Состояние системы охлаждения в значительной степени влияет на нормальную работу двигателя. Если система охлаждения неисправна, то ухудшается температурный режим работы двигателя — он перегревается, что приводит к поломкам деталей поршневой группы, к выходу из строя головки цилиндров.
Для того чтобы обеспечить нормальную работу двигателя в процессе эксплуатации, при обслуживании системы охлаждения следует выполнять следующие правила и рекомендации:
- заполнять систему охлаждения чистой водой, обращая внимание на степень насыщенности ее минеральными солями (жесткость). Жесткая вода образует на стенках водяных рубашек двигателя накипь, которая резко ухудшает теплоотдачу и приводит к перегреву двигателя. Жесткую воду смягчают кипячением, при этом предварительно добавляют на 60 л воды 40 г каустической соды: 10—17 г на 10 л (ведро) воды, после чего воду фильтруют;
— нельзя применять воду, содержащую хлор и сернокислые соли, так как эти примеси выводят из строя (разъедают) трубки водяного радиатора. Заливать воду через воронку с сеткой, пользоваться чистой посудой;
— не запускать двигатель без воды в системе охлаждения. Даже кратковременная работа двигателя без воды приводит к образованию трещин в головке цилиндров и заклиниванию поршня пускового двигателя во время запуска;
— необходимо систематически проверять уровень воды в радиаторе и своевременно доливать воду. Система охлаждения всегда должна быть полностью заполнена;
— холодную воду в систему охлаждения перегретого двигателя надо доливать постепенно и только при работающем двигателе. Невыполнение этой рекомендации может послужить причиной резкого переохлаждения блока и появления трещин. Поэтому же нельзя заливать зимой слишком горячую воду в холодный двигатель;
— открывая заливную пробку радиатора, необходимо соблюдать осторожность, защищая лицо и руки от ожогов кипятком и паром.
После пуска основного двигателя и перед тем, как начать работу, следует убедиться в отсутствии течи воды в соединениях патрубков и шлангов. Надо помнить, что даже небольшая течь свидетельствует о нарушении герметичности системы охлаждения: вода быстро испаряется и температура ее становится выше допустимой. Нельзя работать без пробки заливной горловины радиатора.
Из наблюдений за работой тракторов, имеющих закрытую систему охлаждения, выявлено, что невыполнение указанных рекомендаций приводит к большому расходу воды, частым перегревам двигателя и, в конечном счете, к снижению производительности трактора и выходу из строя головки цилиндров; регулярно следить за температурой воды в системе охлаждения работающего двигателя (по показанию термометра). При эксплуатации рекомендуется поддерживать температуру воды в пределах 75—100°С, но не выше 102 °С.
Низкая температура воды способствует повышенному износу гильзопоршневой группы.
Причинами повышенной температуры могут быть:
- -недостаточный уровень воды в системе охлаждения; утечка воды (особенно в соединениях патрубков), приводящая к уменьшению уровня воды в системе; ослабление натяжения приводного ремня вентилятора и водяного насоса (частота вращения вентилятора и водяного насоса уменьшаются из-за проскальзывания слабонатянутого ремня в канавках шкива);
— чрезмерное загрязнение сердцевины радиатора;
— содержать в чистоте радиатор (периодически, особенно после работы на запыленных участках, промывать или продувать сжатым воздухом наружную поверхность сердцевины);
— своевременно смазывать подшипники вала вентилятора и водяного насоса солидолом через масленку, нагнетая его до тех пор, пока он не покажется из контрольного отверстия;
— периодически контролировать состояние уплотнения крыльчатки водяного насоса. С этой целью в нижней части корпуса изготовлено дренажное отверстие. Сильная течь воды из него свидетельствует о необходимости разборки насоса и замены уплотнения (манжеты и упорной шайбы);
— систематически (при техническом обслуживании № 1) проверять натяжение ремня вентилятора на участке от шкива коленчатого вала до шкива генератора. Правильно натянутый ремень при нажиме большим пальцем с усилием 30—40 Н (3—4 кгс) на середине участка должен прогнуться на 15— 20 мм. Следует помнить, что чрезмерное натяжение ремня вентилятора может явиться причиной поломки подшипников вала вентилятора и генератора, вызывает повышенный износ ремня; при недостаточном натяжении происходит перегрев двигателя.
При длительной остановке трактора, когда температура окружающего воздуха ниже 5 °С, надо слить из системы охлаждения воду, предварительно дав ей остыть до 40—50 °С.
Во время проведения сезонного технического обслуживания промывать систему охлаждения, а если обнаружатся большие отложения грязи, осадков, накипи, то удалить их.
Для удаления грязи и осадков сразу же после остановки двигателя слить воду, отвернув пробки на радиаторе и на сливной трубке блока; при открытых сливных отверстиях пролить через систему охлаждения 50—60 л воды. Для удаления накипи слить воду из системы охлаждения, заполнить ее раствором, состоящим из 0,8—1,0 кг каустической соды и 0,6 л керосина на 10 л (ведро) воды. Запустить двигатель и прогреть его на средней частоте вращения коленчатого вала в течение 20—25 мин. Оставить раствор в системе на 10—12 ч, затем вновь пустить двигатель и прогреть его в течение 20—25 мин на средней частоте вращения. Далее остановить двигатель, слить из системы охлаждения раствор, дать двигателю остыть и тщательно промыть систему (рекомендуется пролить через систему 10—15 ведер чистой воды), после чего заполнить ее чистой водой.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Какой уход необходим за системой охлаждения двигателя А-41?"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы