Генератор, реле-регулятор и аккумуляторная батарея — главные элементы зарядной цепи. Неисправности этой цепи нарушают работу всей системы электрооборудования.
Рассмотрим примеры неисправностей зарядной цепи.
Рис. 1. Электрическая схема определения неисправности зарядной цепи:
1 — аккумуляторная батарея; 2 — амперметр; 3 — реле-регулятор; 4 — генератор; 5 — контрольная лампа
Пример 1. Нет зарядного тока. Чтобы определить причину отсутствия зарядного тока, следует замкнуть клеммы «Б» и «Я» реле-регулятора через контрольную лампу при работающем двигателе. По показанию стрелки амперметра устанавливают место и характер неисправностей:
— стрелка не отклоняется — обрыв в зарядной цепи;
— стрелка быстро отклоняется в сторону разрядки, искрение в месте присоединения контрольной лампы — короткое замыкание в генераторе и реле-регуляторе;
— стрелка отклоняется в сторону зарядки — неисправно реле обратного тока: контакты реле не были замкнуты;
— стрелка отклоняется в сторону разрядки — неисправен генератор или реле-регулятор.
Чтобы определить, какой из приборов (генератор или реле-регулятор) не исправен, замыкают клеммы «Я» и «Ш» реле-регулятора через контрольную лампу. Если появится зарядный ток, то, следовательно, генератор работает нормально, а реле-регулятор не исправен. Если зарядный ток не появляется — не исправен генератор.
К основным неисправностям генераторов постоянного тока относятся следующие.
Винтовое замыкание в обмотке якоря. Замыкание возникает вследствие нарушения изоляции провода обмотки. Мощность генератора падает, обмотка якоря перегревается, что приводит к разрушению изоляции обмотки.
Винтовое замыкание в обмотке возбуждения. При этой неисправности ухудшаются начальные обороты отдачи мощности и повышается искрение между контактами регулятора напряжения.
Обрыв обмотки якоря. Обрыв обмотки якоря обычно происходит в местах припаивания кондов секций к пластинам коллектора. Вследствие повышенного искрения под щетками подгорают соседние пластины коллектора, соединенные с оборванной секцией. Мощность генератора при этом резко уменьшается.
Обрыв цепи обмотки возбуждения. При обрыве обмотки возбуждения или соединительного провода, идущего от положительной щетки к выводной клемме «Я» генератора, генератор не возбуждается.
Повышенное искрение под щетками. Одной из причин повышения искрения под щетками является зависание щеток, которое вызывают заусенцы и забоины на направляющих плоскостях щеткодержателя, попадание масла и грязи на стенки щеткодержателя, деформация щеткодержателя. Заусенцы и забоины зачищают надфилем. Масло и грязь удаляют тряпкой, смоченной в бензине.
Замыкание обмотки якоря. При намотке якоря пазовая изоляция может быть продавлена проводником, выходящим из паза или сдвинута в сторону, в результате чего провод касается острой грани зубца. При длительной работе изоляция проводника пробивается, и якорь выходит из строя.
Замыкание обмотки возбуждения возникает обычно при попадании металлических частиц между катушкой и корпусом или полюсом.
К основным неисправностям реле-регуляторов относятся следующие.
Контакты реле обратного тока при нормальном напряжении не замыкаются. Это может быть при обрыве параллельной обмотки реле: сердечник реле не намагничивается и не притягивает якорь; при увеличении зазора между контактами или между якорем и сердечником.
Увеличение искрения между контактами регулятора напряжения и ограничителя тока. Неисправность вызывается нарушением крепления добавочных сопротивлений или их перегоранием. Повышенное искрение между контактами приводит к окислению и свариванию контактов.
Рис. 2. Схема проверки контактно-транзисторного реле-регулятора:
1 — генератор;2 — выпрямительное устройство; 3 — реле-регулятор; 4 — вольтметр; 5 — аккумуляторная батарея; 6 — реостат; 7 —амперметр
Нарушение регулировки регулятора. Вибрация и тряска, а также некоторое старение материала могут изменить усилие натяжения пружин и величину зазора между якорем и сердечником.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Каковы основные неисправности генераторов и реле-регуляторов?"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы