Каменные материалы перерабатывают на специализированных дробильно-сортировочных установках и заводах, которые по степени подвижности разделяют на стационарные, полустационарные (инвентарные, сборно-разборные), передвижные и плавучие.
Камнедробильные заводы разделяют: по объему выпускаемой продукции (мощности) — малой (до 50-100 тыс. м3 в год), средней (100-250 тыс. м3 в год) и большой (более 250 м3 в год) производительности; по схеме технологического процесса — на заводы, работающие по открытому циклу (материал проходит через дробильную машину только один раз) (рис. 3.5, а) или замкнутому циклу (крупные фракции остающегося на сите материала после сортировки возвращаются на повторное дробление) (рис. 3.5, б); по расположению к рельефу местности — на заводы с горизонтальной и вертикальной компоновкой оборудования.
Рис. 3.5. Схемы циклов дробления:
а — открытый цикл; б — закрытый цикл; / — питатель пластинчатый; 2,4 — грохоты; 3 — дробилка
Выбор способа дробления определяется физико-механическими свойствами дробимого материала и крупностью его кусков. Способность горных пород противостоять разрушению зависит от прочности, наличия трещин в кусках, способов воздействия на них разрушающих условий.
Наибольшее сопротивление породы оказывают раздавливанию, меньше — изгибу и наименьшее — растяжению. В современной практике применяют дробилки, работающие главным образом по принципу раздавливания и удара при добавочных истирающих и изгибающих воздействиях на дробимый материал.
При выборе технологической схемы производства работ на КДЗ учитывают тип горной породы:
I— однородные магматические горные породы (граниты, диориты, сиениты и др.) с пределом прочности при сжатии 600 МПа и более, чистые и менее загрязненные легкопромывистыми включениями; метаморфические (осадочные) породы с прочностью при сжатии 60-250 МПа и с большим содержанием мелких кусков 0-150 (200) мм в исходной горной массе, загрязненные легко- и среднепромывистыми включениями;
II — прочные однородные осадочные породы (известняки, доломиты и др.) с пределом прочности при сжатии 60-200 МПа и более, незначительно загрязненные легко- и среднепромывистыми включениями;
III — неоднородные малоабразивные породы, прочность при сжатии которых изменяется в широких пределах (10—150 МПа), содержащие слабые разности и загрязненные средне- и труднопромывистыми включениями. Для этих пород нельзя рекомендовать единую технологическую схему переработки ввиду того, что содержание слабых разностей и глинистых включений колеблется в значительных пределах.
Для облегчения разработки технологического процесса составляют количественные и качественные схемы.
Количественная схема показывает, в каких количествах и в какой последовательности поступивший на завод материал перерабатывается и проходит через отдельные операции технологического процесса. Для построения этой схемы необходимо знать зерновой состав материала, выходящего из дробилки, в зависимости от ширины на выпускной щели.
В тесной увязке с количественной схемой технологического процесса и с учетом местных условий составляют качественную схему, представляющую собой схему цепи машин и механизмов, которыми должен быть оборудован завод при заданной годовой программе.
На КДЗ с небольшой годовой производительностью обычно применяют одностадийную схему дробления, которая осуществляется как с открытым, так и с замкнутым циклом; перерабатываются куски исходного материала размером до 400-450 мм. Дробление породы производится на одной или нескольких параллельно работающих дробилках 2, из которых дробленый материал направляется транспортирующими машинами (ленточные конвейеры, ковшовые элеваторы) на грохоты 3. Готовый продукт подается в бункера 4 или отвалы (рис. 3.6, а). Такую схему часто применяют при разработке притрассовых карьеров.
Двухстадийная схема дробления (рис. 3.6, б) получила наибольшее распространение на КДЗ средней производительности и при переработке кусков исходного материала размером до 700-1000 мм. В этой схеме вместо нескольких небольших дробилок, работающих параллельно, устанавливают одну-две дробилки большой производительности. Верхний сорт (фракция) от этой дробилки поступает на вторичное дробление в одну или несколько дробилок меньшей производительности. Окончательная сортировка осуществляется на втором грохоте, куда поступает продукт вторичного дробления, а также материал, отсортированный на первом грохоте. В этой схеме работа совершается также по замкнутому циклу.
Рис. 3.6. Схемы стадий дробления:
а — одностадийная; б — двухстадийная; в — трехстадийная; 1 — питатель; 2 — щековая дробилка первичного дробления; 3 — грохоты (одно- и трехситные); 4 — бункера; 5 — конусная дробилка второй стадии дробления; 6 — конусная дробилка третьей стадии дробления
Трехстадийную схему дробления (рис. 3.6, в) используют на заводах с годовой производительностью более 250 тыс. м3 и при переработке исходного материала с размером кусков до 1000-1200 мм. Эта схема является наиболее гибкой и рациональной, так как обеспечивает выпуск в требуемых пределах как крупных, так и мелких фракций, и применяется в качестве основной при дроблении прочных каменистых материалов.
При всех схемах дробления на первичном дроблении устанавливают щековые дробилки большой производительности, реже конусные, а на вторичном — валковые, конусные и щековые меньшей производительности.
Роторные дробилки рассчитаны на дробление неабразивных горных пород (известняков, доломитов и др.), имеют высокую степень дробления, большой процент выхода щебня кубообразной формы, меньшую энергоемкость и чувствительность к попаданию недробимых предметов. Между первичными и вторичными дробильными машинами целесообразно устанавливать промежуточный бункер, сглаживающий неравномерность подачи материала. Емкость бункера должна быть не меньше двойного объема транспортных средств, загружающих первичную дробилку, плюс объем материала, находящегося на ленте конвейера, питающего вторичную дробилку.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Камнедробильные заводы"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы