Стальные канаты, применяемые на кранах и в грузозахватных приспособлениях, закрепляют на осях (пальцах), блоках, проушинах крюков, клиновых втулках. Для крепления к барабанам используют либо клиновые втулки, либо прижимные планки.
Рис. 128. Крепление концов стального каната:
а — петля на зажимах (жимках), б — петля с заплеткой, е — петля с гильзо-клиновой заделкой, г — в клиновой конусной втулке, д — в конусной втулке с заливкой, е — на барабане с помощью клина, ж — то же, с помощью прижимных планок; 1 — конец каната, 2 — коуш, 3 — скоба, 4,5 — колодки, 6 — гайки, 7 — кованые скобы, 8 — шпонка, 9 — гильза, 10 — корпус клиновой втулки,- 11, 13 — клинья, 12 — конусная втулка, 14 — прижимная планка
На осях (пальцах) канат крепят несколькими способами. Крепление — пеТля на зажимах (жимках) (рис. 128, а) выполняют так. Конец каната складывают петлей, причем загнутый конец 1 должен быть длиной не менее 18 диаметров каната и не менее 300 мм. Внутрь петли вставляют стальной коуш 2, выбранный в соответствии с диаметром каната, Зажим состоит из скобы 3 с резьбой на концах и фрезерованной 4, кованой или литой 5 колодки. Скобы надевают на две ветви каната со стороны нерабочего конца, вставляют колодки и затягивают гайки 6. Могут применяться также двусторонние зажимы с двумя одинаковыми скобами 7. Количество зажимов определяется при проектировании, но должно быть не менее трех. Шаг расположения зажимов и длина свободного конца каната от последнего зажима должна быть не менее шести диаметров каната. Гайки зажимов затягивают до тех пор, пока каждая ветвь каната не обожмется на i/з диаметра.
Петля с заплети.ой (рис. 128, б) выполняется аналогично предыдущей, но загнутый конец расплетен на пряди, каждая из которых пропущена затем несколько раз между прядями основного каната. Число проколов каждой прядью при заплетке оговорено Правилами Госгортехнадзора и должно быть, например, не менее 4 для канатов диаметром до 15 мм и не менее 5 для канатов от 15 до 28 мм. Последний прокол допускается выполнять половинным количеством прядей каната.
Петля с гильзо-клиновой (втулочно-шпо-ночной) заделкой (рис. 128, е) выполняется так. Канат пропускают через стальную эллипсную гильзу (втулку) 9, затем делают петлю и свободный конец каната пропускают обратно. Между канатами закладывают стальную каленую шпонку 8, протаскивая ее вместе с канатами примерно до середины гильзы. Затем опрессовывают втулки на прессе (без нагрева) в обжимках.
Заделку каната в клиновой конусной втулке (иногда называют в клиновом коуше) (рис. 128, г) производят в литой, кованой или штампованной конусной втулке 10. Канат пропускают через втулку со стороны узкого конца, делают петлю, вкладывают клин 11 и свободный конец заправляют обратно во втулку. Чтобы канат не выскальзывал, клин затягивают внутрь до отказа. Для равномерной затяжки обоих концов каната свободный конец его соединяют с основным одним зажимом аналогично рис. 128, а.
На кранах большой грузоподъемности для канатов большого диаметра применяют заделкув конусную втулку с заливкой легкоплавким металлом (рис. 128, д). Конец каната заводят во втулку 12, расплетают пряди, обезжиривают проволоки, удаляют органический сердечник и концы проволок загибают в виде крючков. Затем в вертикальном положении втулку заливают расплавленным металлом.
Закрепление канатов на барабанах лебедок выполняют либо с помощью клина 13 в конусном гнезде барабана (рис. 128, е), либо с помощью прижимных планок 14, расположенных на торцовой поверхности реборды (рис. 128, ж), либо на самом барабане.
Для временного крепления канатов, что особенно часто встречается при монтажных работах, применяют петли и узлы аналогичные морским узлам. Разница заключается в том, что морские узлы вяжут из пеньковых канатов, которые имеют большую гибкость и не имеют смазки. Стальные же канаты за счет смазки и большей жесткости имеют свою специфику вязки. Не все морские узлы можно выполнять на стальном канате, а при затяжке некоторых узлов канат деформируется и нарушается его структура. Поэтому часто внутрь узла вставляют деревянный вкладыш, предохраняющий канат от затяжки. Наиболее распространенные узлы показаны на рис. 129, а — е.
Прямой узел (иногда его называют крестовым) применяют для связывания двух концов каната одинакового диаметра. Нерабочие концы канатов должны располагаться по одну сторону относительно продольной оси тяговых ветвей, а оба конца одного каната выходить вмерте из петли второго. На концы канатов ставят зажимы, а в петлю закладывают круглый обрезок дерева.
Рис. 129. Узлы и петли из стальных канатов:
с — прямой (крестовый) узел, б — беседочный (морской) узел, в — простой штык (двойной узел), г — мертвая петля, д — обыкновенная петля, е — плоский узел; 1 — свободный конец, 2 — зажим
Беседочный (морской) узел, простой штык (двойной узел), мертвую и обыкновенную петли применяют для крепления к колоннам, столбам и другим конструкциям временных оттяжек или строповки поднимаемых грузов. Причем беседочный узел используют в тех случаях, когда нужна не затягивающаяся петля, а мертвая, наоборот, для затяжки. Плоским узлом связывают два -каната разной толщины.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Способы крепления канатов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы