траверса, 2 — коромысло, 3 — строп, 4 — захват
Для временного закрепления и выверки колонн многоэтажных зданий, устанавливаемых на оголовки нижестоящих колонн, применяют кондукторы.
Монтажные и грузозахватные приспособления должны быть стандартными, заводского изготовления. Кроме того, они должны иметь клеймо или прикрепленную бирку. Каждое приспособление, эксплуатируемое в строительно-монтажной организации, получает инвентарный номер. Данные на бирке выбивает завод-изготовитель, а величины этих данных вносит монтажная организация. Сначала ставят наименование приспособления, номер его, зарегистрированный в книге, и год изготовления, затем грузоподъемность приспособления в т; далее число, месяц и год очередного испытания и, наконец, название монтажного управления и треста.
При использовании грузозахватных приспособлений необходимо помнить, что запрещается эксплуатация приспособлений, имеющих какой-либо дефект: трещины, искривления, изломы, обрывы проволочек (сверх допускаемого количества), неполное количество или помятые витки резьбовых соединений и др.
В период временной консервации, при перерывах в работе приспособления необходимо хранить в закрытых помещениях на стеллажах или в ящиках; металлические элементы и части должны быть окрашены масляной или другой антикоррозионной краской, а трущиеся сочленения покрыты смазочным материалом; на стройке должен быть ответственный для наблюдений за правильным использованием и хранением приспособлений.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Грузозахватные съемные приспособления"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы