Пластообразованные залежи рыхлых пород, состоящие из смеси песка (более 50%), гравия и валунов, называются песчано-гравийными месторождениями. При содержании песка в смеси менее 50% месторождения называют гравийно-песчаными.
Гравийный материал получают сортировкой природных гравийно-пес-чаных смесей. Для дорожного строительства используют гравий размерами 5-10, 10-20, 20-40 и 40-70 мм.
Содержание слабопрочных пород (предел прочности при одноосном сжатии менее 20 МПа) не должно превышать 10% по массе. Количество глинистых, илистых и пылеватых частиц не должно превышать 1% по массе. Гравий не должен содержать более 15% зерен пластинчатой или игольчатой формы.
Технология, механизация и организация добычи должна обеспечивать выпуск продукции достаточного ассортимента при минимальных затратах на производство.
Разработка рыхлых пород включает в себя следующие технологические процессы: – удаление вскрышных пород; – добычу материала и его транспортирование на дорогу или КДЗ для обогащения.
Песчаные и гравийно-песчаные толщи разрабатывают одно- и многоковшовыми экскаваторами, одноковшовыми погрузчиками, одним или несколькими уступами в зависимости от мощности полезного слоя. Максимально допустимая высота уступа равна 1,5 высоты его резания. Добытый материал погружают непосредственно в транспортное средство или через бункер-накопитель доставляют к месту потребления (рис. 3.3).
Карьерный транспорт имеет ряд особенностей, отличающих его от транспорта общего назначения:
-пункты погрузки и разгрузки постоянно меняют положение, следуя за фронтом горных работ, что требует периодического перемещения транспортных коммуникаций (автомобильных дорог) и оборудования (ленточные конвейеры и т. п.); – карьерные транспортные средства (автомобили) должны преодолевать большие подъемы при выезде из карьера; – высокопроизводительное экскавационно-погрузочное и транспортное оборудование требует взаимного согласования параметров.
Рис. 3.3. Схема выемки и погрузки материала в автомобили-самосвалы экскаватором:
1,2— соответственно оси перемещения экскаватора и автомобиля-самосвала; Ля — радиус погрузки экскаватора;
Фронтальные погрузчики на пневмоходу работают в забое более эффективно по сравнению с экскаваторами. Они самостоятельно могут доставлять материал в ковше на расстояние до 300 м для загрузки бункеров или автосамосвалов.
Необводненные месторождения при благоприятных условиях, в частности при наличии воды вблизи месторождения и дешевой электроэнергии, разрабатывают гидромеханизированным способом. Этот способ может быть применен и при выполнении вскрышных работ.
Рис. 3.4. План обводненного карьера: 1 — отвал гравийно-песчаной смеси; 2 — экскаватор-драглайн; 3 — карьер
Обводненные месторождения, расположенные в пойменных трассах, в руслах рек, на прибрежных участках озерных и морских бассейнов, разрабатывают экскаваторами-драглайнами или земснарядами, оборудованными погружными насосами (рис. 3.4).
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Особенности механизации добычи рыхлых пород"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы