Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Рабочее оборудование кранов

Публикация:
   Стальные канаты кранов

Читать далее:




Стальные канаты кранов

В стреловых кранах в качестве тягового органа для механизмов основного и вспомогательного подъема, полиспаста подъема стрелы и грейфера применяют стальные проволочные канаты (ГОСТ 3077—69, 3070—74, 3071—74).

Канат состоит из стальных проволочек, свитых в пряди. Пряди в свою очередь навиты вокруг сердечника из органического волокна, пропитанного смазочным материалом. Сердечник служит источником смазывания внутренних проволочек каната при его изгибах на барабанах и блоках. В отдельных случаях применяют канаты с металлическим сердечником. По направлению свивки проволочек и прядей в канате различают канаты односторонней свивки и канаты крестовой свивки (рис. 13). При односторонней свивке проволочки в пряди и пряди в канате свиты в одном направлении. Такие канаты обладают достаточной гибкостью, но легко раскручиваются. При крестовой свивке направление проволочек в прядях и прядей в канате противоположно, что делает их более устойчивыми против раскручивания. На стреловых кранах применяют в основном канаты крестовой свивки.

В зависимости от диаметра проволочек различают канаты нормальной структуры (пряди состоят из проволочек одного диаметра) и комбинированной структуры (пряди состоят из проволочек различного диаметра). Кроме того, стальные канаты разделяются на обыкновенные и нераскручивающиеся, которые после удаления концевых перевязок не раскручиваются. Нераскручивающиеся канаты особенно эффективны для грузовых полиспастов кранов с большой высотой подъема крюка.

По роду касания проволочек в прядях различают три типа канатов: с точечным касанием — ТК; с линейным касанием — ЛК; с точечным и линейным касанием — ТЛК.

В кранах рекомендуется применять канаты ЛК и ТЛК. Канаты ЛК, свитые из проволочек различного диаметра, более износоустойчивы и обладают повышенной прочностью по сравнению с канатами ТК.

Рис. 13. Стальные канаты:
а — шестипрядной односторонней свивки, б — шестипрядной крестовой свивки

На кранах применяют стальные канаты из шести прядей с числом проволочек или марки. Для стропов используют канаты с числом проволочек и более, а для расчалок — 19. Временное сопротивление разрыву каната составляет 160—180 кгс/мм2.

Для характеристики стальных канатов, включающей их основные данные, применяют условное обозначение. На первом месте указывают диаметр каната, на втором — назначение каната, на третьем — механическое свойство проволоки, на четвертом — условия работы, на пятом — сочетание направлений свивки элементов каната, на шестом — способ свивки, на последнем месте — маркировочную группу по временному сопротивлению разрыву проволоки. В конце приводят номер ГОСТа, в соответствии с которым изготовлен канат.

Работоспособность каната в значительной степени зависит от его качества, которое характеризуется чистотой каната и отсутствием петель. Петли на канате образуются в результате неправильного его разматывания из бухты или катушки; при натяжении каната петли вызывают заломы. В местах заломов проволоки перегибаются и ломаются, деформируется все сечение каната, включая сердечник. Деформированные места каната при работе подвергаются интенсивному изнашиванию, а сердечник размочаливается и выходит из строя.

Канат следует рубить зубилом в специальном приспособлении с направляющими или ножницами гильотинного типа. До начала рубки канат в двух местах перевязывают мягкой проволокой, что исключает его расплетение после разрубки.

Расчет канатов и выбор исходных данных следует производить в соответствии с «Правилами» Госгортехнадзора.

Если в сертификате или в свидетельстве об испытании дано суммарное разрывное усилие, усилие Р должно быть определено умножением суммарного разрывного усилия на 0,83 или на соответствующий коэффициент, определенный по ГОСТу на канат выбранного типа.

Режим работы стреловых кранов устанавливается также по режиму работы механизма основного подъема, характеризующегося относительной продолжительностью включения ПВ двигателя этого механизма.

Для стреловых кранов при работе с крюком принимаются два режима работы: легкий и средний, а при работе с грейфером — тяжелый режим.
Режим работы стреловых кранов устанавливается по табл. 4 и может быть ориентировочно принят также в соответствии с видом выполняемых операций (при интенсивной загрузке): монтаж сборных конструкций, складские операции — легкий; вертикальное транспортирование штучных грузов и деталей — средний; перегрузочные операции с применением грейфера — тяжелый.

Таблица 4.
Режим работы крана

Значение допускаемого коэффициента запаса прочности стальных канатов для стреловых самоходных кранов следующее:

Грузовые и стреловые канаты при режиме работы крана:
легком – 5;
среднем – 5,5.

Растяжки стрелы (канатные тяги) при креплении:
через коуш – 4,0;
через уравнительный блок – 3,5.

Канаты:
грейферные (одноканатные) – 5,0;
тяговые (для грузовой тележки) – 4,0;
монтажные (для монтажа крана) – 4,0;
Стреловые (для опускания в диапазоне нерабочих вылетов) – 3,5;
Коэффициент запаса прочности каната для стропов принимается не менее 6.

При обнаружении в канате обрывов проволочек, уменьшения диаметра каната, а также вмятин, раскрученных прядей работа на кране должна быть немедленно прекращена.

На изнашивание каната и надежность работы влияют соответствие диаметра каната диаметру барабана лебедки и блоков, качество навивки на барабан, способ крепления, внешнее состояние.

Для стреловых кранов коэффициент е принимают равным 16—20 в зависимости от режима работы механизма основного подъема. Меньшее значение соответствует легкому режиму, а большее — тяжелому.

Концы канатов должны быть надежно закреплены на барабанах лебедок, в крюковой блочной обойме, на полиспастной обойме, на металлоконструкциях крана. Нарушение надежного крепления каната может привести к серьезной аварии крана, повреждению поднимаемых деталей и даже к человеческим жертвам.

Существуют следующие способы закрепления канатов: с помощью клина, накладных прижимающих планок, клиновых зажимов, петли на зажимах, петли на заплетке, втулки с заливкой металлом.

К барабану канат крепят посредством клина, прижимающего канат к стенкам барабана, или с помощью накладных планок, зажимающих болтами канат на поверхности барабана. Последнее крепление наиболее распространено, так как позволяет достаточно просто его контролировать и регулировать натяжение болтов. При креплении каната учитывают его вытягивание под действием наибольшего усилия во время работы.

Рис. 14. Детали крепления канатов:
а — стальной коуш, б — обыкновенный сжим, в — рожковый сжим, г — соединение концов канатной петли сжимами

На частях крана канат закрепляют с помощью петли на конце каната или клиновым зажимом. Петли всегда накладывают на стальной коуш (рис. 14, а), который предохраняет канат от резкого изгиба. Свободный конец каната петли должен быть надежно закреплен на основной ветви. Чаще всего закрепляют конец каната петлей на сжимах. Применяют обыкновенные или рожковые сжимы (рис. 14, б, в). Количество сжимов на канате зависит от нагрузки на него и определяется расчетным путем; их должно быть не менее трех. Расстояние между сжимами и их количество устанавливают в зависимости от диаметра каната по табл. 5.

Все гайки сжимов должны быть расположены со стороны длинной ветви петли (рис. 14, г). Плотность стягивания двух концов петли считается нормальной, если поперечник каната после сжатия составляет 0,6 его номинального диаметра. Петлю и ее крепление проверяют натяжением каната под нагрузкой, после чего дополнительно затягивают гайки сжимов до указанного предела.

Таблица 5.
Количество сжимов и расстояние между ними

К металлоконструкциям крана канаты крепят клиновыми зажимами с литым или составным корпусом (рис. 15). Заделывать конец каната можно сплеткой. На соединяемом участке каната должно быть обеспечено правильное положение и одинаковое натяжение прядей каната. Сплетку канатов должен выполнять опытный специалист на станках в мастерских или на ремонтном заводе.

Рис. 15. Клиновые зажимы:
а — с литым корпусом, б — с составным корпусом; 1 — корпус, 2, 3 — клинья, 4 — ось, 5 — болт

Сращивание канатов стреловых кранов на прямых участках не допускается.

Во время работы крана машинист обязан следить за состоянием всех канатов, особенно за грузовым и стреловым, проверять качество его крепления, очистки и смазывания. Чистый канат меньше изнашивается, так как отдельные проволочки лучше покрываются смазочным материалом, предохраняются от коррозии и абразивного истирания при трении о барабаны и ролики.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Рабочее оборудование кранов

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Стальные канаты кранов"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства