Производственные предприятия, составляющие производственную базу, создают для обеспечения дорожного строительства материалами, полуфабрикатами, готовыми изделиями и деталями сборных конструкций. К ним относят карьеры для добычи и переработки каменных материалов, камнедробильные заводы (КДЗ), битумные базы, асфальтобетонные (АБЗ) и цементобетонные (ЦБЗ) заводы, щебеночные заводы, установки по приготовлению битумных эмульсий, базы и полигоны для изготовления железобетонных конструкций и деталей и т. д.
Создание производственных предприятий сопряжено с большими капитальными затратами, объем которых зависит от линейных условий и мощности предприятий. Затраты на перевозку продукции автомобилями к местам ее потребления составляют до 25-35% сметной стоимости строительства. Поэтому очень важно правильно произвести размещение предприятий. При сравнении различных вариантов их расположения учитывают следующие условия: возможность и дальность транспортирования сырьевых материалов и готовой продукции (состояние и характеристика дорог); обеспеченность электроэнергией, паром, топливом, водой; наличие площадки необходимого размера и подъездных путей к ней. Участок для строительства предприятия выбирают так, чтобы затраты на его освоение были сведены к минимуму.
Все производственные предприятия разделяют на добывающие и перерабатывающие. К добывающим относят карьеры дорожно-строительных материалов (камня, гравия, песка) и лесосеки. В свою очередь карьеры по своему назначению, объемам и срокам работ разделяют на при-трассовые и промышленные.
Притрассовые карьеры разрабатывают дорожно-строительные организации, и их продукция идет на собственные нужды. Сроки разработки и объем добываемой продукции составляет 50-100 тыс. м3 в год. В связи с коротким сроком эксплуатации притрассовых карьеров для их разработки применяют главным образом самоходные и передвижные машины и установки.
Промышленные карьеры отличаются большими объемами добываемой продукции — 100—200 тыс. м3 в год. Срок действия таких карьеров составляет 10-15 лет. Они располагают мощным стационарным оборудованием как для разработки, так и для переработки добываемых материалов. Обычно стоимость их продукции ниже стоимости продукции притрассовых карьеров. Вместе с этим удаленность от объектов строительства приводит к значительной стоимости транспортирования и стоимости продукции франко-объекта.
К перерабатывающим производственным предприятиям относят АБЗ, ЦБЗ, установки (базы) по приготовлению битумных смесей, базы органических вяжущих материалов, заводы по изготовлению бетонных и железобетонных деталей и конструкций, щебеночные заводы, лесоперерабатывающие базы.
В зависимости от места расположения этих предприятий различают прирельсовые, притрассовые и прикарьерные заводы или базы.
Прирельсовые заводы располагают вблизи от станций железной дороги. Такое расположение выгодно при получении по железной дороге всех или значительной части материалов: щебня, гравия, песка, цемента, битума и т. д.
Организация производственных предприятий, размещенных на водных путях, имеет много общего с организацией прирельсовых предприятий. Разгрузочные рельсовые пути заменяются причалами, оборудованными необходимыми средствами механизации для разгрузки прибывающих барж с сырьевыми материалами. Наиболее существенное отличие от прирельсовых предприятий состоит в сезонной поставке сырьевых материалов в связи с прекращением навигации в зимний период.
Притрассовые заводы (базы) располагают близко к строящейся дороге. Материалы на эти предприятия доставляют автотранспортом непосредственно из карьеров или баз.
Прикарьерными называют заводы (базы), расположенные вблизи карьеров местных дорожно-строительных материалов. Сырьевые материалы доставляют с мест их добычи или предварительной переработки. Короткие расстояния доставки карьерных материалов определяют вид транспорта: конвейеры, пневмотранспорт, подвесные канатные дороги и т. д.
По типу основного оборудования, конструкции сооружений, возможности быстрой дислокации с места на новое место заводы и базы разделяют на стационарные, полустационарные и передвижные.
Стационарные заводы (базы) имеют мощное оборудование, которое располагается на фундаментах в зданиях капитального типа. Они являются длительно действующими предприятиями. Полустационарные предприятия имеют большую часть оборудования инвентарного типа, допускающего неоднократный монтаж и демонтаж. Их используют на одном месте как короткое, так и длительное время.
Передвижные предприятия специально приспособлены для частых перемещений с целью сокращения расстояния транспортирования сырьевых материалов и готовой продукции.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Общие сведения о производственных предприятиях"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы