В башенных кранах в качестве тяговых органов для подъема груза и стрелы, строповки поднимаемых грузов и изготовления оттяжек применяются стальные проволочные канаты.
Канаты изготовляются свивкой из отдельных проволочек. Свивка канатов бывает (рис. 5) одинарная, двойная и тройная. Канаты одинарной свивки изготовляют из отдельных проволочек, канаты двойной свивки — из канатов одинарной свивки, называемых в таких канатах прядями; канаты тройной свивки — из канатов двойной свивки.
Рис. 5. Конструкция каната:
Для башенных кранов применяют канаты двойной свивки, изготовляемые из шести прядей, обвитых вокруг пенькового (реже стального) сердечника, пропитанного смазочным материалом (рис. 5, а). Направление свивки может быть правым и левым.
Если направление свивки проволок в пряди совпадает с направлением свивки прядей, такие канаты называются канатами односторонней свивки (рис. 5, б). Если направление свивки проволок противоположно направлению свивки прядей, канаты называются канатами крестовой свивки (рис. 5, в). На кранах преимущественно применяются канаты крестовой свивки, которые менее подвержены раскручиванию и сплющиванию при огибании блоков.
Подбор стальных канатов производится по ГОСТ с проверкой по разрывному усилию каната и учетом необходимого запаса прочности.
Таблица 1
Разрывное усилие каната указывается в заводском паспорте каната. Запас прочности в зависимости от условий работы для рабочих канатов принимается от 3 до 6 и для чалочных — от 4 до 10.
Долговечность службы каната зависит от правильности установки его на кран и ухода за ним во время эксплуатации.
В башенных кранах для подъема груза н стрелы применяются полиспасты. Полиспастом называется простейшее грузоподъемное устройство, состоящее из подвижной и неподвижной блочных обойм, на блоки которых навиваются канаты или цепи.
Полиспасты башенных кранов представляют собой часть грузоподъемного или стрелоподъемного механизма, в котором груз подвешивается к подвижной обойме, а последняя ветвь каната полиспаста наматывается на барабан лебедки.
Полиспаст обеспечивает возможность подъема грузов с помощью силы, в несколько раз меньшей, чем вес поднимаемого гРуза. Объясняется это тем, что вес подвешенного к полиспасту гРуза распределяется на несколько ветвей каната.
Число ветвей каната, на которое распределяется вес поднимаемого груза, называется кратностью полиспаста. Так, кратность Стрелового полиспаста крана БК-2 равна 6.
Если условно принять, что потери на трение в блоках полиспаста отсутствуют, т. е. коэффициент полезного действия полиспаста равен единице, то отношение веса поднимаемого груза к силе, которая обеспечивает его подъем с помощью полиспаста, также дает значение величины кратности полиспаста.
Кратность полиспаста можно определить и как отношение скорости движения свободного конца каната полиспаста, идущего на барабан лебедки, к скорости движения поднимаемого груза.
Для подвешивания грузов к крюкам кранов используют различные чалочные приспособления — стропы, изготовленные из отрезков каната.
Запас прочности стропов принимается десятикратным.
Конструкции стропов приведены на рис. 6. Концы стропов обычно снабжаются крюками, карабинами, серьгами, кольцами и другими подвесками (рис. 7), обеспечивающими быстроту и безопасность закрепления груза.
Удобство пользования стропами значительно влияет на повышение производительности крана.
Испытание канатов грузоподъемных приспособлений .производится совместно с грузозахватными приспособлениями и заключается в подъеме и выдерживании в течение 10 мин. груза, вес которого превышает номинальную грузоподъемность грузозахватного приспособления в два раза.
После испытания каната и грузозахватных приспособлений производится их осмотр. Канат и приспособления должны выдержать нагрузку без механических повреждений или остаточных деформаций.
О результатах осмотра делается запись в журнале с указанием, на какой срок и при какой предельной нагрузке допускается канат и приспособление к работе.
Одной из ответственнейших деталей крана, закрепляемой на тяговом органе и используемой в стропах, является крюк (рис. 8). Поломка крюка вызывает падение груза, которое может сопровождаться человеческими жертвами, авариями крана и разрушением конструкций здания или сооружения. Поэтому к крюку предъявляются самые строгие требования.
Крюки изготовляются из стали марки Ст. 20. Каждый крюк должен иметь клеймо завода-изготовителя и паспорт с указанием грузоподъемности.
Рис. 6. Канатные стропы: в — с крюком; в — универсальный; в — для длинномерных грузов; г — для подъема плит перекрытая
Применение крюков без клейма и паспорта запрещается. За состоянием крюков необходимо постоянно тщательно наблюдать. Их необходимо испытывать один раз в месяц при частой нагрузке или один раз в полугодие при редкой нагрузке. Контрольная нагрузка должна составлять 125—130% от паспортной.
Рис. 7. Элементы захватных приспособлений: а — карабин; б — коуш; в —серьга; д —кольцо
Рис. 8. Крюк
Рис. 9. Схема размещения электрооборудования башенного краха
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Канаты, полиспасты, грузовые крюки"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы